Божественное учение в противоположность учению человеческому
В Евангелии
от Матфея (15 глава) фарисеи пришли к
Иисусу и спросили: “Зачем ученики Твои
преступают предания старцев?” Иисус
ответил: “Зачем и вы преступаете заповедь
Божию ради предания вашего?” Процитировав
отрывок из книги Исаии, Иисус далее
предупреждает: “Но тщетно чтут Меня,
уча учениям, заповедям человеческим”.
Фарисеи заменили “заповедь Божию”
“преданием старцев”. К сожалению, в
наше время многие совершили такую же
замену, как и фарисеи в древности.
Поступив так, они устранили заповедь
Божию своими преданиями (Матфея 15:6).
Если в
поклонении Богу человек руководствуется
своими учениями и традициями, то он
пользуется ложным основанием. Все, что
мы делаем словом или делом, должно
осуществляться с позволения Господа
(Колоссянам 3:17). Всякое добавление,
всякое убавление и всякая замена
заповедей Божьих делает поклонение
Богу тщетным – пустым, не представляющим
ценности, бессмысленным. Поэтому мы
должны дать оценку учениям, которых
придерживаемся. Откуда они, от Бога или
от людей? Учения человеческие и учение
Божье противоположны. Они борются друг
с другом. Если они от Бога, то мы друзья
Бога (Иоанна 15:14), если же они от людей,
то мы тогда сделались друзьями миру и
врагами Богу (Иакова 4:4).
Писания
изобилуют такими предупреждениями!
Тимофею было сказано “увещавать
некоторых, чтобы они не учили иному”
(1 Тимофею 1:3) и Иоанн писал, что “всякий,
преступающий учение Христово и не
пребывающий в нем, не имеет Бога” (2
Иоанна 9). Поэтому, давайте не будем
“более младенцами, колеблющимися и
увлекающимися всяким ветром учения”
(Ефесянам 4:14), но будем пребывать в учении
Христовом (2 Иоанна 9).
Слышание
– первый шаг ко спасению
Хотя
люди и изменяют Божий план спасения,
добавляя к нему и отнимая от него
(Откровения 22:18-19), Божий план не меняется
и ясно изложен в Его вечном слове. Услышав
слово, человек приходит к вере, что
“Иисус есть Христос, Сын Божий” (Иоанна
20:30-31) и, раскаявшись, отворачивается от
своих грехов (Деяния 17:30).
Затем человек
должен исповедать свою веру перед
другими (Матфея 10:32-33) и креститься “во
имя Иисуса Христа для прощения грехов”
(Деяния 2:38). Это – всего лишь начало, ибо
родившись заново, человек должен жить
верной христианской жизнью.
Библия
сравнивает слово Божье с обоюдоострым
мечем (Евреям 4:12). Размышляя о жестком
сердце человека, быстро приходишь к
выводу, что у многих “сердце лукавое и
неверное” (Евреям 3:12), и что они ослеплены
“богом века сего” (2 Коринфянам 4:4).
Из-за такого неверия и жестокосердия,
слово Божье должно быть острым, чтобы
глубоко проникать в сердце человека.
Евангельское послание должно “умилять
(пронзать)” (Деяния 2:37) или “рвать”
(Деяния 7:54) сердце. “Ибо слово о кресте
для погибающих юродство есть, а для нас
спасаемых – сила Божия” (1 Коринфянам
1:18), потому что “меч духовный” (Ефесянам
6:17) глубоко проник в наши сердца.
Прежде чем
человек сможет подчиниться плану
спасения в благословенном Евангелии
Божьем, он должен быть научен. Павел
писал: “Но как призывать Того, в Кого
не уверовали? Как веровать в Того, о Ком
не слышали?” (Римлянам 10:14). “Итак вера
от слышания, а слышание от слова Божия”
(Римлянам 10:17).
Вера –
второй шаг ко спасению
Печально,
но многие учили и продолжают учить, что
для спасения человеку нужно всего лишь
уверовать, что Бог ради Христа простил
наши грехи. Однако Библия учит, что
“виновник спасения вечного для всех
послушных Ему” – Христос (Евреям 5:9).
Хотя некоторые изменили великолепный
Божий план спасения, мы должны следовать
ему в точности, не добавляя и не отнимая
от него (Откровения 22:18-19). Божий план
спасения состоит в том, что услышав
слово Божье, человек приходит к вере,
что “Иисус есть Христос, Сын Божий”
(Иоанна 20:30-31) и, раскаявшись, отворачивается
от своих грехов (Деяния 17:30). Затем этот
человек должен исповедать свою веру
перед другими (Матфея 10:32-33) и креститься
“во имя Иисуса Христа для прощения
грехов” (Деяния 2:38). Это новое рождение
(Иоанна 3:3-5) является началом новой
жизни, которую нужно прожить верно до
смерти (Откровение 2:10).
Вера
необходима, чтобы быть угодным Богу.
Книга Евреям (11:6) говорит: “А без веры
угодить Богу невозможно; ибо надобно,
чтобы приходящий к Богу веровал, что Он
есть, и ищущим Его воздает”. В первом
стихе этой “великой главы веры” Бог
дает нам описание веры: “Вера же есть
осуществление ожидаемого и уверенность
в невидимом”.
Истинная
вера – это нечто большее, чем простое
знание фактов. Бесы знают факты. Они
знают, что Бог един (Иакова 2:19), они даже
знают Сына Божьего (Деяния 19:15) и, тем не
менее, трепещут в ужасе “страшного
ожидания суда и ярости огня, готового
пожрать противников”. “Страшно впасть
в руки Бога живого!” (Евреям 10:31). Если
наша вера – всего лишь знание фактов и
не ведет нас к повиновению и добрым
делам, то мы ничем не лучше бесов. Иаков
(2:24) говорит: “Видите ли, что человек
оправдывается делами, а не верою только?”
В книге от Луки (6:46) Иисус задает резкий
вопрос: “Что вы зовете Меня: Господи!
Господи! - и не делаете того, что Я говорю?”
Они верили в Него, называя Его “Господом”,
что означает “господин”, но, тем не
менее, не повиновались. Разве это не
лицемерие в наивысшей степени? Хотя
люди могут не видеть различия между
верой и делами, знайте и помните, что
“вера без дел мертва” (Иаков 2:26). Иисус
сказал: “Не всякий, говорящий Мне:
“Господи! Господи!”, войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного” (Матфея 7:21).
Покаяние – третий шаг ко спасению
О Божьих
условиях спасения Библия говорит ясно,
хотя некоторые могут не соглашаться.
Бог долготерпелив, и поэтому не желает,
“чтобы кто погиб, но чтобы все пришли
к покаянию” (2 Петра 3:9). Бог желает, чтобы
“все люди спаслись и достигли познания
истины” (1 Тимофею 2:4). По этим и другим
причинам через Иисуса Бог приготовил
путь избавления от грехов и их последствий.
В Своем вдохновленном слове Бог учит,
что Иисус “сделался для всех послушных
Ему виновником спасения вечного”
(Евреям 5:9). К этому повиновению человек
приходит, услышав слово Божье (Римлянам
10:14), которое, в свою очередь, приводит
человека к вере (Римлянам 10:17). Вера
заставляет человека раскаяться в грехах
(Деяния 17:30), исповедать Иисуса Христом
(Матфея 16:16) и креститься “во имя Иисуса
Христа для прощения грехов” (Деяния
2:38). Это – новое рождение (Иоанна 3:3-5).
Это – начало новой жизни, которую нужно
прожить верно до смерти (Откровение
2:10).
В Спасителе
и покаянии нуждается каждый, потому что
“все согрешили и лишены славы Божией”
(Римлянам 3:23). Покаяние – это изменение
образа мыслей, вызывающее изменение
поступков и производимое “печалью ради
Бога” (2 Коринфянам 7:10). Истинное покаяние
заключается в отвращении сознания от
грехов к Богу. Иуда Искариот раскаялся
(Матфея 27:3-4), но раскаяние это не было
истинным. Он осознал грех своего
предательства, но не повернулся к Богу.
С другой стороны, Петр отрекся от Господа
и покаялся по-настоящему, изменив свое
сознание и повернувшись к Богу. Далее,
мы видим, что покаяние привело Петра к
перемене в поступках. Изменив свое
сознание, он проповедовал Иисуса
“Господом и Христом” (Деяния 2:36) и
призывал всех слушавших покаяться и
креститься “во имя Иисуса Христа для
прощения грехов” (Деяния 2:38). Если бы
Петр раскаивался неискренне, его
проповедь была бы лицемерной, но он учил
искренне, потому что действительно
раскаялся.
Евангелие
Христово призывает людей к покаянию –
отвращению от грехов и обращению к Богу
живому. Павел провозгласил афинянам:
“Итак, оставляя времена неведения, Бог
ныне повелевает людям всем повсюду
покаяться” (Деяния 17:30).
Иисус
учил: “Нет, говорю вам, но, если не
покаетесь, все так же погибнете”. Из
этого мы узнаем о двух возможностях:
покаяться или погибнуть. Бог не желает,
“чтобы кто погиб, но чтобы все пришли
к покаянию” (2 Петра 3:9). Если мы покаемся,
это принесет радость небесам, так как
Иисус сказал: “на небесах более радости
будет об одном грешнике кающемся” (Лука
15:7).
Исповедание
– четвертый шаг ко спасению
Через
своего пророка Исаию Бог сказал: “Если
будут грехи ваши, как багряное, - как
снег убелю; если будут красны, как пурпур,
- как волну убелю” (Исаия 1:18). По милости
своей и благодати Бог приготовил путь
избавления от грехов через Иисуса,
который “сделался для всех послушных
Ему виновником спасения вечного”
(Евреям 5:9). О Божественном плане спасения
Бог учит посредством Своего вечного
слова. Все должны услышать слово Божье
(Римлянам 10:14), ведущее к вере (Римлянам
10:17), потому что “без веры угодить Богу
невозможно” (Евреям 11:6). Вера заставляет
человека раскаяться в грехах (Деяния
17:30), исповедать Иисуса Христом (Матфея
16:16) и креститься “во имя Иисуса Христа
для прощения грехов” (Деяния 2:38). Это –
новое рождение (Иоанна 3:3-5). Это – начало
новой жизни, которую нужно прожить верно
до смерти (Откровение 2:10), чтобы получить
небеса в награду.
В послании
к Римлянам (10:9-10) Павел написал: “Ибо
если устами твоими будешь исповедывать
Иисуса Господом и сердцем твоим веровать,
что Бог воскресил Его из мертвых, то
спасешься, потому что сердцем веруют к
праведности, а устами исповедуют ко
спасению”. Из этого отрывка мы узнаем
три важнейших факта об исповедании.
Во-первых, исповедание – необходимый
шаг, предпринимаемый для спасения.
Во-вторых, исповедание – это официальное
и публичное заявление, утверждение
истины, сделанное устами. И, в-третьих,
исповедание признает Иисуса Христом,
Сыном Божьим. Исповедание устами должно
вести к исповеданию делами и жизнью.
Слова, не подкрепленные поступками,
стоят мало. Чтобы воодушевить своих
учеников жить верно, Иисус сказал: “Итак
всякого, кто исповедает Меня пред людьми,
того исповедаю и Я пред Отцем Моим
Небесным; а кто отречется от Меня пред
людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем
Моим Небесным” (Матфея 10:32-33). Мы исповедуем
и отвергаем Иисуса жизнью, которой
живем. Некоторые являются атеистами и
неверующими в соответствии с тем, что
они говорят. Другие – в соответствии с
тем, что они делают. Заметьте, наконец,
что настанет день, когда Бога исповедают
все: от малого до великого, от богатого
до бедного. Послание к Римлянам (14:11)
говорит: “Ибо написано: живу Я, говорит
Господь, предо Мною преклонится всякое
колено, и всякий язык будет исповедывать
Бога”. В этот великий и знаменательный
день не будет ни атеистов, ни неверующих.
Крещение
– пятый шаг ко спасению
Книгу
Деяний иногда называют “книгой
обращений”, поскольку на ее страницах
есть множество примеров обращения в
веру. Из этого следует, что если мы будем
поступать как эти люди и повиноваться
тому, чему повиновались они, то станем
тем же, кем стали они – христианами.
Итак, возникает вопрос: “Что же они
делали и чему повиновались?” Во-первых,
они услышали слово Божье, провозглашенное
просто и ясно (Деяния 2:37). Во-вторых,
поверили провозглашенному, что Иисус
– “Господь и Христос” (Деяния 2:36).
В-третьих, повиновались проповеди Петра,
раскаявшись в грехах (Деяния 2:38).
В-четвертых, исповедали свою веру, как
это сделал эфиопский евнух (Деяния
8:37). И, наконец, крестились “во имя Иисуса
Христа для прощения грехов” (Деяния
2:38). В результате своего повиновения
они были прибавлены к Церкви (Деяния
2:41) и “постоянно пребывали в учении
Апостолов, в общении и преломлении хлеба
и в молитвах” (Деяния 2:42).
Крещение
являлось частью каждого из обращений
в веру, подробно записанных в книге
Деяний. Оно было не просто “внешним
проявлением внутренней благосклонности”.
Это – необходимый шаг в повиновении
плану спасения Божьего Евангелия.
Крещение было частью обращения иудеев,
находившихся в Иерусалиме в день
Пятидесятницы (Деяния 2:38), самарян
(Деяния 8:12), эфиопского евнуха (Деяния
8:38), Савла Тарсянина (Деяния 22:16), Корнилия
(Деяния 10:48), Лидии (Деяния 16:15) и
филиппийского темничного стража (Деяния
16:33). Его необходимость ясно видна из
Божьих летописей обращений. Хотя
некоторые хотят свести до минимума
значимость и необходимость крещения,
Иисус их не преуменьшал, ибо сказал
Своим ученикам: “Итак идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святого Духа” (Матфея 28:19), – и еще:
“Кто будет веровать и креститься, спасен
будет; а кто не будет веровать, осужден
будет” (Марк 16:16). В этом “великом
поручении” Иисус послал христиан с
миссией учить и крестить.
-
Так будем же делать то, что было сказано
Савлу: “Итак, что ты медлишь? Встань,
крестись и омой грехи твои, призвав имя
Господа Иисуса” (Деяния 22:16). Помните
бессмертные слова Иисуса: “Если любите
Меня, соблюдите Мои заповеди”
(Иоанна14:15).
Что
такое крещение?
Из-за
большой путаницы в религиозном мире,
существующей в определении крещения,
нам следует дать ему определение с точки
зрения Библии. То, что говорят о нем
люди, не обязательно соответствует
действительности. Истиной является то,
что сказал Бог посредством Своего
вдохновенного слова (Иоанна 17:17). Давайте
“ежедневно разбирать Писания, точно
ли это так” (Деяния 17:11), поскольку об
этом предмете Бог уже высказался.
В книге
Деяний (8:26-39) евангелист Филипп проповедовал
евнуху из Эфиопии об Иисусе. “… Продолжая
путь они приехали к воде, и евнух сказал:
вот вода; что препятствует мне креститься?”
После того как евнух исповедал, что
“Иисус Христос есть Сын Божий”, “сошли
оба в воду, Филипп и евнух; и крестил
его” (Деяния 8:38). Путешествуя по пустынной
местности (Деяния 8:26), евнух должен был
везти с собой воду. Если окропление или
обливание были приемлемы, то не было бы
причины Филиппу и евнуху “сходить в
воду”. Таким образом, из этого примера
мы узнаем, что крещение – это погружение
в воду.
Отметьте,
как Павел описывает крещение: “Итак,
мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мертвых
славою Отца, так и нам ходить в обновленной
жизни. Ибо, если мы соединены с Ним
подобием смерти Его, то должны быть
соединены и подобием воскресения”
(Римлянам 6:4-5). Крещение создает образ
смерти, погребения и воскресения Христа.
Погружение соответствует этому описанию,
в то время как окропление и обливание
– нет (см. также Колоссянам 2:12).
Поскольку
крестившийся поднимается, чтобы ходить
в обновленной жизни, крещение должно
быть новым рождением. Это – рождение,
или воскресение из водной могилы. Иисус
сказал Никодиму: “Истинно, истинно
говорю тебе: если кто не родится от воды
и Духа, не может войти в Царствие Божие”
(Иоанна 3:5). Иисус говорил не о двух
рождениях – материальном и духовном,
но об одном, состоящем как из воды, так
и от Духа. Когда, погружаясь в воду, мы
повинуемся данному Духом слову Божьему,
мы рождаемся от “воды и Духа”.
Чак Нортроп