Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Хороший ли я человек? 02.02.2009
[ Нравственность, этика | Христианство ]

Хороший ли я человек?

«Это хороший человек, он никого не убил, не ограбил» и т.п. Подобное можно часто услышать от людей. О себе люди такого же мнения. Да, многие думают, что они неплохие люди. Существует идея, что если человек не делает зла, или явного зла, то он – хороший. В гражданском суде дела обстоят так же: если человек не совершил преступления, то он не преступник, а значит, неплохой. Такого человека должны оправдать. Но а так ли Господь смотрит на человека? Хороши ли мы в глазах Бога? Будем ли мы оправданы перед Господом, если просто не будем делать зла?

Давайте прежде отметим, каким должно быть наше отношение к слову Господа. В первой книге Царств 3:8,9 читаем: "И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем". Итак, мы должны быть готовы всегда слушать слово Божие.

А что является хорошим в глазах Господа? То, что Сам Бог называет добром, а не то, что человеку кажется добром. Библия – Божий стандарт для добра и зла. И вот указание от Бога: "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла" (1 Фес. 5:21,22). Чтобы суметь выполнить такое повеление, рассмотрим некоторые библейские примеры, которые помогут нам определить, что есть зло и добро в Божием понимании.

Мат. 21:18,19: "Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла". Почему Иисус проклял её? Было ли это вредное растение? Мешало ли оно кому-нибудь? Представляло ли оно опасность людям или зверям? Похоже, что нет. Нам необходимо помнить, что у смоковниц в Палестине такая особенность: сначала плоды, а потом листья. Видя листья, Иисус ожидал найти плоды, но их не оказалось, поэтому дерево было бесполезным. Итак, не приносить плода, когда должно, – это плохо.

Не часто ли мы рассуждаем таким образом, что если мы не будем нарушать тех заповедей, которые запрещают делать что-то, пренебрегая тем, что должно делать, то будем угодны Богу? Мы думаем: «не нарушай запретов, и ты уже хороший». Но заметьте, что добро – позитивное качество, а не просто отсутствие зла, и проклятая смоковница тому пример.

Давайте прочтем Иакова 4:13-17: «Теперь послушайте вы, говорящие: `сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль'; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: `если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое', - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Что по тексту является злом? Тщеславие. Что собирались эти люди делать противозаконного? Ничего. Кому грех? Не делающим добра. А что есть добро в этом контексте? Включать Бога в свои планы, надеяться на Него, и не быть самоуверенным, самодостаточным и надменным.

Итак, вот принцип: знать, что надо делать, и не делать – грех. Грех – это не только прямое нарушение заповедей. Снова скажем, человек, не делающий добра, когда знает, что есть добро, и может сделать его, грешит.

Заметьте параллель: и после исцеления слепорожденного фарисеи не желали принимать Иисуса. "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" (Иоан. 9:39-41). "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего" (Иоан. 15:22-24). "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Луки 12:47,48). Итак, знание обязывает поступать соответственно. Кто-то скажет: «О, тогда лучше ничего не знать»! Но незнающий также будет наказан, поэтому лучше для человека знать и исполнять волю Всевышнего, чтобы угодить Ему. Вот прямая заповедь: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1,2). Или не надо жертвовать собою, не надо познавать волю Бога?!

Какой человек хорош? Тот, кто не только слышит (знает) слово, но исполняет его. "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак. 1:22).

Прочтите отрывок из евангелия от Матфея 25:31-46. Кто будет наказан в огне вечном? Те, о которых написано: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (25:42,43). За что им такое наказание? За убийство, прелюбодеяние, грабеж, насилие? Нет, а за то, что не делали добра, которое могли сделать. Бог ожидает от нас добрых дел: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит. 2:11-15). Или мы должны быть как многие люди, окружающие нас, пассивны?

Наказание, согласно учению Нового Завета, ожидает не только тех, кто делает зло, но и тех, кто не делает добра. Прочтите из евангелия от Матфея 25:13-30 притчу о талантах. Кто оказался "негодным рабом"? Тот, у которого был один талант («а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!», 25:30). Этот человек не был растратчиком, не прокутил деньги, не оказался ненадежным, не был нечестным, не был аморальным человеком. Но назван "негодным" и заслужил наказание! Почему? Потому, что не выполнил того, что должен был сделать – использовать по силам вверенное ему («посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью», 25:27).

Итак, кто же хорош в глазах Бога? «…нет праведного ни одного… потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23). Да, никто не хорош настолько, чтобы заработать спасение пред Богом. Значит ли это, что нет никакой надежды, и все мы будем осуждены?

Но нет, Господь позаботился о человеке, чтобы дать ему возможность примириться с Собой! Это Иисус Христос, умерший на кресте и воскресший для нашего оправдания. Оказывается, мы не настолько плохи, что Бог пожертвовал Иисусом ради людей. У каждого из нас есть шанс услышать слова: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мат. 25:21), если мы будем послушны Богу, смирившись пред Ним.

Что нам делать? Слушать Господа, как слушал в своё время Самуил, поступать согласно слышанному в Писаниях, смирившись пред Господом неба и земли!

Хороший ли я человек? Да, если живу для Господа, делая добро, и учу благой вести других. Нет, если полагаюсь только на себя, думая, что достаточно хорош, чтобы заработать спасение или жить без Бога.

Александр Зотов


  << Вернуться

1595273 (+589)
23
2
15, 6
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру