Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Кто отвечает за беззакония. Дети и грех. 11.06.2009
[ Закон, грех, наказание ]

Кто отвечает за беззакония. Дети и грех.

В прошлых наших статьях мы рассмотрели такие вопросы: что такое грех, как он появился в мире, и какое отношение к этому имел сатана. Мы заметили какие слова употребляются в Писании в связи с темой греха, и обратили внимание на их значение. Давайте теперь подумаем, кто же виноват во грехе, то есть почему человек согрешает. Многие сказали бы: из-за сатаны, или кое-кто даже может обвинить Бога, как это сделал Адам, сказав: “жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” (Быт. 3:12). Но надо признать, что каждый будет отвечать за свои собственные грехи, то есть виноват во грехе только тот человек, который совершает этот грех. Этому как раз и учит отрывок из Иак. 1:13-15: “В искушении никто не говори: “Бог меня искушает”; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть”. Необходимо заметить, что слова “искушать” и “искушение” имеют не одно значение, как и многие другие слова. Они имеют такие значения как: 1) испытывать, проверять - в хорошем смысле, ибо это ведет к положительным результатам. В таком значении эти слова употребляются по отношению ко Христу и верующим (Евр. 2:18; 4:15; 11:17,36; 1 Пет. 1:6; Иак. 1:2). 2) Искушения в плохом смысле, ведущие к ошибке и греху. Вот некоторые места, где такие слова встречаются: Мат. 4:1; 16:1; 22:18,35; Гал. 6:1. 3) Бросать вызов Богу (Деян. 5:9; 15:10; Евр. 3:8,9).

Отрывок из послания Иакова 1:12-15 на первый взгляд может показаться противоречащим другим местам Писания, говоря, “Бог не искушается злом” и “Сам не искушает никого”, но Бог искушал Авраама (Евр. 11:17), и израильтяне искушали Бога (1 Кор. 10:9). Вышеупомянутые искушения - это искушения, исходящие извне, а стих 14 ясно показывает, что искушения, испытания в этом отрывке исходят извнутрь, от неукротимых желаний похоти (сравните Мар. 7:20-23), но при этом, не исходящие от Бога. При этом противоречия здесь нет. В стихах 1:2-12 Иаков говорит об искушениях (испытаниях христиан, ведущих к совершенству), а в стихах 1:13-15 говорится об искушениях, которые ведут ко злу. Источником этого зла и греха никоим образом не является Господь, ибо это противно самой природе Иеговы. Но что же ведет ко греху? Очевидно, что нечестивые (неодобренные Богом) желания, которые время от времени могут появляться у любого человека, и если не обуздываются им, ведут к тому, что человек поддается похотям, будучи обманут “наживкой”, которую использует сатана, чтобы привести человека ко греху, подчиняется воле сатаны, после чего происходит неизбежное “зачатие и рождение” греха, результатом которого является духовная смерть. Сравните также с Рим. 6:21, 23а; 8:6: “Ибо возмездие за грех - смерть”. Кто же виноват во грехе? Не Бог, но сам человек, который не контролирует своих желаний, и идет у них на поводу. Обязанность христиан - “удаляться от плотских похотей, восстающих на душу” (1 Пет. 2:11). “Классическими” примерами на отрывок из послания Иакова являются Ева и Ахан. Ева увидела, возжелала, взяла плод и умерла духовно (Быт. 3:6,3). После поражения израильтян у города Гай Господь сказал Иисусу Навину, что некто “сделал беззаконие среди Израиля” (Иис. Н. 7:11,12,15). Выяснилось, что это был Ахан (18). И вот ответ Ахана: “Точно, я согрешил пред Господом, Богом Израилевым, и сделал то и то. Между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и свиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним” (20,21). Результат греха для Ахана был плачевным - смерть духовная и физическая.

Важным вопросом, связанным с темой ответственности за грех, является вопрос: грешны ли дети? Многие верующие в Бога люди заявляют, что да. Даже появилось такое понятие как первородный грех, то есть грех, который передается по наследству всем людям от Адама, поэтому ребенок, родившись в этот мир, уже греховен. Как всегда, если мы хотим найти правильный ответ, нам надо искать его в Библии, Божьем откровении людям. Действительно, Писание нигде прямо не говорит, что дети безгрешны, но оно и не утверждает, что они наследуют грех или грешат. Рассматривая эту тему, давайте не будем забывать, что наказание за грех, и последствия греха - это две разные вещи. Вероятно, неправильное понимание утверждения “потому что все согрешили и лишены славы Божьей” (Рим. 3:23) ведет к неправильному выводу  - дети грешны от рождения.

Давайте внимательно рассмотрим все “за” и “против” по поводу этого вопроса. Если мы хотим иметь верный ответ, то нам необходимо собрать всю информацию в Писаниях по этой теме, проанализировать в свете всей Библии, и только потом делать какое-то утверждение. Начнем с того, что грех - это то, что человек делает (1 Иоан. 3:4); или не делает того, что должен был бы делать (Иак. 4:17); или противится Божьим повелениям (1 Иоан. 5:17); или поступает против своих убеждений (Рим. 14:23); или поддерживают лжеучение (2 Иоан. 9-11). Нигде в этих отрывках не говорится, что человек наследует грех, более того, ребенок не может совершить вышеперечисленные действия осознанно, ибо ничего этого не понимает. Было бы крайне несправедливо наказывать ребенка за то, что он не способен осознать. Иногда приводится Рим. 5:12, и говорят, что грех перешел во всех человеков. Прочтите внимательно этот отрывок и вы увидите, что не грех перешел во всех человеков, а смерть. Действительно, из-за греха Адама и Евы все люди стали смертными, ибо не имеют доступа к дереву жизни (Быт. 3:22). Когда мы рассматриваем любой отрывок Писания, то должны рассматривать его в контексте той главы и книги, в которой этот отрывок находится. Апостол Павел в главе 5 о детях ничего не говорит, а говорит об Иисусе и Адаме, сравнивая их друг с другом, и о том, что они сделали, и как это повлияло на все человечество.

Существует такое мнение, что плоть греховна, поэтому человек рождается грешным. Но это мнение далеко от истины. Прочтите Рим. 6:13: “И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудие праведности”, и Рим. 12:1: “Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего”. Из этих отрывков становится понятным, что тело человека является нейтральным, то есть его можно использовать для служения греху, или для служения Богу.

Вспомните об Иисусе, Писания показывают, что Иисус был безгрешен (1 Пет. 2:22; Евр. 4:15). Но Иисус был человеком на сто процентов, ибо родился от обычной женщины (хотя зачат был чудесным образом  - от Духа Святого), то есть имел такое же тело как и другие люди (Евр. 2:14; Фил. 2:7, Иоан. 1:14). Если бы дети рождались грешными, то Иисус должен был родиться также грешным. Но утверждать так - злословить Бога.

Евреи также считали, что грех передается по наследству, поэтому у них появилась такая пословица: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах кислая оскомина” (Иез. 18:2). Господь же заявляет, что это неправильно. Прочтите внимательно эту главу, и вы увидите, что на протяжении всей главы Господь показывает, что каждый отвечает за свои грехи. “Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается” (Иез. 18:20).

Давайте рассмотрим, что говорил Господь о детях. В Мат. 18:3 Иисус сказал: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. Христос, разговаривая с учениками о Царстве Небесном, приводит в пример ребенка и говорит, чтобы ученики Его стали такими же как дети, то есть безвредными и смиренными. В 19:14 мы ясно видим, что дети принадлежат Царству Небесному: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное”. А что мы знаем о Царстве Небесном, и кто имеет вход в него? “Ничто нечистое” не войдет в небесный Иерусалим (Откр. 21:27). Если принять, что дети грешны, то Иисус заявлял, что необходимо стать маленькими грешниками, чтобы быть вместе с Богом. Но это ведь абсурд, ибо Бог и грех несовместимы. Поэтому нам необходимо признать, что дети не могут быть грешниками, если мы верим словам Христа и принимаем их.

Вероятно вы слышали о поляке Бернарде Геце и его “Библии Геце”, в которой есть краткий библейский указатель. В этом указателе находится и такая идея, в которую верят очень многие: “Всякий человек зачат и рожден во грехе”, и приводятся ссылки, якобы доказывающие эту идею. Давайте рассмотрим эти отрывки и проанализируем их  - действительно ли они учат тому, что дети являются грешниками.

Начнем с Ис. 48:8. “Ты и не слыхал, и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матерного ты прозван отступником”. Помните, отрывки из Писания надо читать в контексте. Необходимо отмечать: кто говорит и кому говорится. Господь произносит это устами Исаии, но кому? Дому Иакова, Израилю (48:1,12). Здесь и близко не упоминаются дети. Поэтому этот отрывок вообще нельзя приводить в доказательство греховности детей. Хотя это любимое дело всех лжеучителей вырывать стихи из контекста и давать им свое толкование, которое им кажется правильным. Помните, что лучшим толкователем Библии является сама Библия.

Следующие отрывки - это Иов 15:14 и 25:4: “Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным”, “И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?” Все Писание является богодухновенным, но Писания приводят слова не только Бога и людей, ведомых Духом Святым, но и лжепророков, сатаны, людей, которые не являлись устами Бога, но выражали свои мысли и верования. Обратите внимание на то, кому принадлежат эти высказывания - Елифазу и Велдаду - друзьям Иова. Что можно сказать о них? Говорили ли они истину, или высказывали свои взгляды? Чтобы понять это, лучше взглянуть на всю эту книгу. Видно, что обвинения друзей Иова против него были безосновательными и далеки от истины (Иов 42:7,8). Поэтому как могут быть верными те утверждения, которые друзья приводили в доказательство “греховности” Иова?

Приводят и Псалом 52:2-4. Прочтите его внимательно, речь о детях не идет, но говорится о тех людях, которые делают свой выбор осознанно, но не в пользу Бога. Это те, которые не делают добра, но делают беззаконие. О младенцах вряд ли можно сказать такое.

Псалом 57:4: “С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь”. Кто? Дети? Нет, судьи, судящие несправедливо (2)! Здравое рассмотрение отрывка показывает несостоятельность доводов тех, кто поддерживает ложную идею греховности младенцев.

А что можно сказать о таких отрывках как Исх. 20:5; Втор. 5:9; Чис. 14:18; Плач 5:7; Иер. 32:18? Когда будете читать эти места, не забывайте, что речь идет о последствиях греха родителей для детей, а не о передаче грехов детям по наследству. Но вообще, что подчеркивает Бог в этих отрывках, на чем ставится акцент? Не на “первородном” грехе, а на милости и строгости Божьей. Говоря так Господь желает, чтобы все мы понимали насколько важно послушание Ему, и насколько ужасно неповиновение.

Единственным отрывком, заслуживающим нашего рассмотрения, является Псалом 50:7: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”. Этот отрывок может иметь два значения: 1) Давид родился грешным или 2) мать была во грехе, когда зачала и родила Давида. Что необходимо учитывать, чтобы понять какой-то отрывок, если он имеет неясное значение? Рассматривать контекст. В данном случае ближайший контекст (то есть этот псалом) не проясняет ситуации. Поэтому надо обратиться к дальнему контексту (то есть Библии в целом). Библия нигде не говорит, что дети рождаются грешными, и что грех передается по наследству, но учит, что Царство Небесное принадлежит им. Поэтому надо признать, что первое значение этого стиха не подходит, но второе соответствует теме и духу Библии - все взрослые, и находящиеся в здравом рассудке, являются грешниками и нуждаются в Спасителе.

Рассмотрев эти отрывки, взвесив все “за” и “против”, мы должны признать, что ребенок рождается безгрешным, иначе, если ребенок умирает при рождении, или некоторое время спустя, куда он должен попасть, если он греховен? В место наказания. Кто виноват в этом? Конечно же Бог, ибо не дал шансов ребенку прожить жизнь и сделать свой выбор, которым тот же Бог наделяет каждого человека. Это делает Бога жестоким и несправедливым. Боже, упаси нас так даже считать и сомневаться в Твоей благости!

Единственно трудным вопросом является такой вопрос: когда (с какого возраста) ребенок становится грешным, то есть нарушает закон, и Бог его осуждает? Быт. 8:21 говорит, что зло человеческого сердца “от юности его”. На основании Втор. 1:39 можно заключить, что когда человек осознает, что такое добро и зло, тогда и наступает ответственность за неправильные поступки. Но это происходит у разных детей в разном возрасте, индивидуально. Но актуальным всегда остается повеление Господа - воспитывать детей в учении и наставлении Господнем (Ефес. 6:4; Втор. 11:18-21).

Слава Богу за истину, которую Он явил нам в Своем святом слове, дабы мы знали Его волю и могли жить праведно, выступая против греха, полагаясь на всемогущего Творца.

Александр Зотов


  << Вернуться

1497155 (+233)
25
1
16, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру