Божество
Святого Духа
Некоторые
люди, заявляющие о своей вере в Бога,
представляют Святого Духа как безжизненную
сущность или неодушевлённое воздействие
(силу). Заметьте, что они предлагают
людям ответить на вопрос: “Что
такое Святой Дух?” Этим вопросом они
уже обращают сердца людей к ложному
учению или неправильному представлению
о Святом Духе. Правильно будет спрашивать:
“Кто
такой Святой Дух?” Правильно потому,
что Слово Божье описывает Его как живую
небесную Личность, имеющую Божественную
природу. Итак, давайте вместе рассмотрим
вопрос:
Дух
Святой – сила или личность?
На
основании словаря, слово “личность”
можем определить как живое существо,
обладающее разумом, волей и чувствами
(эмоциями). И Дух Святой обладает
качествами, присущими только личности.
Давайте отметим несколько аргументов,
доказывающих, что Святой Дух является
Личностью.
1.
Качества
Святого Духа указывают на то, что Он
Личность.
Он обладает разумом
(«Также
и Дух подкрепляет нас в немощах наших;
ибо мы не знаем, о чем молиться, как
должно, но Сам Дух ходатайствует за нас
воздыханиями неизреченными. Испытующий
же сердца знает, какая мысль
у Духа, потому что Он ходатайствует за
святых по воле Божией»,
Рим. 8:26,27), знаниями
(«А
нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух
все проницает, и глубины Божии. Ибо кто
из человеков знает, что в человеке, кроме
духа человеческого, живущего в нем? Так
и Божьего никто не знает, кроме Духа
Божия»,
1 Кор. 2:10,11), волей
(«Ибо
угодно Святому Духу и нам не возлагать
на вас никакого бремени более, кроме
сего необходимого»,
Деян. 15:28; «Все
же сие производит один и тот же Дух,
разделяя каждому особо, как Ему угодно»,
1 Кор.12:11), чувствами
(«Между
тем умоляю вас, братия, Господом нашим
Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться
со мною в молитвах за меня к Богу»,
Рим. 15:30), добротой
(«И
Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы
наставлять их, и манну Твою не отнимал
от уст их, и воду давал им для утоления
жажды их»,
Неем. 9:20), радостью
(«И
вы сделались подражателями нам и Господу,
приняв слово при многих скорбях с
радостью Духа Святого»,
1 Фес. 1:6), силой
(«Бог
же надежды да исполнит вас всякой радости
и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого,
обогатились надеждою... силою знамений
и чудес, силою Духа Божия, так что
благовествование Христово распространено
мною от Иерусалима и окрестности до
Иллирика»,
Рим. 15:13,19). Эти черты свойственны только
личности, значит Дух Святой – личность.
2.
Действия
Святого Духа указывают на Его Личность.
Он может делать следующее: учить
и напоминать
(«Утешитель
же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во
имя Мое, научит вас всему и напомнит вам
все, что Я говорил вам»,
Иоан. 14:26), свидетельствовать
(«Когда
же приидет Утешитель, Которого Я пошлю
вам от Отца, Дух истины, Который от Отца
исходит, Он будет свидетельствовать о
Мне»,
Иоан. 15:26), слышать
и говорить
(«Когда
же приидет Он, Дух истины, то наставит
вас на всякую истину: ибо не от Себя
говорить будет, но будет говорить, что
услышит, и будущее возвестит вам»,
Иоан. 16:13; 1 Тим. 4:1; Откр. 2:7), ходатайствовать
(«Также
и Дух подкрепляет нас в немощах наших;
ибо мы не знаем, о чем молиться, как
должно, но Сам Дух ходатайствует за нас
воздыханиями неизреченными»,
Рим. 8:26), вести
(«Иисус,
исполненный Духа Святого, возвратился
от Иордана и поведен был Духом в пустыню»,
Лук. 4:1; Рим. 8:14), призывать
и посылать
(«Когда
они служили Господу и постились, Дух
Святый сказал: отделите Мне Варнаву и
Савла на дело, к которому Я призвал их...
Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в
Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр»,
Деян. 13:2,4), запрещать
(«Пройдя
через Фригию и Галатийскую страну, они
не были допущены Духом Святым проповедывать
слово в Асии»,
Деян. 16:6), руководить
(«Итак
внимайте себе и всему стаду, в котором
Дух Святый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь Господа и Бога, которую
Он приобрел Себе Кровию Своею»,
Деян. 20:28), исследовать
(«А
нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух
все проницает, и глубины Божии»,
1 Кор. 2:10), направлять
(«Ибо
все, водимые Духом Божиим, суть сыны
Божии»,
Рим. 8:14) и тому подобное. Поскольку Библия
приписывает Святому Духу такие действия,
которые может выполнять только личность,
следовательно,
Дух Святой – Личность.
3.
Личностное
местоимение, применяемое относительно
Святого Духа, указывает на то, что Он
личность.
“Я, Он, Мне…” – это не поэтический
оборот или символическое выражение.
Данные местоимения, в контексте их
использования, указывают на то, что
объект, относительно которого они
употребляются, является Личностью.
(Иоан. 15:26; 16:7,8,13,14; Деян. 10:19,20; 13:2).
4.
Личность
Святого Духа проявляется в Его функции.
Он должен был стать равноценной заменой
Иисуса, то есть “другим” Утешителем,
чтобы занять место ушедшего Христа
(Иоан.14:16;15:26; 16:7-15). Без свойств личности
Святой Дух не мог бы исполнить такую
роль, не будь Он Личностью, подобно как
Иисус является Личностью.
5.
Отношения
и действия, направленные на Святого
Духа, указывают на то, что Он – Личность.
Существует возможность оскорбить
Святого Духа
(«И
не оскорбляйте Святого Духа Божия,
Которым вы запечатлены в день искупления»,
Ефес. 4:30), не
уважать Его
(«то
сколь тягчайшему, думаете, наказанию
повинен будет тот, кто попирает Сына
Божия и не почитает за святыню Кровь
завета, которою освящен, и Духа благодати
оскорбляет?»,
Евр. 10:29), поносить
Его
(«Посему
говорю вам: всякий грех и хула простятся
человекам, а хула на Духа не простится
человекам; если кто скажет слово на Сына
Человеческого, простится ему; если же
кто скажет на Духа Святого, не простится
ему ни в сем веке, ни в будущем»,
Мат. 12:31,32), противиться
Ему
(«Жестоковыйные!
люди с необрезанным сердцем и ушами! вы
всегда противитесь Духу Святому, как
отцы ваши, так и вы»,
Деян. 7:51), обманывать
Его
(Деян. 5:3), восставать
против Него
(«Но
они возмутились и огорчили Святого Духа
Его; поэтому Он обратился в неприятеля
их: Сам воевал против них»,
Ис. 63:10), иметь
общность с Ним
(«Ибо
невозможно - однажды просвещенных, и
вкусивших дара небесного, и соделавшихся
причастниками Духа Святого»,
Евр. 6:4; 2 Кор. 13:13). Такие действия и
отношения возможны только касательно
личности. Ничто в этих стихах не указывает
на аллегорию (иносказательный смысл).
6.
Осознание
Святым Духом Самого Себя указывает на
Его Личность.
Осознание собственного “я” присуще
только личности. Дух Святой осознавал
собственное “Я” («Между
тем, как Петр размышлял о видении, Дух
сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
встань, сойди и иди с ними, нимало не
сомневаясь; ибо Я послал их»,
Деян. 10:19,20; 13:2). Следовательно, Святой
Дух является Личностью. Теперь доказав,
что Святой Дух это Личность, ответим на
вопрос:
Кто
такой Святой дух?
Существует,
как минимум, пять доводов, доказывающих
Божество Святого Духа.
1.
Святой
Дух есть Бог, так как Он обладает
качествами, которые свойственны только
Богу.
Он вездесущ (Пс. 138:7-10), всезнающий (1 Кор.
2:10,11).
2.
Святой
Дух есть Бог потому, что Его дела присущи
только Богу.
Он принимал участие в сотворении (Бытие
1:2; Иов 33:4), и поддерживает существование
вселенной (Пс. 103:30), даёт жизнь (Рим.
8:11), является источником пророчеств (2
Царств 23:2,3; 2 Пет. 1:20,21; 2 Тим. 3:16).
3.
Святой
Дух есть Бог, так как упоминается вместе
с Отцом и Сыном, что указывает на единство
и равенство с Ними в триедином Божестве
(«Итак
идите, научите все народы, крестя их во
имя Отца и Сына и Святого Духа»,
Мат. 28:19; 1 Кор. 12:4-6; 2 Кор. 13:13).
4.
Святой
Дух есть Бог потому, что Библия Его так
называет
(«Но
Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил
сатане вложить в сердце твое мысль
солгать
Духу Святому
и утаить из цены земли? Чем ты владел,
не твое ли было, и приобретенное продажею
не в твоей ли власти находилось? Для
чего ты положил это в сердце твоем? Ты
солгал
не человекам, а Богу»,
Деян. 5:3,4).
5.
Святой
Дух есть Бог, ибо Слова Иеговы
отождествляются со словами Святого
Духа.
Сравните Пс. 94:6-11 с посланием к Евреям
3:7-11; Иер. 31:33,34 с Евр. 10:15,16; Ис. 6:8-10 с Деян.
28:25. В этих отрывках слова Иеговы названы
словами Святого Духа, что заставляет
нас сделать вывод об идентичности их
природы.
Люди,
не признающие Божество Святого Духа,
не верят в Бога, о Котором читаем в
Библии. На основании изучения Библии
мы можем сделать вывод, что у Святого
Духа единая Божественная сущность с
Отцом и Сыном, но при этом Он – отдельная
Личность.
Владимир Шуть