Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Дает ли Павел ещё одно исключение для развода? 02.02.2009
[ Библия | Семья, брак ]

Дает ли Павел ещё одно исключение для развода?

Иногда говорят: "Если нельзя, но очень хочется, то можно". Это тот принцип, которому готовы следовать многие в наши дни. Сфера религии также не является исключением. Это особенно справедливо и относительно вопросов брака, развода и повторного брака. Людей не удовлетворяет учение нашего Господа Иисуса Христа относительно брака: один мужчина и одна женщина на всю жизнь, с единственным исключением: развод по причине прелюбодеяния (Мат. 19:9). Люди, пытаясь оправдать своё желание жить с тем, кто не является его/её супругом/супругой, готовы искать и другие "исключения", которые якобы находятся в Библии. Давайте сегодня рассмотрим такую тему: действительно ли Павел дает ещё одно исключение для развода в 1 Кор. 7:15? "Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь". Итак, говорят, что апостол Павел дает позволение христианину разводиться с супругом/супругой-нехристианином, если тот не желает жить с христианином, а вследствие этого христианин может вступить в повторный брак так, что это будет угодно Господу.

Чтобы понять, чему учит этот стих, давайте проанализируем контекст. стихи 1-7 – брак и половые отношения между супругами; стихи 8,9 – положение безбрачных и вдов (имеют право на брак); стихи 10,11 – христиане в браке, их обязанности друг перед другом (два варианта: жить в дальнейшем одному, или примириться); стихи 12-17 – смешанный брак: христианин и неверующий (христианин должен стараться сохранить брак, ибо он свят в глазах Бога); стихи 18-24 – обращенные должны оставаться в том звании (в том, что не греховно), в котором призваны (как примеры тому, что христиане должны постараться сохранить брак); стихи 25-38 – о браке для девственниц; стихи 39,40 – о повторном браке для вдов. Итак, вопросы повторного брака, за исключением вдов, не рассматриваются.

Те, кто заявляют, что Павел дает ещё одно исключение для развода (а как следствие этого появляется право на повторный брак), рассуждают следующим образом: 1) Павел не противоречит Иисусу, но говорит о ситуации, которую Иисус не затрагивал при Своем земном служении (это верно, стих 12а); 2) если оставленный христианин свободен во всех отношениях, в том числе и от брачных уз ("не связаны", предполагают, что речь идет о брачных узах, стих 15б); 3) тогда христианин имеет право на повторный брак в дальнейшем.

Поэтому суть вопроса сводится к следующему: "не связаны" – действительно ли означает, что христианин свободен от брачных обязательств? Но прежде, что бы вы сказали человеку, который будет настаивать, что крестное знамение – это то, что необходимо христианину делать, приводя в пример Деяния 9:18,19: "И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его [Савла], и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске"? Или если человек будет говорить, что обливание и кропление являются допустимой формой для крещения? Наверное, вы обратитесь к значению греческого слова "креститься", которое означает только "погребение, погружение".

Греческое "не связаны" (ου δεδουλωται) – это форма от δουλοω, которое употребляется в Новом Завете более 130 раз, при этом ни разу не относится к брачным узам. Это слово указывает на служение, рабство. Поэтому христианине "не связаны" (перфектное время, пассивный залог, изъявительное наклонение) означает "не были порабощены и не являются рабами" неверующего супруга. Писания никогда не сравнивают брачные узы с рабством. В 7:23 Павел говорит: "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами (δουλοι – от того же корня) человеков", что подчеркивает мысль апостола в том, что христиане не являются рабами своим неверующим супругам.

Относительно брачных уз используется другое греческое слово: 7:27: "Соединен (δεδεσαι ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены". 7:39: "Жена связана (δεδεται) законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе". Эти слова от греческого δεω, которое означает "соединять, связывать", что имеет отношение к браку, например, "Замужняя женщина привязана (δεδεται) законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества" (Рим. 7:2). Итак, разные слова в одном и том же контексте подчеркивают разные идеи: δουλοω - рабская подчиненность, δεω - брачные узы.

В 7:15 в русском синодальном переводе читателя могут смущать слова "развестись", "разводится": "Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь". Здесь употреблены греческие "χωριςεται", "χωριςεσθω" от "χωριςω", которое означает разделять, уходить, разлучать. В некоторых контекстах это слово может нести идею развода, например, Матфея 19:6: "так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (χωριςετω), но в этом контексте речь идет о расставании, а не разводе. Сравните 1 Коринфянам 7:15: "Если же неверующий хочет разлучаться, пусть разлучается; не связан брат или сестра при таких обстоятельствах. К миру призвал нас Бог", (перевод Кассиана). "А як хоче невіруючий розлучитися, хай розлучиться, не неволиться брат чи сестра в такім разі, бо покликав нас Бог до миру".

Давайте сравним 1 Коринфянам 7:10,11: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей". В синодальном переводе используется "разводиться", "разведется". Греческие от того же слова "χωριςω". Перевод Кассиана читается так: "А женатым повелеваю не я, но Господь: жене с мужем не разлучаться, - если же разлучится, пусть остается безбрачной или примирится с мужем, - а мужу жены не отпускать". Если оставленному христианину в 7:15, дается право на повторный брак, то он оказывается в лучшем положении, чем христианин в 7:11, у которого есть только возможность оставаться безбрачным, или примириться, но нет права на повторный брак. Такое толкование не выдерживает критики, ибо ставит христиан в различное положение в вопросе брака. Павел не мог, будучи под водительством Духа, говорить, что у христианина есть только возможность жить отдельно или примириться, а четыре стиха спустя утверждать, что оставленный христианин может быть свободным от брачных уз. Учитывая это, в этом контексте следует читать не "разводиться", а "разлучаться, расставаться".

Если это так, то в 7:15 Павел говорит: если неверующий будет настаивать на том, чтобы расстаться, то верующий должен быть пассивен в этом и не препятствовать этому. Христиане не связаны (не являются рабами) нехристиан, чтобы последовать за их нежеланием служить Богу (вероятно, что неверующий желает оставить верующего из-за его убеждений), оставляя служение Богу, чтобы продолжать жить с нехристианином. Это будет слишком высокой ценой для христианина – следовать за человеком, а не за Богом. Христианин не получает права вступать в повторный брак, так как существует только одна причина для расторжения брака – Мат. 5:32; 19:9 (если у кого и возникают противоречия, то это противоречия в восприятии, а не в Писаниях). Бог хочет, чтобы христиане не отчаивались по поводу ухода неверующего, но продолжали верно служить Ему (иметь мир и спокойствие души).

Итак, если кто утверждает, что Павел дает ещё одно исключение для развода, а, следовательно, и право на повторный брак, то говорит больше, чем написал Павел, а, следовательно, выходит за рамки написанного, что является очень опасным (Павел не рассматривает вопроса о повторном браке в этом отрывке, но то, что христиане должны оставаться в том положении, в котором находились: 7:17,20,24. Главная идея такова – будьте рабами только Христа и исполняйте Его волю).

Внимательно изучая Библию, мы приходим к таким выводам: в брак могут вступать те, кто 1) в браке ранее не состоял; 2) вдовцы и вдовы (Рим. 7:1-3); 3) невиновная сторона, которая разорвала брак из-за неверности супруга/супруги (Мат. 19:9).

Будем ли мы делать то, что нам хочется (как многие и поступают в вопросах религии), или будем безукоризненно следовать учению нашего Господа Иисуса Христа?

Александр Зотов


  << Вернуться

2987593 (+200)
81
0
59, 22
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua