Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
О посте 02.02.2009
[ Пост ]

О посте

Многие, наверное, уже задавали себе вопросы о посте: “Нужно ли мне поститься?”; “Если да, то как часто это делать?”; “Что включает в себя пост?” и тому подобное. Эти вопросы вполне уместны, и Библия действительно много говорит о посте. В среде людей, считающих себя религиозными, существуют самые разные представления о посте. Некоторые из ложных взглядов касательно поста просочились и в Церковь Божию. Задача же этого исследования – определить истинное учение о посте, что и будет сделано с помощью Библии, которая есть единственный авторитет в стремлении человека к духовности (2 Тимофею 3:16,17).

Для начала необходимо определить значение слова “пост”. В древнееврейском языке пост буквально означает “прикрыть рот”. В древнегреческом соответствующее слово переводится как “удерживаться от пищи и питья”. На основании значений слов, употребляемых в Библии по отношению к посту, делаем вывод, что библейский пост – это отказ от пищи и питья. В Писании присутствуют стихи, которые это прямо подтверждают. Например, в книге Есфирь сказано: “И поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте” (Есфирь 4:16). В книге Ионы 3:5 говорится, что ниневитяне “объявили пост”. В 7 стихе этой же главы царь Ниневии повелевает “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили”. Пребывая на горе Синай в течение сорока дней и ночей, Моисей “хлеба не ел и воды не пил” (Исход 34:28). Таким образом, библейский пост – это полный отказ от еды и воды, а не частичный, как это часто утверждается.

Какова же должна быть продолжительность поста? Конкретной заповеди на этот счет в Библии нет. Но есть несколько примеров, на которые следует обратить внимание. Во Второзаконии 9:9,18 рассказывается, как Моисей постился в течение 40 дней на горе Синай. Столько же дней был в посте и Иисус Христос (От Матфея 4:2; От Луки 4:2). В 1-ой книге Царств 31:13 читаем, что израильтяне постились семь дней. Книга Есфирь 4:16 говорит нам о трехдневном посте. А в книге Судей 20:26 сказано, что сыны Израилевы постились в тот день до вечера”. Изучив эти отрывки, что можно сказать о продолжительности поста? Писание ее строго не регламентирует. Таким образом, человек сам, в зависимости от цели проведения поста, устанавливает его продолжительность.

Изучая вопрос о посте, необходимо отметить, что пост в Библии всегда преследовал духовные цели и никогда не проводился для того, чтобы похудеть или улучшить общее состояние организма. И хотя пост действительно может иметь целебные свойства, его проведение всегда должно иметь исключительно духовные мотивы. Пост должен быть направлен к Богу. В Евангелии от Матфея 6:18 написано: “Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне”. Книга Исаии 58:4 говорит, что необходимо поститься так, “чтобы голос ваш был услышан на высоте”. Этот отрывок также указывает нам, что пост должен сопровождаться молитвой. Например, в книге Неемии 1:4 о Неемии сказано, что он “печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным”. В книге пророка Ионы 3:8 читаем, как царь Ниневии приказал народу, чтобы они во время поста “крепко вопияли к Богу”. Следующие ссылки также говорят о неразрывной связи между постом и молитвой: Второзаконие 9:18; От Матфея 17:21; Деяния 10:30; 13:3; 14:23; 1 Коринфянам 7:5. Пост усиливает наши молитвы (2 Царств 12:21-23), мобилизует духовную сторону человека.

Как уже отмечалось, библейский пост должен преследовать духовные цели. Вот некоторые примеры, которые определяют, для чего проводился пост:

- чтобы взыскать Господа (2 Паралипоменон 20:3,4);

- чтобы смириться (Ездры 8:21);

- для укрепления веры (От Матфея 7:20,21);

- для покаяния в грехах (Ионы 3:5-8; Неемии 9:1,2; 1 Царств 7:6; 3 Царств 21:25,29);

- для прощения грехов (Ионы 3:5-10; 3 Царств 21:25-29; Иоиля 2:12-15);

- для укрепления перед лицом испытаний (Есфирь 4:3,16);

- при потере или болезни близких людей (1 Царств 31:13; 2 Царств 1:12; 2 Царств 12:15,16)

- перед совершением ответственного дела (Деяния 13:3; 14:23).

Итак, нужно ли нам, христианам, поститься? В Ветхом Завете одной всеобъемлющей заповеди о посте не было. Однако, в некоторых конкретных случаях (Иоиль 1:14; 2:12-15) Бог повелевал Своему народу проводить пост. Израильтяне видели необходимость поста и в другие тяжелые периоды своей жизни, что приводит нас к выводу о важности поста и сегодня. Неужели нам не нужна крепкая вера, смирение или желание получить прощение от Бога? Разве мы не принимаем в жизни ответственных решений или не желаем искать Бога?

В Писании мы встречаем по крайней мере 78 упоминаний о посте. Так как более 30 из них находятся в Новом Завете, то пост нельзя считать примером только для иудеев Ветхого Завета. Постились первые христиане (Деяния 13:3; 14:23). Постился Апостол Павел (2 Коринфянам 6:5; 11:27), который призывал подражать ему, как и он Христу (1 Коринфянам 11:1). Пост может также применяться и в браке. Такой вывод можно сделать из слов Павла в 1-ом Коринфянам 7:5. В Евангелии от Матфея 9:15 Иисус неоднозначно отметил, что когда Его не станет на земле, то ученики будут поститься. В Евангелии от Матфея 6:1-18 Иисус говорит о трех вещах: милостыне, молитве и посте. Из слов Господа понимаем, что необходимы все три. Выражение “итак, когда творишь милостыню” (От Матфея 6:2) предполагает, что мы должны творить милостыню. Выражение “и когда молишься” (От Матфея 6:5) предполагает, что нам нужно молиться. Значит, “также, когда поститесь” (От Матфея 6:16) означает, что нам нужно поститься. Вне всяких сомнений, пост должен иметь место в нашей жизни.

Необходимо также помнить, что пост – неизменный спутник чрезвычайных обстоятельств, признак большой нужды. Пост – это признание собственной беспомощности и слабости, просьба к Господу облегчить нашу участь или помочь принять решение. Что мы делаем, когда случается трагедия? Мы не работаем, не едим, не отдыхаем. Ничто, кроме нее, для нас не имеет значения. В больнице, в критические минуты, семью не интересует ни пища, ни отдых, ни развлечения. Человек бежит от них, чтобы справиться с трагедией. И поэтому пост необходим!

Существует, однако, некоторая опасность, что пост может быть лицемерным. Фарисеи, желая показать свою благочестие, большое внимание обращали на внешние проявления поста. Постясь, они ходили унылыми, желая показать другим свою праведность (От Матфея 6:16). Пост не является истинным, когда главная его цель – заявить об этом окружающим. Пост должен быть направлен к Богу. Следовательно, не нужно во время поста ходить мрачным или пытаться как-то по-другому выделиться для того, чтобы обратить на себя внимание и продемонстрировать свою “праведность” (От Матфея 6:17,18).

Наш пост может быть неугодным Богу и в другом случае. Бог не принимает самоотречение в посте, если человек продолжает грешить и отворачиваться от Него. Об этом ясно говорят следующие места Писания: Исаия 58:3-7; Иеремия 14:11,12; Захария 7:5-13).

В заключение нужно признать, что, к сожалению, мало кто из христиан постится. Мы часто ведем бесполезные разговоры, много времени тратим на приготовление и принятие пищи, ранняя же церковь пребывала в молитве и посте. Обычные причины, которыми человек объясняет невозможность поста, на поверку оказываются обычными отговорками. Следует помнить, что как телу для правильного функционирования нужны физические нагрузки, так пост нужен для духовного здоровья. Это отказ от нормальной деятельности ради усиленной духовной тренировки. Пост свидетельствует о том, насколько серьезно мы относимся к своей духовной жизни. Пост помогает нам всецело положиться на Бога. Пост заставляет наше тело подчиниться, а наш разум – мыслить.

Сергей Бойко


  << Вернуться

2987593 (+200)
82
0
63, 19
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua