Що
у Нього там є?
Можливо, одна
із найцікавіших історій відбулася зі
мною, коли я проводив заняття для
п’ятирічних діток про мудрість Соломона.
Я запитав дітей, про щоб вони попросили
у Бога, якби могли отримати все, чого
захочуть. Одна маленька дівчинка на
мить замислилась над запитанням, потім
поглянула на мене здивовано збентеженим
поглядом і сказала: "Але я навіть не
знаю, що у Нього там є!"
Яка ж глибока мудрість ховається
у словах цієї дитини! Я замислююсь про
це і усвідомлюю, що іноді не наважуюсь
просити щось конкретне у Бога по тій
самій причині. Мені відомо, що Бог може
зробити набагато більше, ніж я можу
попросити Його або подумати (Ефес. 3:20).
Як я можу розуміти
про що просити? Мені часто здається, що
мої прохання направлені на щось мізерно
мале, у порівнянні з тим, що Бог хоче
дати мені. Я прошу Його про фінансову
підтримку, Бог пропонує мені Свої
багатства. Я прохаю Його про те, щоб мої
близькі могли пожити ще декілька днів,
Бог пропонує вічне життя. Я прошу про
матеріальний добробут і комфорт, Бог
пропонує Свою присутність.
Так багато з того, про що я прохаю,
здається мізерно малим у порівнянні з
тим, що Бог має у Своєму розпорядженні.
Я навіть не знаю, що у Нього там є!
Вслухайтесь в слова
молитви апостола Павла: "…
щоб Бог Господа нашого Ісуса Христа,
Отець слави, дав вам Духа премудрости
та відкриття для пізнання Його, просвітив
очі вашого серця, щоб ви зрозуміли, до
якої надії Він вас закликає, і який
багатий Його славний спадок у святих,
і яка безмірна велич Його сили в нас, що
віруємо за виявленням потужної сили
Його"
(Ефес. 1:17-19).
Алан Сміт
- - - - -
Как
нужно читать Библию?
Неспешно
Библия дарует нам
откровение мира, в котором, прежде
всего, приходится иметь дело
с Богом. Этот мир грандиозен, он много
больше той вселенной, в
которой мы обитаем. Существуя в стесненных
грехом обстоятельствах, мы
по большей части замечаем только себя:
свои чувства и огорчения,
свои желания и мысли, свои достижения
и открытия, свои неудачи
и обиды. Божья любовь и благодать делает
Библию, словно океан, просторной и
глубокой, преисполненной поразительной
милости и тайны, усеянной островками
тревожных описаний греха
и судейских записок. Это необъятный
мир. И чтобы привыкнуть к его
величию, нужно время: мы же к подобным
масштабам просто не привыкли.
Нас воспитывали улицы и глухие переулки
страны карликов, так что
нашим глазам требуется время для
адаптации. Кавалерийские атаки
и скачки галопом по Библии бесполезны:
мы пропустим большую часть
того, что в ней заключено.
Творчески
Библия всегда
говорит о нас. Наши души неявно вовлечены
во всё, что творится и делается в этой
Книге. Чтобы постичь это положение,
мы должны воспринимать её рассказы
творчески. Пусть всё услышанное,
прочувствованное и продуманное нами
проникает в библейский рассказ, чтобы
мы могли проследить, что с нами произойдёт
в тех или других
обстоятельствах, причем бок о бок с
библейскими персонажами.
Мы приобрели вредную привычку
сводить библейские откровения к
идеям, лозунгам, принципам
или просто вырванным из контекста
текстам. Опуская детали и тайны, мы
желаем иметь дело с понятными и
удобными отвлечёнными
определениями. Библия же показывает
нам Бога, пребывающего
и действующего среди живых людей, таких
же, как и мы с вами.
Творческое воображение даёт нам
возможность выйти
за пределы пространства и времени,
сохраняя в
целости свои чувства
и вступая в беседы с Богом и постигая
Его дела, будучи в мире Библии, как у
себя дома.
Молитвенно
Нас учат читать
ради информации. В школе нас учат
читать книжки, чтобы мы сдали экзамены.
Мы привыкли уважать факты. Нам твердят:
«знание – сила». В книгах есть материал,
который можно использовать для получения
ученой степени, ремонта
двигателя, решения кроссвордов, развития
навыков, позволяющих удержаться на
должности, и так далее. Однако Библия
в первую очередь является
не источником информации, она –
важнейший орган, посредством
которого Бог говорит с нами. Мы
называем Библию Божьим
Словом, т.е. гласом Божьим, и Бог воистину
говорит с нами, когда призывает, обещает,
благословляет, поражает,
повелевает, исцеляет. Посредством Библии
Бог сообщает нам скорее не нечто – какую
то мысль, какой-то факт, какое-то правило,
а саму жизнь. Слушаем ли мы Его? Чем
отвечаем Ему? Чтение
Библии должно быть молитвенным чтением.
С послушанием
С послушанием? Это
для нас непривычно. Культура,
воспитавшая нас, убеждает своих питомцев
стать кузнецами своего счастья. Нам
называют тысячи книг, которые мы
готовы использовать, чтобы
получить информацию, обретать навыки
и сноровку, овладевать знаниями и
развлекаться… Люди, исполненные
благих намерений, говорили нам, что
Библия – Книга полезная, и мы приняли
это к сведению. И вот мы адаптируем,
редактируем, отсеиваем, сжато
излагаем её содержание. Мы принимаем
Библию за ремонтный комплект для
устроения жизни, или путеводитель
для получения желаемого, или воодушевляющий
трактат для раскраски хмурого
дня. Перед нами стоит
одна задача – повиноваться, веруя,
повиноваться, доверяя. Только повиноваться.
- - - - -
Вежливость
и деликатность
Мы никого не обидели, никому не
повредили... 2 Кор. 7:2
Вежливость
— это моральное качество, характеризующее
поведение человека, для которого уважение
к людям стало повседневной нормой
общения. Она включает внимательность,
доброжелательность ко всем, деликатность,
такт.
Читая евангельские
повествования о деяниях Иисуса, мы не
можем не заметить той особой деликатной
формы обращения, которую применял Он,
беседуя с людьми. В словах Христа: «Кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя и
возьми крест свой и следуй за Мною»
(Матф. 16:24) — нет насильственного
принуждения, а содержится любящий
призыв, нежное отцовское приглашение.
Бог не спасает
человека без человека. Он предоставляет
ему полную свободу выбора и самоопределения.
Каково было Его
отношение к людям порочным, грешным? Он
не обходил их стороной и не называл
ничтожными людьми.
«Покайтесь и
веруйте в Евангелие», «...иди и впредь
не греши» (Мар. 1:15; Иоан. 8:11) — вот основной
характер призыва грешников к покаянию.
Он исходит из величайшей любви и чуткости
к измученному грехом сердцу человека.
Достаточно прочитать
внимательно беседу Иисуса Христа с
самарянкой и Никодимом, чтобы заметить,
с каким тактом, вниманием, как осторожно
обращался Он с душами этих людей,
последовательно и неназойливо подводя
их к необходимости изменения внутренней
природы (Иоан. 3; Иоан. 4:1-26).
Или посмотрим на
встречу воскресшего Иисуса с двумя
учениками по дороге в Эммаус.
«О чем
это вы, идя, рассуждаете между собою, и
отчего
вы печальны?» — услышали ученики голос
загадочного Путника (Лук. 24:17). Сколько
внимательного участия и тонкой
деликатности в этом вопросе!
Даже в Своих
обличительных речах, где звучит суровый
возглас: «Горе вам!» (Матф. 11:21; 23:13-16),
Христос выступает как любящий Друг
мытарей и грешников. Ведь истинный друг
не только хвалит товарища, но и
предупреждает его, указывая на страшные
последствия греховного образа жизни,
нарушения воли Божьей.
Великий апостол
язычников Павел, имея от природы богато
одаренную и благородную натуру, чрез
уверование во Христа приобрел
необыкновенную высоту характера,
отличающуюся утонченной деликатностью,
вежливостью, мудрой простотой и
учтивостью.
Его
проповедь в столице Греции Афинах
превосходна во всех отношениях (Деян.
17:22-31). Учитывая то, что греки хорошо
разбирались в ораторском искусстве,
Павел составил слово по всем правилам
античного красноречия. Он не стал по
примеру невежественных фанатиков
оскорблять чужие чувства и выказывать
горделиво-пренебрежительного отношения
к их мнениям. С мудрой снисходительностью
и в вежливых выражениях, признавая их
набожность в отношении своих богов и
подкрепляя мысль ссылкой на их собственных
поэтов, он в то же время разумным и
безобидным переходом открывает основное
заблуждение слушателей.
Действия ап. Павла
всегда разнообразны и мудры. Любое
обстоятельство и событие он умел обратить
на пользу проповеди Евангелия. Не всегда
можем сразу уразуметь, почему в благородном
характере ап. Павла звучали иногда
суровые и резкие струны? Но они вполне
оправданны и понятны, когда всесторонне
вникнешь в ту ситуацию или положение,
где Павел их применял.
Так,
когда он предает сатане коринфского
блудника, делает это из великой любви
и доброго расположения: «чтобы
дух был спасен в день Господа нашего
Иисуса Христа»
(1 Кор. 5:5). Когда он угрожает иудеям и
говорит: «приближается
на них гнев до конца»
(1 Фес. 2:16), то делает это для того, чтобы
они стали благоразумными, и молится о
них непрестанно.
«А почему оскорбил
ап. Павел первосвященника?» — спросит
кто-нибудь (Деян. 23:3).
Да, гневные слова
вырвались из уст Павла, но он тут же
принес извинения. К тому же высказывание
это оказалось пророческим. Можно сказать,
что доля праведного гнева была внедрена
Творцом в душу его, чтобы он исправлял
грешников, возбуждал ленивые и беспечные
сердца, пробуждал спящих и предавшихся
расслаблению. Кротость ап. Павла не была
слабостью, а гнев дерзостью.
Когда
он терпел что-нибудь неприятное и злое,
воздавал ли он злом за зло, ругательством
за ругательство? Совсем нет. «Злословят
нас, мы благословляем; гонят нас, мы
терпим»,
— говорит он (1 Кор. 4:12).
В поступках ап.
Павла на первое место выступает
христианская любовь, которая разумно
переплетается с чувством меры во всем
и тщательно определенными правилами.
«Подражайте
мне, как я Христу!»
— радостно взывает он (1 Кор. 4:16). Вся
героическая жизнь ап. Павла была
стремлением подражать Небесному Учителю.
Писатель и
общественный деятель Эмерсон заметил:
«Изящество в обращении лучше изящества
форм; оно доставляет более наслаждения,
чем картины и статуи; это самое изящное
из всех изящных искусств».
Однако мы отмечаем,
что условная искусственная вежливость
совсем не годится для христианина.
Христианская вежливость основана на
искренности и неподдельной сердечности.
Недаром Франциск Ассизский назвал
вежливость младшей сестрой любви.
Христианская любовь непременно
поддерживает и сопровождает ее.
Часто
люди говорят: «У меня нет никаких
талантов», имея в виду талант ученых,
художников, организаторов. Но гораздо
важнее таланты сердца, которыми Господь
наделил каждого человека, например,
приветливость, чуткость, сострадательность.
С помощью этих талантов человек развивает
умение ставить самого себя в положение
тех, с кем он сталкивается, принимая в
расчет чужие переживания.
Способность не
делать другим того, чего не желаешь,
чтобы тебе делали, приобретается
упражнением. Чуткое внимание к ближнему
— это всегда труд, внутреннее напряжение.
Человек, обладающий духовной культурой,
совершенно чужд духу нетерпимости и
сознания собственной исключительности,
умеет оценивать чужие мнения, имея свои
собственные, оставаясь при этом самим
собой.
Мы привыкли общаться
с людьми, которые нам симпатичны. Видя
какие-нибудь недостатки человека, мы
сторонимся его, осуждаем за глаза, не
утруждая себя тем, чтобвы понять мотивы
его действий и поступков, не прилагая
усилий добраться до подлинной его
сущности.
В любом человеке
есть прекрасное. Открывать его, искать
сокровища сердца — задача христианина,
сопряженная с непрестанным трудом души.
Изолированность
от других людей угнетает человека,
единение и общение, наоборот, придает
бодрость. Это естественный закон жизни,
отступая от которого человек вынужден
неминуемо страдать.
Снисходя друг ко
другу в любви и сближаясь, можно достигнуть
того единства, о котором молился Христос
в первосвященнической молитве:
«Да
будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и
Я в Тебе, так
и они да будут в Нас едино, — да уверует
мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21).
Достигая взаимной
любви и понимания, мы еще ревностнее
будем устремляться к единому центру —
Христу.
Вежливость граничит
с точностью и аккуратностью. Если человек
не отвечает на письма, или после
продолжительного времени посылает
небрежный ответ, или чужие книги не
возвращает в срок, или отдает их изрядно
потрепанными, вряд ли он сможет добиться
уважения окружающих.
Вежливый
и деликатный человек не может проявлять
и нескромного любопытства (1 Тим. 5:13). Не
секрет, что оно кое-кого приковывает к
замочной скважине, к неплотно задернутым
занавескам, заставляет нервно теребить
запечатанное письмо. Воспитанный человек
хорошо понимает, что письмо есть
неприкосновенная собственность того,
кому оно адресовано. А поэтому никакой,
даже самый близкий человек, будь то
мать,
отец, муж, жена или другие родственники
и друзья, не может позволить себе первым
вскрывать не предназначенные ему письма.
Если дать волю
любопытству, оно со временем превратится
в неприятную и грубую привычку.
А.В.
Курников “Этика христианина”
- - - - -
Iм'я
Великий полководець
Олександр Македонський якось помітив,
як один солдат злякався і втік з поля
бою. Полководець покликав його і запитав:
"Як твоє ім'я?" "Олександр" -
відповів той. "Або поміняй своє ім'я,
або перестань бути боягузом".
Звичайно, Олександра
Македонського зачепило те, що цей солдат,
який не вирізнявся хоробрістю, носив
таке ж ім'я, як і він, відважний полководець.
Християни носять
ім'я Христа і повинні бути схожі на
Нього, або ж їм просто не варто називати
себе християнами...
- - - - -
Яким було
б ваше ім'я?
Індіанці традиційно
звикли давати своїм дітям імена, які
вони заробили. Отже, якась дівчинка,
можливо, стала б Сміхом Води, Соромливою,
або Сонячним Променем.
Хлопчика, можливо, було
б названо Швидкі Ноги, Мудра Сова, або
Чорний Яструб.
Припустимо, що Бог дав кожному
із Своїх дітей ім'я, яке кожен заробив.
Тоді деякі називались би Допомагаюча
Рука, Вірний Викладач, Живий Камінь,
Щедрий Дарувальник і тому подібне. Але,
з іншого боку, деякі носили б імена як,
наприклад, Ненадійний, Тепленький, Злий
Язик, Скупий, Майстер Відмовок і так
далі.
Якщо Бог дав би ім'я особисто Вам
згідно з Вашим
життям, яке ім'я носили б Ви?
- - - - -
Поетичний
куток
Остановись
Душа, как птица, ищет
хлеба,
А этот хлеб — всесильный
Бог.
Одна дорога есть на небо,
В
погибель — тысячи дорог.
Зачем откладывать на
завтра?
Мой друг, сегодня избирай!
Текут
живительные реки
В благословенный
Богом рай.
И если ты устал от
жажды,
Взывай к Христу, не промолчи.
Он
отдал жизнь Свою, чтоб каждый
Спасенье
даром получил.
Сегодня каждому
возможно
Подняться из неволи
ввысь.
Мой милый друг, пока не
поздно,
Подумай и остановись!
Лишь во Христе счастливый
жребий!
Его любовь — всему итог.
Одна
дорога есть на небо,
В погибель —
тысячи дорог.
- Николай
Водневский
- - - - -
Церква
Христова м. Чернівці