“Бо
річ добра зміцняти серця благодаттю”
(Євр.
13:9)
Не спешите судить
Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна.
Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха и вдруг восхищённо закричал:
- Папа, видишь, все деревья идут назад!
Пожилой мужчина улыбнулся в ответ.
Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного сконфужены тем, что 25-летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге:
- Папа, видишь, озеро и животные… Облака едут вместе с поездом!
Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного. Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека. Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал:
- Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа? Желая хоть чем-то помочь, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину:
- Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?
Пожилой мужчина ответил:
- Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение…
Невозможно правильно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Всей полнотой знаний обладает только Бог. Поэтому:
«Не судите, да не судимы будете!» (Матф. 7:1). И еще:
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
- - - - -
Уникальность библейской морали
Еще гораздо важнее литературной для нас является моральная ценность Библии. Как христианами, так и нехристианами давно признано, что труды античных авторов и священные книги Востока духовно мертвы и зачастую приковывают к себе внимание именно своей открытой безнравственностью. Профессор Макс Мюллер не решился дословно перевести тексты священных книг индусов, потому что боялся подорвать свою репутацию изданием непристойной порнографии. Существует непроходимая пропасть между Библией, с одной стороны, и остальными религиозными книгами - с другой. Библия проявляет свою уникальность в том, что предлагает нормы морали, прямо противоположные мироощущению нормального человека. Мораль, из которой, например, следует, что нам следует любить наших врагов и творить добро тем, кто нас преследует и унижает, что похотливые взгляды означают нарушение супружеской верности, а ненависть равносильна убийству, вне сомнений, уникальна. Конечно, Библия была написана обычными людьми. И все же эти люди написали совсем не то, что можно было бы ожидать от любого нормального человека. Как правило, человек не пишет о самом себе так нелицеприятно, как, к примеру, апостол Павел: "Нет праведного, ни одного..." (Рим. 3:10-23). Также несвойственно человеку столь беспристрастно рассказывать, как легко он поддался на уговоры дьявола (Быт. гл. З). И какой человек изобрел бы ад как вечное наказание за грехи и неверие или вечное блаженство для грешников, безо всяких заслуг, просто из милости Божьей, избежавших наказания, предназначенного для всего человечества? Как правило, человек пытается угодить Богу хорошими поступками, и человеческая религия всегда была и остается рецептом по исправлению характера и поведения.
Но эти мысли совершенно чужды Библии. В ней движимые Духом Божьим люди проповедуют спасение как милость, дар Бога, желающего спасти погибающее человечество; проповедуют, что все люди осуждены на вечное проклятие и что единственным путем к спасению является вера в Иисуса Христа.
Заметна разница и в отношении того, что в Библии называется грехом. Люди обыкновенно склонны к тому, чтобы не воспринимать зло всерьез. Они называют грехи ошибками, недостатками или плохими привычками. Но Библия видит в грехе протест против святой и праведной воли Божьей. Возьмем, к примеру, сексуальные грехи. Обычно при обсуждении этой темы люди или очень щепетильны, или у них пробуждается половой инстинкт. Библия относится к этой теме совершенно иначе: она никогда ничего не умалчивает из деликатности, но и не смакует подробности, без обиняков произнося суд над сексуальными извращениями. В позитивном смысле, то есть как составную часть супружеской жизни, Библия показывает половые отношения как дар Божий. Многие движимые нечистоплотными мыслями люди называли Библию безнравственной книгой - за то, что она прямо и откровенно описывает многие грехи высокопоставленных лиц. Абсурдность этого обвинения становится очевидной, если вспомнить, что в Ветхом Завете сексуальные извращения карались смертью, а Новый Завет говорит о еще большем наказании за подобные преступления в том случае, если люди не раскаются в них.
Может быть, библейские стандарты морали нигде не раскрываются в такой полноте, как в перечислении грехов и слабостей самых высокочтимых и любимых предводителей еврейского народа. Многие люди использовали именно этот факт как аргумент против Библии, утверждая (забывая при этом подумать о себе), что библейские мужи были незначительными, развращенными личностями, не заслуживающими такого пристального к себе внимания. Ну что же, Ной действительно был пьян, Давид переспал с чужой женой и затем совершил убийство, Петр предал своего учителя и нарушил клятву. Это были грехи - но отличались ли они как-то в этом от нас? Библия показывает человека именно таким, каков он есть! И самый обаятельный и благородный человек в душе таков, как и все остальные.
Библия не похожа на учебник для воскресной школы: с историями о мужественных миссионерах, как правило, погибающих в молодом возрасте. Библия жизненна, уникальным образом близка к фактическому развертыванию событий. Представьте себе на мгновение, что Библия была бы составлена и издана какой-нибудь религиозной организацией: услышали бы мы тогда о непринужденной лжи Авраама, о трусливом предательстве Петра, о безумном идолослужении Соломона, о постыдном поступке Лота, об обмане Иакова, о раздорах между Павлом и Варнавой или своеволии Моисея? Конечно, нет. Комиссия почетных духовных лиц представила бы нам в Библии множество безупречных людей, образцов благочестия и набожности, праведников, идущих кратчайшим путем на небеса. Она бы уже не была Библией, описывающей жизненные пути бедных грешников, какими, в сущности, все люди были и есть. Хуже того: многие авторы отдельных книг Библии не стыдятся описывать и собственные грехи, как, например, Матфей, Иоанн и Павел. Есть ли еще книги, отличающиеся подобным подходом к освещению событий?
Но не здесь ли заключается причина споров вокруг Библии? Уникальная мораль Библии принуждает каждого человека определить свое отношение к сказанному в ней. Складывается впечатление, что Библия вообще никого не оставляет равнодушным и безучастным к своим словам. Может быть, это и есть причина того, что Библия - наиболее покупаемая, читаемая, переводимая и распространенная книга мира? Не потому ли Библия подвергается нападкам, критике, уничтожается, оспаривается больше, чем любая другая книга мира? Может быть, потому люди и так ненавидят Библию: как нарушители закона, согласно параграфам которого, они будут осуждены?
И обратное верно: Библия, как уже сказано, - самая популярная книга мира. Иисус сказал о лжепророках: "По плодам их узнаете их... Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Матф. 7:16,17). То же можно сказать и о Библии. Если ее мораль не только необычайно интересна, но и полезна, короче: если Библия - хорошая книга, то она должна засвидетельствовать это своими плодами. Марк Аврелий, Конфуций и другие моралисты создали высокие этические стандарты. Но кто мог бы привести пример того, что какой-либо человек начал вести действительно благородный, высокоморальный образ жизни вследствие прочтения этих книг? Хотя эти книги предлагают читателям высокие идеалы, практика показывает полную невозможность приблизить к ним падшего человека: ему недостает духовной силы, которую, как видно, способна дать Библия.
Библия делает это, приводя нас в соприкосновение с Иисусом Христом, Который пришел на землю не "ремонтировать" падшего человека, а умереть за него. Впавший в грех человек, каясь, умирает во Христе и со Христом - в этом, по свидетельству Писания, должен быть уверен каждый принявший Христа с истинной верой человек,- и затем он воскресает вместе с воскресшим Спасителем, становясь в Нем новым творением, новым человеком.
Библейский ответ на моральные проблемы современного человечества - личное, духовное возрождение, действительное полное внутреннее изменение жизненного курса - обращение не к системе взглядов, а к Богу, и полное доверие, вера в воскресшего Господа Иисуса Христа.
- - - - -
Не судіть передчасно
Один хлопчик, приблизно років десяти, увійшов в кафе і сів за столик. Офіціантка підійшла до нього.
- Скільки коштує шоколадне морозиво з горішками? - cпитав хлопчик.
- П'ятдесят центів, - відповіла жінка.
Хлопчик витяг руку з кишені і перерахував монетки.
- А яка вартість простого морозива, без нічого? - запитала дитина. Деякі відвідувачі очікували за столиками, тому офіціантка почала висловлювати невдоволення:
- Двадцять п'ять центів, - буркнула коротко у відповідь.
Хлопчик знову перерахував монетки.
- Хочу просте морозиво, - вирішив він.
Офіціантка принесла морозиво, кинула на стіл рахунок і пішла. Хлопчина закінчив їсти морозиво, оплатив в касі рахунок і пішов. Коли офіціантка повернулася прибирати стіл, у неї став клубок у горлі, коли вона побачила, що поруч з порожньою вазочкою лежали акуратно складені монетки, двадцять п'ять центів - її чайові.
Ніколи не роби висновків про людину, поки не дізнаєшся причин її вчинків.
- - - - -
"Всему, что действительно нужно знать, я научился в детском саду. Что делать и каким быть - все это я понял не на вершине горы знаний, а в песочнице. Вот эти правила: Делись с другими всем, что имеешь; не обманывай, играй честно; ничего не ломай, не бери чужого; наводи порядок там, где находишься, убирай за собой игрушки; извиняйся, если кого-то толкнул или обидел; играй, пой, трудись ежедневно - живи в равновесии; соблюдай правила дорожного движения; держись за руки в хороводе; дружи с другими ребятами; читай книжки; верь в чудеса и замечай их".
Роберт Фулхам
- - - - -
Поетичний
куток
В испытаньях
В тяжелых самых испытаньях,
Когда болит твоя душа,
Ищи настойчиво в сознании,
Что может радости мешать.
Что может жизнь твою земную,
Безвкусной сделать и пустой?
Что в духе вакуум образует?
Будь честен сам перед собой.
Быть может это твои чувства,
Воруют сладостный покой?
И в сердце холодно и пусто
Лишь оттого, что ты земной?
Лишь оттого, что ты о горнем,
Давно не хочешь помышлять?
В себе ищи проблемы корни,
Зачем кого-то обвинять?
Зачем гневить святое небо,
Своим роптаньем роковым?
Все что для радости потребно,
Давно уже открыто Им.
Иди и пей покой священный,
О горнем в духе помышляй,
И пред твоей душою тленной,
Откроется нетленный рай…
М. Коломийцева
* * * * *
"Кто-нибудь другой"
Имя ему дано „Кто-нибудь другой”.
Вот теперь хочу вам рассказать о нем,
Но придется всем нам слушать со стыдом.
Так, работы много! - слышим мы порой,
Но работать может „Кто-нибудь другой”.
Ближний твой страдает, истомлен борьбой,
Но ему поможет „Кто-нибудь другой”.
Так себе помыслишь ты в своей душе,
А твой брат останется в горе и нужде.
Там вдова с сиротами помощь ждут порой,
Но и им поможет „Кто-нибудь другой”.
Вот и дом молитвы с кафедрой пустой,
Но участье примет „Кто-нибудь другой”.
И дары земные для нужды святой
Пусть дает их щедро „Кто-нибудь другой”.
В день Христа явленья станешь стороной,
А получит славу „Кто-нибудь другой”.
Ты к горам и камням побежишь с мольбой,
А Иисуса встретит „Кто-нибудь другой”.
И в покой тот вечный, в радости святой,
Войдет тот, чье имя - „Кто-нибудь другой!”
- - - - -
Церква
Христова м. Чернівці