Основание Церкви
В конце "нагорной проповеди" Иисус
рассказал о двух мужах – каждый строил
дом (Мат. 7:24-27). Эти дома во многом были
подобны, но Иисус подчеркнул одно
существенное отличие. Один человек
построил свой дом на скале, а другой
построил свой дом на песке. Когда
случилась буря, дом, построенный на
скале, стоял твердо, а дом, построенный
на песке, разрушился. Главным единственным
различием между домами были их основания.
Сами дома в основном были одинаковы, и
буря та же, но последствия были совершенно
различны.
Иисус учил, что если человек
слышит слово Божие и повинуется ему, то
у него хорошее основание, но если человек
слышит это слово и не послушен ему, то
у него нет основания (Лук. 6:46-49). Это
различие частично определяет то, как
человек отвечает на жизненные бури.
Таким образом, эта иллюстрация относится
к основанию человека. Если его основание
стоит на сыпучих песках, то и жизнь его
будет нестабильной, но если его основание
твердо стоит на скале, то в его жизни
будет стабильность.
Помня это, мы применим это к основанию
Церкви. Церковь, основанная людьми,
построена на учениях человеческих и по
плану людей, не сможет и не устоит против
испытаний, которые выпадают ей. Церковь
же Господа, установленная Богом (Деян.
2:47), построена на учении Христовом (2
Иоан. 9) и по плану, данному Духом Святым
(2 Тим. 3:16,17), выдержит испытания и будет
стоять вечно (2 Пет. 1:11).
Камень в основании
Долговечность здания прямо зависит от
его основания. Стабильность человека
зависит от его или её основания в жизни.
Является ли церковь угодной Богу, также
зависит от её основания. Ибо в каком
состоянии находится основание, то таково
и положение здания, человека или церкви.
По этой причине Павел написал относительно
церкви: "Ибо никто не может положить
другого основания, кроме положенного,
которое есть Иисус Христос" (1 Кор.
3:11). Иисус является твердым основанием
(2 Тим. 2:19). Церковь должна быть построена
на Нем и только на Нем, чтобы оставаться
чистой и угодной Богу.
В трех отрывках Ветхого Завета мы
находим пророчества относительно камня
для основания Церкви. "Камень,
который отвергли строители, соделался
главою угла" (Пс. 117:22). "И будет
Он освящением и камнем преткновения, и
скалою соблазна для обоих домов Израиля,
петлею и сетью для жителей Иерусалима"
(Ис. 8:14). "Посему так говорит Господь
Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе
камень, - камень испытанный, краеугольный,
драгоценный, крепко утвержденный:
верующий в него не постыдится" (Ис.
28:16). В каждом из этих пророчеств Бог
через вдохновленных пророков говорил
о Христе.
Именно в Новом Завете мы находим
исполнение этих пророчеств. В защиту
проповеди Евангелия Петр сказал, что
Иисус Христос "есть камень,
пренебреженный вами зиждущими, но
сделавшийся главою угла" (Деян.
4:10-12). Это является ясным исполнением
псалма 117:22. Далее, Петр говорит, что
только посредством этого камня "надлежало
бы нам спастись". Спасение не
строится на каком-то другом основании,
нежели Христе Иисусе. В первом послании
Петра он заявляет об исполнении
вышеупомянутых пророчеств Исаии (1 Пет.
2:6-8). Как вывод Петр написал: "Итак
Он [Христос]
для вас, верующих, драгоценность, а
для неверующих камень, который отвергли
строители, но который сделался главою
угла ..." (1 Пет. 2:7).
Следовательно, на Христе
Церковь должна иметь свое основание.
На другом основании Церковь не будет
оплотом веры. Она обратится к мирскому
и разрушится, подобно тому, как рушится
дом, основание которого было разрушено.
С её слабым основанием, созданным людьми,
она может быть приемлемой для людей, но
не будет угодной Богу.
Твердое основание
По вдохновению Божьему апостол Павел
писал евангелисту Тимофею, говоря: "Но
твердое основание Божие стоит, имея
печать сию: `познал Господь Своих'; и:
`да отступит от неправды всякий,
исповедующий имя Господа" (2 Тим.
2:19). В контексте этого отрывка мы находим,
что это "твердое основание"
противопоставляется ненадежным,
нездравым словам таких лжеучителей как
Именей и Филит, которые "разрушают
в некоторых веру". На этом "твердом
основании" мы находим печать с двумя
надписями. Печать – это вырезанная
надпись или лозунг. Поэтому две надписи
вырезаны на этом "твердом основании".
Первая надпись – "познал Господь
Своих". Это имеет отношение к
взаимоотношениям между Господом и Его
верными последователями, давая им
уверенность и безопасность в стаде
Божием. Посему, это подобно тому, чему
Иисус учил в евангелии от Иоанна 10:27,28:
"Овцы Мои слушаются голоса Моего,
и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю
им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и
никто не похитит их из руки Моей".
Пока мы верны Господу, то Он никогда не
оставит нас и не покинет нас (Евр. 13:5).
Вторая надпись такова: "да отступит
от неправды всякий, исповедующий имя
Господа". Это имеет отношение к
чистоте верных. Ни один человек не может
честно и искренне исповедать великое
исповедание от всего сердца, если прежде
не оставит беззаконий. Поэтому истинные
ученики Христовы отделяют себя от всякой
неправды и греха. Павел писал церкви в
Коринфе: "И потому выйдите из среды
их и отделитесь, говорит Господь, и не
прикасайтесь к нечистому; и Я прииму
вас" (2 Кор. 6:17). Апостол Иоанн пишет
подобным образом: "И всякий, имеющий
сию надежду на Него, очищает себя так,
как Он чист" (1 Иоан. 3:3).
Строительство на верном
основании
Каждый живой человек что-то строит на
неком основании. Некоторые глупые
строители строят на таком слабом
основании как богатства, развлечения
и человеческие организации, а мудрые
строители строят на твердом основании,
которое есть Христос. Церкви в Коринфе
Павел писал: "Я, по данной мне от
Бога благодати, как мудрый строитель,
положил основание, а другой строит на
нем; но каждый смотри, как строит. Ибо
никто не может положить другого основания,
кроме положенного, которое есть Иисус
Христос" (1 Кор. 3:10,11).
Важно отметить, что Павел увещевает
каждого смотреть на то, как он строит.
Всегда существует опасность того, что
лжеучителя "ласкательством и
красноречием обольщают сердца
простодушных" (Рим. 16:18). Иисус
рисовал этих лжеучителей подобно волкам
в овечьей одежде (Мат. 7:15). Поэтому мы
должны быть внимательными и оценивать
основание, на котором строим.
Павел был "мудрым строителем"
потому, что заложил основание церкви в
Коринфе, проповедуя чистое Евангелие
Христа. Аполлос и другие верные, подобно
ему, приходили и строили на том же
основании. Эти люди не строили слабого
основания, но единственное основание,
на котором Церковь Христа может быть
построена – Иисус Христос.
Как и Павел, "мудрый строитель",
заложил основание Христа, проповедуя
Евангелие Христа, так и мы можем быть
мудрыми, внимая мудрости Божией, реченной
в Его драгоценном слове. Вникая в слово,
мы будем возрастать в мудрости и в вере,
ибо "вера от слышания, а слышание
от слова Божия" (Рим. 10:17).
Краеугольный камень
Богу не безразлично основание Церкви,
ибо она должна быть основана на Иисусе
Христе и только на Нем. Она не должна
основываться на людях, богатствах,
развлечениях или чем-то подобном. Церкви
в Ефесе Павел писал: "быв утверждены
на основании Апостолов и пророков, имея
Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, на котором все здание, слагаясь
стройно, возрастает в святый храм в
Господе, на котором и вы устрояетесь в
жилище Божие Духом" (Ефес. 2:20-22).
Некоторые, не понимая этого отрывка,
верят, что апостолы и пророки были
основанием. Однако апостолы и пророки,
это не то, что здесь подчеркивается.
Апостолы и пророки по вдохновению
заложили основание, которое есть Христос,
проповедуя Евангелие (1 Кор. 3:10,11). Апостолы
и пророки не могли быть твердым основанием,
ибо и они бывали временами слабы и
нестабильны, как и все люди. Особенно
это верно относительно Петра, который
отрекся от Господа три раза и согрешал,
проявляя лицеприятие (Гал. 2).
Христос же, однако, был совершенен (Евр.
5:9) и, посему, является совершенным
основанием. Он является "краеугольным
камнем" в исполнение ветхозаветных
пророчеств (Ис. 28:18; Пс. 117:22). Являясь
"краеугольным камнем", все основание
и здание покоятся на Нем. На этом основании
здание стройно слагается. То есть не
разделяется и не рассыпается, но
слагается. "Нет уже Иудея, ни язычника;
нет раба, ни свободного; нет мужеского
пола, ни женского: ибо все вы одно во
Христе Иисусе" (Гал. 3:28).
Чак Нортроп