Мораль и этика христиан
У каждого человека есть понятие о добре и зле, о правильном и неправильном. Способность мыслить, совесть, чувство долга есть у каждого нормального человека. И всё это является следствием. Но для этого следствия должна быть соответствующая причина. И такой причиной является либо Бог, давший правила для жизни человека, либо безжизненная материя.
В каждом народе есть определенные законы, и это указывает на то, что был законодатель. Следовательно, должен быть и первый Законодатель с первыми законами для человека. Если человек не верит в Бога и, соответственно, не принимает данного Богом порядка, то человек сам себе закон, то есть сам определяет своё поведение. Но даже такой человек вынужден считаться с правами других людей. Другие требуют от него определенного поведения. Таким образом складываются определенные правила поведения в обществе (мораль). А мы поразмышляем сегодня о морали и этике христиан. Сначала определимся с терминами.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность (толковый словарь Ожегова). Этика – 1. философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы (врачебная этика, парламентская этика). Надо признать, что есть нормы поведения и для христиан, равно как и для других групп.
Мораль и этика могут быть различными в разных группах и народах. Часто это связано с культурой определенного народа, сложившейся со временем. Культура – уникальный образ жизни народа. Культура – это образ поведения, мышления, реакция на происходящее. Мы не видим культуры, но только её проявления в конкретных предметах, используемых людьми, и действиях людей (поведение, речь). Культуре учатся, передают из поколения в поколение (восточная, западная, славянская культуры). Она со временем изменяется.
А есть ли всеобщая мораль, этика, не меняющаяся со временем, и не зависящая от места проживания человека? Кто определяет такую мораль? Например, убийство человека – это правильно или нет? А если это ваш враг, или нечего есть вам и вашим детям? Разные люди могут дать разные ответы (поэтому мы имеем войны и т.п.). Но, надо признать, последнее слово за Творцом всей вселенной, Который имеет абсолютное знание и обладает абсолютной властью на правах Создателя.
Что Бог называет правильным, таким оно и является. Это не связано с конкретной группой людей или народом. Иисус сказал: "дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мат. 28:18-20). Евангелие – для всех людей во всем мире (Мар. 16:15), и люди должны повиноваться ему. У человека, конечно же, есть право выбирать как поступать, но человек должен помнить, что за свой выбор он будет отвечать сам: "ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10).
Говоря об обязанности человека повиноваться Богу, необходимо понимать разницу между вопросами учения (то, что определяет Бог как обязательное для всех) и мнения (то, что Бог позволяет людям самим определять для себя). Например, обман недопустим никогда (1 Иоан. 5:17), но рис можно есть по-разному: руками, палочками, вилкой. Некоторые культурные традиции могут быть нейтральны по отношению к Евангелию, а некоторые вступать в противоречие с ним (способ захоронения умершего не важен, но пить спиртное на поминках - грех). Как поступать, если возникает такой конфликт между Евангелием и традициями людей? Либо "разбавить" Евангелие традициями и культурой данного народа, либо твердо следовать слову Божьему: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1,2).
Нетрудно понять, что если не будет объективного стандарта в жизни людей, то будет хаос. Представьте себе большой город с множеством транспортных средств, но без единых правил движения, обязательных для всех. Не думаю, что вам бы хотелось жить в этом городе.
Говоря о морали христиан, давайте отметим, что же не является стандартом для христиан.
1. Субъективное мнение человека (Прит. 14:12: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти". 1 Кор. 10:12: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть").
2. Совесть (Деян. 23:1: "Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня". Хотя мы знаем, что сначала Павел гнал последователей Христа.). Важно, чтобы у человека была чистая совесть, но она не является стандартом, по которому должен жить человек. Также важно не поступать против своих убеждений, ибо это грех (Рим. 14:23).
3. Искренность (Деян. 26:9,10: "Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос"). Часто думают, что если человек искренен, то этого вполне достаточно, чтобы быть угодным Богу. Одной искренности слишком мало, и Павел до обращения был хорошим примером тому.
4. Традиции и предания людей (Мар. 7:6-8: "Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное").
5. Чувства (4 Цар. 5:10-14: "И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: `омойся, и будешь чист'. И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился". Деян. 9:1,2: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим").
6. Большинство (Исх. 23:2: "Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды". 1 Пет. 3:20: "некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды").
7. Внешнее (материальное) благополучие в жизни. (Пс. 72:2-9,27: «А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле… Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя»).
Как насчет двойной морали (буду поступать так, как того требует ситуация, что, в конечном итоге, так, как мне выгодно)? Это ситуационная этика. Бог желает, чтобы Его дети были тверды в вере и всегда держались слова истины. 1 Кор. 15:58: "Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом". 1 Кор. 16:13,14: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью". Поступал ли Павел так, как было выгодно ему, или как того требовало слово Божие? Деян. 24:24-27: "Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним. Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах". У нас нет полной информации, но очевидно, что Павел не дал денег, чтобы «решить свои проблемы».
Поведение христиан должно отличаться в лучшую сторону от поведения мира, ибо Бог требует святости: "Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас" (1 Пет. 1:14-20).
Итак, у нас, как христиан, также есть мораль и принципы, которым мы должны следовать. Но эти моральные принципы должны основываться только на слове Божием, которое пришло от благого и справедливого Бога, а не на изменчивых правилах, установленных людьми. Давайте же будем послушными детьми Божьими и хорошим примером в поведении для окружающих нас людей при любых обстоятельствах.
Александр Зотов