“Бо
річ добра зміцняти серця благодаттю”
(Євр.
13:9)
Уместное
и неуместное в нашей речи
Уже много лет назад,
мне пришлось год проработать на
христианской радиостанции на острове
Гаити. В мои обязанности входил ремонт
радиоантенн. Сам ремонт был мне по силам,
но антенны находились на вершине крутой
каменистой горы, и добраться туда можно
было только пешком. Восемь часов туда
и восемь часов на обратный путь. Любой
считал бы это полным рабочим днем.
В один из дней мне
сообщили, что антенна должна быть
отремонтирована и поручили подняться
на гору, чтобы устранить поломку. Как
раз был период дождей и когда я спустился,
а вернее было бы сказать, "сполз"
с этой страшной горы, я чувствовал
ужасную усталость. Кроме всего, с ног
до головы я был покрыт размокшей землей
красноватого цвета. Какое зрелище!
Возвратившись на станцию
и рассказав об испытаниях того дня, я
услышал следующие слова, они были сказаны
начальником: "Ничего, Джон! Все это
полезно для укрепления характера!"
Укрепление характера!
Спасибо, но мне вообще не хотелось
укреплять мой характер. Мне нужно было
всего-навсего немного сочувствия!
Конечно, эти слова остались невысказанными
и мой начальник продолжил: «А еще, Джон,
мы должны помнить, что Бог посылает нам
эти испытания и мы должны переносить
их с радостью. Помнишь, что написал
апостол Иаков: "С великой радостью
принимайте, братия мои, когда впадаете
в различные искушения"».
Я огорчился. К чему в такой момент
говорить о характере? Позже, я должен
был просить у Бога прощения за свое
раздражение. Мне было стыдно, что этот
случай так сильно огорчил меня, особенно
если учесть, что мой начальник был
хорошим человеком. Он не был виноват,
что не сумел посочувствовать мне, ведь
он сам никогда не поднимался на эту
гору. Впоследствии, он сделал это и,
поверьте, когда он возвратился, об
укреплении характера не было сказано
ни слова!
Как бы то ни было, но
этот случай помог мне усвоить ряд важных
уроков, что касается цитирования
Священных Писаний. Безусловно, Бог
придает огромное значение цитированию
Писаний и устной хвале христиан. В
послании к Колоссянам, апостол Павел
пишет: "Слово Христово да вселяется
в вас обильно, со всякою премудростью;
научайте и вразумляйте друг друга
псалмами, славословием и духовными
песнями, во благодати воспевая в сердцах
ваших Господу" (Кол. 3:16).
И именно по той причине,
что Бог придает такое большое значение
употреблению Его Слова, нам следует
серьезно относится к тому, как, когда и
где мы цитируем Священные Писания.
Итак, сегодня мы хотим
поговорить о том, что уместно в речи
христиан, а что нет. Порой кажется, что
у христиан есть свой язык, или, по крайней
мере, свое наречие. Мы используем такие
слова как "благословение", "спасение",
"искупление" и тому подобное,
намного чаще, чем неверующие и это
естественно. С другой стороны, наверное,
неверующий использует тоже такие слова,
которых мы старались бы избежать. Но
это тоже на своем месте. Речь верующего
человека должна отличаться от речи
других. Когда человек принимает в свою
жизнь Иисуса Христа, как своего Господа,
то это значит, что Он является Господом
и языка.
Но давайте посмотрим
на речь христиан в их общении друг с
другом. Встречаются христиане, речь
которых производит удушающее действие
на других. С помощью воображаемых
персонажей X1 и X2, позвольте, я приведу
несколько примеров.
Во-первых, встречаются
люди, которые не могут обойтись без
того, чтобы не сказать проповеди.
X1: Какая замечательная
погода!
X2: Как смеешь ты говорить
о погоде, когда столько вопиющих нужд
вокруг? Господь сказал, чтобы мы трудились,
доколе есть день – приходит ночь, когда
никто не может делать. И я считаю, что
тебе следует не о погоде говорить, а
заниматься более важными делами.
Все мы знакомы с таким
разрядом людей, не правда ли? И, вероятно,
после первой встречи, выслушав их
проповедь, мы стараемся избегать
дальнейших контактов.
Однако, также встречаются
люди, вызывающие у нас чувство вины хотя
бы даже за то, что мы открыли рот. Они
дают понять, что наши разговоры крайне
не духовные.
X1: Брат, какую хорошую
проповедь вы сказали. Это как раз то, в
чем я нуждалась.
X2: Не благодари меня,
сестра. Лучше прославляй Бога. Это Он
дает нам дыхание и те способности,
которые мы имеем. Ведь ты должна знать,
что мы не можем приписывать себе славу
за то, кем Он нас создал, или за то, что
имеем. Вся слава только Господу!
Все это так, но откровенно
говоря, часто достаточно просто ответить:
"Спасибо, меня это радует".
Еще один пример, и я сам
склонен к этому. Это одна из моих
слабостей: дальше слов не идти.
X1: Послушай, я в тупике.
Я хотела бы поделиться с тобой своими
переживаниями.
X2: Зачем лишние разговоры?
Какой бы ни была твоя проблема, предай
ее в руки Божии. Он о ней позаботится.
Помни, что любящим Бога все содействует
ко благу. Я постараюсь не забыть молиться
о тебе!
Как часто я сам попадал
в эту ловушку – цитировал стих из
Писаний, обещал молиться о друге, который
попал в беду, когда на самом деле я мог
сделать намного больше. Понимаете, мы
можем сказать самые ободрительные
слова, слова, взятые прямо из Библии, но
неуместно. Когда мы становимся слишком
занятыми, так легко бывает бросить
страдающему другу стих из Библии, или
же слово христианского ободрения, и
больше ничего. "Радуйся, ведь Бог
укрепляет твой характер!" А он,
наверное, думает: "Да, может быть это
так, но Бог хочет укрепить и твой характер.
А это значит, что ты должен научиться
проявлять настоящую Библейскую любовь".
Да, Библейская любовь выражается словами.
Но вдобавок к ним необходимо протянуть
руку помощи. И мы должны использовать
для этого все возможные средства. Не
только языком, мы должны проявить любовь
и ногами и руками, и нашими ушами. Ведь
иногда лучшее, что ты можешь сделать
для друга – это помолчать и выслушать.
Не говори ничего, не цитируй ни одного
стиха. По всей вероятности, он знает те
же стихи, что и ты.
Как часто мне следовало
бы быть осторожнее в том, что я говорил
и как я это говорил и убедиться, что я
действительно оказал помощь другу,
находящемуся в беде, какую только мог.
Я мог бы выслушать, пригласить его к
себе в дом на ужин и т.д. Многое я мог бы
сделать! Но я всего на всего процитировал
несколько стихов из Библии и пошел своим
путем. Это напоминает фарисеев. И как
мне стыдно! Это полная противоположность
тому, каким в Писаниях изображен Иисус.
Иисус был красноречивым
учителем и проповедником. В нескольких
местах в Евангелиях сказано, что люди
дивились Его словам. Но когда необходимо
было действие, Иисус не ограничивался
только словами. Он говорил всего несколько
простых слов: "Возьми постель свою и
ходи", "Протяни руку твою",
"Очистись". И вслед за этими словами
проявлял простое, могущественное
действие. Он использовал средства,
доступные Ему, в этих случаях, способность
исцелять.
Мы также можем приносить
настоящее исцеление и утешение, когда
мы научимся использовать уместные
слова, в уместный момент и подкрепим их
уместными действиями.
Есть еще один пример
неуместности слов и мы, верующие, часто
виновны в этом. Это те случаи, когда мы
говорим что-нибудь только потому, что
от нас ожидают слов. Все мы помним, как
в детстве делали что-то, нарушая
родительские запреты, и наши родители
спрашивали: "Ты действительно сожалеешь
о том, что так поступил, или же ты сожалеешь
о том, что тебя поймали?" Разумеется,
что в 99% случаев мы глубоко сожалели о
том, что нас поймали и не особенно
сожалели о неправильном поступке. Но
покорно отвечали: "Я сожалею о поступке"
– зная, что именно это хотели слышать
наши родители.
Мне кажется, что порой
мы также поступаем со Словом Божиим, с
молитвой и с гимнами. Мы повторяем слова,
мы поем песни и произносим молитвы,
потому что от нас ожидают этого. А в
сердце мы не согласны с тем, что говорим
вслух.
Присядьте когда-нибудь
на минутку, чтобы прочесть слова гимнов,
которые вы поете в церкви. Хорошо
подумайте о том, что вы поете. А когда
мы молимся, давайте будем откровенны:
какая часть из того, что мы говорим,
предназначена для окружающих, слушающих
нас?
Недавно, читая первую
главу книги пророка Исаии, я немного
испугался, когда обнаружил, насколько
силен гнев Господа на неискреннее
поклонение. Он говорит, что Ему "тяжело"
от наших молитв и слов, когда они не
исходят из чистых сердец и чистых
побуждений. В следующий раз, когда вы
будете в церкви и обнаружите, что поете
и произносите слова, которым не придаете
никакого значения, то, возможно, хорошо
было бы просто приостановиться.
Остановитесь на минутку
и про себя помолитесь Господу, прося
Его очистить ваши мысли, прося очистить
вас от греха и помочь вам поклоняться
чистосердечно. И эти мгновения, это
внутреннее поклонение – самое важное.
Мы должны понимать, что точно так же,
как мы оскорбляем других своими
необдуманными словами и фразами, которым
не придаем значения, так мы оскорбляем
и Господа.
Христиане живут на земле, чтобы
явить миру истину Божию такой, как мы
находим ее в Писаниях. Но нам необходима
Божия мудрость, чтобы уметь явить ее
миру. Иногда нам следует говорить истину.
Иногда мы можем живее и эффективнее
засвидетельствовать о Его истине, просто
проявляя веру в своей жизни и поступая
по доброте. А иногда, лучше всего просто
остановиться на мгновение и позволить
Господу обратиться к вам.
Джон Пейсти
- - - - -
Страх господній
«Краса то омана, а врода
марнота, жінка ж богобоязна вона буде
хвалена!» (Прип. 31:30).
Що ж означає страх Господній?
Чарльз Брайджес (1846) дав наступне
роз'яснення: "Це любовна повага, з
якою дитя Боже в упокорюванні свідомо
підкоряється закону Отця. Божий гнів
такий гіркий і Його любов така солодка,
що, виходячи з цього, формується серйозне
бажання викликати Його прихильність".
У деяких перекладах Біблії замість
слова "страх" іноді використовується
слово "повага", коли мається на
увазі страх Божий. Але це слово не зовсім
виражає сенс сказаного. Бог не є моїм
приятелем, моїм компаньйоном, привітною
і доброчесною людиною там "вгорі".
Звичайно, повага є частиною цього страху,
але це роз'яснення не відповідає,
наприклад, віршам, в яких знаходиться
слово "тремтіти" тощо (Пс. 114:7; рос.
113:7; Пс. 119:120; рос. 118:120). Ці вірші справляють
дуже сильне враження.
Дуже далекий від простої поваги страх,
якого зазнав Авакум в присутності Божій:
"Я почув і затремтіла утроба моя,
задзвеніли на голос цей губи мої, гнилизна
ввійшла в мої кості, і тремчу я на місці
своїм, бо маю чекати в спокої день утиску,
коли прийде народ, який має на вас
наступати" (Ав. 3:16). Ми не зможемо
повністю зрозуміти і охопити всю глибину
та значення страху Божого, якщо приймемо
його просто за пошану, повагу. Вираз
"страх Господній" повинен викликати
у нас святе благоговіння, страх виявитися
неугодним Богові.
Страх цей не має нічого спільного зі
зніяковінням, переляком і жахом. "Бо
не дав нам Бог духа страху, але сили, і
любови, і здорового розуму" (2 Тим.
1:7). Це святе благоговіння виходить з
пізнання того, хто і що є Бог, а саме:
абсолютний і вічний Творець, володар і
пан усього Всесвіту, святий, могутній
і всезнаючий, досконалий в любові,
милості і праведності. Це уявлення про
Нього викликає благоговіння в нас. "Хто
Тебе, Господи, не побоїться, та Ймення
Твого не прославить? Бо один Ти святий,
бо народи всі прийдуть та вклоняться
перед Тобою, бо з'явилися суди Твої!"
(Об’явл. 15:4). Коли ми зрозуміємо хто і
що є Бог, тоді ми навчимося боятися Його.
Йов хотів мати посередника між собою і
Богом, який поклав би руку свою на обох.
"…Його ж страх хай мене не жахає",
- говорив він (Йов 9:33, 34). Грішників, які
отримали прощення через Ісуса Христа,
страх Господній не повинен приводити
в жах, тому що Ісус - наш Посередник. Вони
повинні у святому благоговінні стояти
перед Богом (Пс. 33:8, рос. 32:8). Грішники,
які ще не прийняли прощення гріхів від
Бога, повинні страшитися і жахатися
святого, всемогутнього і праведного
Бога усього Всесвіту. Такий страх містить
в собі муку. Але хто прийняв любов Божу
в Христі Ісусі, той звільняється від
тяжкого страху. Цей страх зникає з життя
такої людини. Тому що він виправданий
і удосконалений в любові Божій (1 Ів.
4:4,18).
- - - - -
Молитва о
своем языке
Господи,
сохрани меня от пагубных мыслей о том,
что мне нужно постоянно кому-то что-то
рассказывать. Избавь меня от желания
всех вокруг исправлять.
Наполни меня мыслями,
но только, чтобы они не были угрюмыми;
мыслями о помощи, а не о превосходстве.
Конечно, мне будет жаль, что моя глубокая
мудрость так никому и не пригодится,
но Господь – Ты все знаешь, я хочу, чтобы
у меня осталось хоть несколько друзей.
Оберегай мой разум
от бесконечных повторений всех
подробностей; но вдохнови меня, чтобы
я сразу переходил к сути вопроса.
Сомкни мои уста, чтобы
они не рассказывали о болезнях. С годами
их становится все больше, и желание
напоминать о них только увеличивается.
Не смею просить Тебя
о том, чтобы я мог получать удовольствие
от рассказов других, но помоги мне
терпеливо слушать их до конца.
Я не прошу Тебя
улучшить мою память, но молю Тебя о том,
чтобы Ты наделил меня сдержанностью и
мягкостью в моменты, когда мои воспоминания
начинают сталкиваться с воспоминаниями
других. Пусть это будет для меня уроком.
Помоги мне быть
достаточно хорошим человеком. Я не хочу
быть «святым», ведь с некоторыми из них
даже трудно находиться вместе, ибо
угрюмый и ворчливый пожилой человек –
это вершина творения сатаны.
Надели меня способностью
видеть добро там, где его меньше всего
ждешь; и видеть хорошие способности в
тех, в ком их меньше всего замечаешь.
Помоги мне, Господи, говорить таким
людям об их хороших способностях.
- Во имя Иисуса,
аминь.
Автор этой молитвы
не известен.
* * * * *
«Как притворяющийся помешанным
бросает огонь, стрелы и смерть, так -
человек, который коварно вредит другу
своему и потом говорит: "я только
пошутил". Где нет больше дров, огонь
погасает, и где нет наушника, раздор
утихает. Уголь - для жара и дрова - для
огня, а человек сварливый - для разжжения
ссоры. Слова наушника - как лакомства,
и они входят во внутренность чрева. Что
нечистым серебром обложенный глиняный
сосуд, то пламенные уста и сердце злобное»
(Прит. 26:18-23).
- - - - -
Поетичний куток
Бог есть любовь
«Бог есть любовь, и пребывающий
в любви
пребывает в Боге, и Бог в нем.»
1Иоан. 4:16.
Бог любит меня! Три обычных слова,
Но их повторяю я вновь и вновь.
И в них вижу ласку и нежность Бога,
Его неземную к людям любовь.
Я вижу в них образ Господней славы,
Они утешают меня в скорбях.
И если я в жизни этой устану,
Я их отраженье ищу в небесах.
Бог любит меня! Три обычных слова,
Но сколько сегодня они говорят.
Они подкрепляют, даруют свободу,
И этим словам я безмерно рад.
Они утешают нас в жизни суровой,
Надежду дают, помогают жить.
В них полный ответ на вопросы многих,
И с ними мне легче земное забыть.
И если на сердце трудно и грустно
Я их повторяю вновь и вновь.
Бог любит меня! Три обычных слова
Дают утешенье, надежду, любовь.
- - - - -
Церква
Христова м. Чернівці