Искусство мыслить
Трудно переоценить тему, о которой пойдёт речь в этом выпуске "Истины". Из-за непонимания этого вопроса возникают самые разные проблемы в различных сферах нашей жизни: на работе, в семье, в общении с братьями и сёстрами, в общении с детьми, и, что самое печальное, с Господом.
Есть один коварный враг, время от времени просыпающийся в нас и наносящий свой внезапный удар, оставляя неприятные отпечатки в нашей памяти. Итак, если вас беспокоят проблемы в перечисленных сферах вашей жизни, то устраивайтесь поудобнее, чтобы узнать или напомнить себе о корне многих зол, мешающем нам жить.
Впрочем, у нас есть общий знакомый, который мог бы многое рассказать нам об этом. Это библейский персонаж, военный, который чуть было не остался на всю жизнь больным из-за предубеждения (4 Цар. 5:1-14). Да, это был Нееман Сириянин. Его убеждение было таково: "вот, я думал, что он [Елисей, Божий пророк] выйдет, станет, и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу" (4 Цар. 5:11). А ответ Господа был: "пойди, омойся семь раз в Иордане ... и будешь чист" (4 Цар. 5:10). Ответ Бога слишком расстроил Неемана. Способ оздоровления, предложенный Богом, не устраивал его. И если бы Нееман не переступил через своё предубеждение, то мы вряд ли бы прочли в Библии о его исцелении (4 Цар. 5:14). Итак, вот он наш враг – предубеждение.
Вот как определяет это понятие словарь Ожегова: "Предвзятое отрицательное мнение, отношение к чему-нибудь или кому-нибудь". С самого детства нам свойственно попадать под влияние своих предубеждений. Ответьте, что более вожделенно для ребёнка, чем утюг, розетка, или любое другое место, о котором вы говорите: "нельзя"? Да, детей привлекают именно эти запретные места. Почему? Потому, что даже у детей есть предубеждения. Именно поэтому родительское "нельзя" воспринимается ребёнком, как "можно". Притчи 14:12,13 учат нас тому, что мнение взрослых людей также зачастую опасно для них самих. В Библии таких примеров множество: Адам и Ева, посчитавшие своё мнение правильным, и согрешившие (Быт. 3); Саул , поступивший по-своему и нарушивший тем волю Бога (1 Цар. 13:8-11); Павел, в прошлом гнавший христиан по своему предубеждению (Деян. 26:9), и многие, многие другие. Кто-то скажет: "да, у них действительно была такая проблема". Но разве мы не повторяем их ошибок? (1 Кор. 10:12). На работе мы часто считаем, что правильное мнение – это только наше мнение (Прит. 3:7; 12:15). В семье мы не умеем слушать друг друга (Иак. 1:19,20) т.к. наше мнение мы считаем правильным, и поэтому зачастую не объясняем его детям, требуя безоговорочного подчинения, вызывая у них при этом раздражение (Ефес. 6:4). Мы боимся признаваться в любви братьям и сёстрам: "вдруг не так поймут". Кто-то приходит на собрание только чтобы принять вечерю Господню, пренебрегая при этом проповедью, а Бог говорит, что плохо пренебрегать Его словом (Еккл. 4:17). Иногда мы не считаем нужным выслушать представителя иной религии из-за предубеждения, что мы правы несмотря ни на что, а ведь даже Иисус так не делал (Иоан. 18:22,23; Прит. 18:13). Мы, христиане, должны быть готовы показать любому человеку основы Божьего вероучения, основываясь на фактах, логично объяснить нашу религиозную позицию (1 Пет. 3:15), а вместо этого многие говорят: "я прав, потому что я прав". Да, так много неправильного мы порой совершаем по предубеждению.
Однажды я попал в неприглядную ситуацию. Одна христианка в городе, где я вырос, ответственная за приготовление хлеба для вечери, не пришла на богослужение, и я уже размышлял о том, как несерьёзно она относится к служению. Но позже оказалось, что она передала хлеб и объяснила причину своего отсутствия. Это иллюстрация того, как недостаток информации и нежелание её получить приводит к предубеждению. Как видите, я запомнил этот урок. Очень важно иметь жажду знаний во всех сферах жизни, а особенно в поклонении Богу (Ос. 4:6). Не наше мнение определяет истину, а истина должна определять наше мнение (Иоан. 17:17). Писание даёт нам множество мудрых действенных советов, касающихся всех сфер жизни (Пс. 118:99,100).
Итак, если есть что-либо, заставляющее нас прятать глаза (Быт. 4:7), что-либо в наших действиях, не уполномоченное Библией (Кол. 3:17), чему мы находим оправдания сами для себя – помните, для Бога это лишь наши предубеждения, конец которых не сильно будет отличаться трагизмом от описанных в Библии последствий предубеждения. Любое отрицательное мнение, направленное в сторону Бога и Его слова (его советов), является предубеждением, а это запрещено Писанием (1 Тим. 5:21; 1 Кор. 8:2). Человек склонен искать смягчающие обстоятельства своим плохим поступкам и мыслям. "Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его" (Пс. 35:3). Но мнение Господа, выраженное в Его слове, не изменяется, независимо от нашего мнения (Прит. 16:2: "Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души"). Удовлетворило ли Бога оправдание Адама? Сказал ли Он: "хорошо, Адам, ввиду твоего мнения, ты не виновен"? Нет, Адам был изгнан из рая, и Бог осудил его мнение и действия. Для чего же Библия рассказывает нам об этом? Ответ мы находим в послании к Римлянам: "а всё, что писано было прежде, написано нам в наставление" (Рим. 15:4).
Итак, как же нам избавиться от привычки мыслить предубеждениями? Прежде всего, давайте заглянем в самое сердце нашей предвзятости. В чём её природа? На что нам следует обратить внимание, чтобы избавиться от неё? Мне очень нравится одна мысль по поводу того, что не зря у человека два уха, два глаза и только одни уста. Брат Иаков мог бы многим поделиться с нами в этом вопросе, и, к счастью, у нас есть его послание: "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1:19). Прежде всего нам нужно учиться слушать. Позволю себе заметить: не делать вид, что слушаем, а слушать. Иногда наши чувства в нас как чайник со свистком. Мы так и норовим поскорее сказать: "Да, да я уже это знаю, это понятно". Не торопитесь, ибо в этом второй принцип Писания по борьбе с предубеждениями – терпение в слушании. Вот что говорит книга Притчей об этом: "Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему" (18:13). Что же, теперь всякий раз, когда вам захочется перебить сотрудника по работе, мужа или жену, брата или сестру во Христе, своего ребёнка или кого-либо ещё, вспомните об этом отрывке.
Притчи 14:15 – это следующий шаг: "Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим". Да, конечно же, не всё слышанное нужно воспринимать за чистую монету. Будь то слова друга, родителей или проповедников. Сопоставьте услышанное с Писанием. Не торопитесь делать заключения. "Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение" (Прит. 21:5). Я помню время, когда некоторые, хорошо знающие Библию братья, отвечая на вопрос, говорили: "Мне нужно подумать", в то время как я считал ответ вполне ясным и ошибался. И сейчас многие, следуя моему примеру, торопятся делать выводы, а эта торопливость Богу не нравится. Небезызвестные верияне "приняли слово со всем усердием" (Деян. 17:11).
А теперь мы поговорим о том, без чего все предыдущие слова – просто колебание воздуха. Если этого не будет в вашем сознании, то и на работе, и в семье, и в общении с братьями и сёстрами, и в общении с Богом вы не будете иметь успеха. Это умение честно смотреть на факты и признавать свои ошибки и грехи. "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован" (Прит. 28:13). А что происходит в нашей жизни? Если оказывается, что человек, говоривший с нами, не прав, мы не упустим момента сказать ему о нашем опыте, и о том, что иначе и быть не могло. Но когда не правы мы, то...
Когда в последний раз вы признавали свою неправоту перед детьми, женой или мужем, братьями и сёстрами? Если вы не были не правы, то в этом нет необходимости. А если были? Ох, как сложно нам порой произнести эти достойные восхищения слова: "Я не прав/права". Но ведь именно из-за их недостатка порою возникает множество проблем в общении. Иногда человек думает, что если он скажет это, он покажет свою слабость и даст повод не уважать его. Но это величайшее заблуждение. Именно этим вы можете продемонстрировать свою силу и любовь к истине. Вспомните людей веры, которыми мы восхищаемся: Давид, Авраам, Моисей, Даниил. Разве не Давид, обличаемый Нафаном, сказал: "согрешил я пред Господом" (2 Цар. 12:13)? Вот в чём состоит честь верного Богу: "Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь" (Прит. 29:23). И не важно, кому вы будете говорить своё признание: ребёнку или взрослому, жене или мужу, брату или сестре, подчинённому или Господу неба и земли. Ведь это истина: "Признавайтесь друг пред другом в проступках ..." (Иак. 5:16), говорит нам Господь через Иакова. Исповедовать грехи перед Богом – это одно из условий прощения: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан. 1:9). Какое мнение у вас о людях, умеющих признавать свои проступки? Хорошее. Такого же мнения будет о вас Бог и ваши окружающие. А те, которым это не нравится, не согласны не с вами, а с Богом.
Давайте подведём итоги. Предубеждения – это проблема всех времён и народов. Это и наша с вами проблема. Это то, от чего нужно избавляться, если мы хотим быть угодными Богу и быть светом для своих окружающих. Не нужно думать будто мы всегда правы. Необходимо научиться слушать, оценивать это согласно Библии и только потом делать выводы. Нужно научиться признавать свои ошибки, как бы болезненно это не было для нас.
Если нас интересует наше будущее и будущее наших близких, есть потребность отказать себе в "роскоши" перебивать друг друга, думать, что мы уже всё знаем (1 Кор. 8:2), и согревать себя мыслью, что мы всегда правы. Если мы хотим улучшить свою жизнь, не нужно говорить себе: "меня не переделать", "это так потому, что это так", "мой опыт показывает, что здесь лучше сделать не так, как советует Писание" – это смертоносные догмы, растлевающие, подобно червям, ваше духовное тело. Это то, что Писание называет предубеждением. Бог же призывает нас "сохранить сие [слово Божие] без предубеждения" (1 Тим. 5:21), обновиться духом ума нашего (Ефес. 4:23), вооружиться мыслью снова и снова рассуждать над Писанием (1 Тим. 4:16). И если Господь заповедует нам, не будем обижать Его, говоря, что нам это не под силу, "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 Иоан. 5:3). "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:3). Потому что только избавившись от предубеждений, и не позволяя им снова захватывать и парализовывать ваше мышление, вы сможете обрести благословение для себя и своей семьи.
Да благословит вас Господь.
Валерий Гайдаш