Как насчет хоров и соло в собрании?
Один из спорных
вопросов, привлекающий определенный
интерес народа Божьего в наши дни, - это
вопрос: позволительно ли использовать
хоры и соло или нет в богослужениях
новозаветной церкви? Во многих местах
использование такой постановки в пении
уже осуществляется. Как народ, который
всегда утверждает свои религиозные
позиции на основе авторитета Писаний,
нам надлежит задать вопрос: “Хоровое/сольное
пение в собрании церкви основывается
ли на Писаниях?”
Пение общиной
Хотя вопрос о
пении общиной будет более полно рассмотрен
в этом номере журнала “Духовный Меч”,
надо подчеркнуть в связи с этой темой,
что тип музыки, явно разрешенный в Новом
Завете, - это пение всей общиной. В двух
своих посланиях Павел написал: “И
не упивайтесь вином, от которого бывает
распутство; но исполняйтесь Духом,
назидая самих себя псалмами и славословиями
и песнопениями духовными, поя и воспевая
в сердцах ваших Господу”
(Ефес. 5:18,19). “Слово
Христово да вселяется в вас обильно, со
всякою премудростью; научайте и
вразумляйте друг друга псалмами,
славословием и духовными песнями, во
благодати воспевая в сердцах ваших
Господу”
(Кол. 3:16).
В этих отрывках
необходимо отметить несколько моментов.
Во-первых, язык этих стихов таков, что
на все общины возлагаются эти требования.
Повеления “исполняйтесь” и “да
вселяется”, а также пояснительные
причастия множественного числа (в
греческом) “назидая”, “поя”, “воспевая”,
“научайте” и т.д. предполагают
деятельность церкви как целого, а не ее
малой части, как предлагается при
использовании хора/соло.
Во-вторых,
слова (“самих себя” - Ефес. 5:19) и (“друг
друга” - Кол. 3:16) грамматически
классифицируются как взаимно-возвратные
местоимения. Такое употребление, в
рассматриваемом контексте, представляет
“взаимное действие” данных глаголов.
Дж. Лайтфут (J.B.
Lightfoot) отметил, что возвратная природа
этих местоимений подчеркивает “идею
корпоративного единства”. Когда вся
церковь поет - происходит “назидание
самих себя”; когда одна группа активна
(хор), а другая пассивна
(слушающие), то нет взаимного обмена
действием.
Хоровая/сольная музыка не удовлетворяет
требованиям этих контекстов. Годет
(Godet) утверждает, что Ефесянам 5:18 и далее
и Колоссянам 3:16 указывают на славословия,
которые поются “всей церковью”.
В-третьих, так
как греческие причастия “назидая”,
“поя” объясняют, как выполнить повеления
“исполняйтесь” и “да вселяется”, то,
если одна группа (хор) может петь и
прославлять Бога за другую (слушающих),
- это равносильно утверждению, что одна
группа может “исполняться” Духом за
другую, или хор может позволить “вселиться”
слову в них, как в представителей
оставшейся части общины.
В-четвертых,
если Ефесянам 5:18-19 и Колоссянам 3:16
действительно исключают пение общиной,
и предлагают сольное или хоровое пение,
как некоторые голословно сейчас
утверждают, то сольное/хоровое пение
не является выбором, а обязанностью, и
каждый в церкви должен активно участвовать
в таком пении.
Главные
аргументы в пользу хора / соло
Те, кто предлагают
и/или защищают хор/соло в собрании
церкви, пытаются оправдать свою позицию
следующими методами:
1) Некоторые
предлагают, что хорам и/или соло не
следует противостоять, так как некоторые
церкви имеют такое уже много лет. Один
популярный журналист недавно выступал
за хоры, квартеты, дуэты и т.п. в публичных
служениях церкви на основании того, что
он “вырос в церкви Христа”, которая
такое практиковала. Он не предложил
никаких доказательств из Писаний. Что
станет с нами, если мы будем выдвигать
аргументы такого характера?
2) Другие заявляют,
что можно использовать хоры/соло, так
как Библия молчит относительно их.
Комикс в недавнем номере журнала “Image”
предлагал, что пение квартетом также
соответствует Писаниям, как и “вступительная
молитва”, т.к. Библия не упоминает ни
то, ни другое. Если церкви позволительно
молиться в собрании, а это так и есть (1
Кор. 14:15 и далее), то не будет ли первая
молитва вступительной молитвой? Всякий
хотел бы надеется, чтобы автор комикса
никогда не оказался в ситуации, где бы
ему пришлось думать логически! Таким
уходом от ответа пользуются, чтобы
оправдать крещение младенцев, перебирание
четок в молитве, курение благовоний,
использование механических музыкальных
инструментов в поклонении христиан и
множество других человеческих
нововведений. Такой процесс объяснения
абсолютно бесполезен.
3) Некоторые
заявляют, что в 1 Коринфянам 14:26 содержится
новозаветное позволение для соло в
поклонении собрания. Рубел Шелли
утверждает: “ Новозаветный прецедент
является в действительности более
подходящим для соло или пения малыми
группами, чем для пения общиной (Сравни.
1 Кор. 14:26-28)”. Дон ДеВельт (Don DeWelt) из
Независимой Христианской церкви заявлял
подобным образом. В этом отрывке Павел
заявляет: “Итак
что же, братия? Когда вы сходитесь, и у
каждого из вас есть псалом, есть поучение,
есть язык, есть откровение, есть
истолкование, - все сие да будет к
назиданию”.
Этот стих даже близко не приближается
к тому, что необходимо для оправдания
пения соло. Отметьте следующие наблюдения.
Во-первых, отрывок
не упоминает пение. Псалом можно также
легко прочитать, как и спеть. Далее,
псалом можно предоставить общине для
того, чтобы научить, и без исполнения
соло. Никто не должен допускать того,
чего стих не говорит.
Во-вторых, если
кто допускает, что духовный дар, т.е.
боговдохновенная песня, рассматривается
в этом отрывке, то естественным
предположением должно быть то, что раз
она была получена от Святого Духа и
передана общине, последующее использование
псалма регулировалось бы в соответствии
с указаниями апостола в другом месте
(напр. Ефес. 5:18,19; Кол. 3:16), а это требует
пения общиной, а не исполнением соло. В
этой связи мы бы могли сослаться на
случай с учениками, когда они собрались
в Деяниях 4, празднуя освобождение Петра
и Иоанна из тюрьмы. Текст утверждает,
что они “единодушно возвысили голос к
Богу” (4:24). Макнайт (Macknight), связывая этот
отрывок с 1 Коринфянам 14:26, комментирует,
что раз сказано, что собравшиеся
“единодушно возвысили голос”, очевидно,
это высказывание должно было произноситься
“по два или три предложения за раз (как
Павел указывал коринфянам поступать в
подобных случаях), чтобы все собравшиеся
могли присоединиться к этому”. Более
того, если псалом пелся под влиянием
Духа с целью наставления, то это не
влияло бы на то, что Церкви позволительно
делать сегодня. Ходж (Hodge) отметил: “Это
происходило столько, сколько дары...
продолжались в Церкви, так что описанное
положение вещей (14:26) преобладало. Так
как эти дары прекратились, никто не
имеет права встать в Церкви, поддавшись
порыву собственного ума, чтобы принять
участие в ее служении”.
В-третьих,
кажется очевидным, что Павел в этом
контексте пытается исправить нарушения.
Мултон (H.K.Moulton), преподаватель Нового
Завета в Нью Колледж Лондонского
Университета, классифицирует 1 Коринфянам
14:26 как один из нескольких отрывков
послания к Коринфянам, который открывает
“эгоистический индивидуализм” (сравните
1:12; 11:21) со стороны тех святых, и посему
заслуживает апостольского упрека. Если
это так, то этот отрывок едва ли надо
цитировать в поддержку системы хор/соло.
Истина такова - в Новом Завете нет
разрешения для сольной/хоровой музыки
в поклонении церкви.
Сольно/хоровые
нововведения
Как и произошло
со многими другими отличительными
чертами ранней церкви, после завершения
первого века, постепенные изменения в
учении апостолов начали вводиться.
Свидетельство истории ясно показывает
тот факт, что довольно долго пение
общиной продолжало практиковаться
теми, кто назывался христианами. Ранние
“отцы церкви” говорили о поклонении
в песне, в которой “вся община составляла
один общий хор” (Иоанн Златоуст), и “из
каждого человека... состоял хор”
(Игнатий), где весь народ соединялся в
песне” (Амброз) Богу. МакКлинток и Стронг
(M’Clintock and Strong) отметили, что: “Со времен
апостолов пение всегда было частью
служения Богу, в котором вся церковь
соединялась вместе; именно нарушение
этой практики привело к тому, что
появилась особая группа певцов церкви”.
“Оксфордский словарь христианской
церкви” указывает, что сначала пение
было всей общиной, “но постепенно начало
практиковаться использование группы
обученных певцов”. К 4-му веку хоровые
группы появились в некоторых церквях.
Ко времени Грегори Великого (604 г. н.э.)
Sckola Cantorum {школа певцов} полностью
сформировалась”.
Фактически дело
в том, что настоящая тенденция к соло и
хорам в служениях церкви отражает
отношение, которое пытается перенести
акцент с простого послания Евангелия
в ауру, которая попахивает сенсуализмом
(философское направление, признающее
ощущения единственным источником
познания - прим. переводчика) и развлечением.
Такой мотив реально допускается в
недавней статье Рубела Шелли, в которой
наш брат оплакивает тот факт, что мир
не “устраивает наши традиционные
служения”, следовательно, через
предложение особой музыки (хор/соло) и
религиозной “драматургии”, выражается
надежда, что церковь могла бы “поймать
на мед больше мух”, чем наш “традиционный”
характер простого проповедования
Евангелия.
Да поможет нам
Господь быть довольными простотой
новозаветного плана поклонения, где
каждый человек, как священник Бога,
приносит свою жертву хвалы Творцу
(Евр.13:15).
Уэйн Джексон