Превратил ли Иисус воду в вино?
Очевидным ответом на вопрос: «превратил ли Иисус воду в вино?», является «да». На брачном пире в Кане Галилейской, описанном в Иоанна 2:1-11, Иисус превратил воду в вино. Однако этот вопрос обычно задаётся не в том значении, которое он имеет. Обычно подразумевают: «Сделал ли Иисус алкогольное вино?» И ответ: нет. Позвольте объяснять.
Слово, переведённое как «вино» (ойнос – на греческом языке Нового Завета), может относиться как к алкогольному, так и безалкогольному вину. В настоящее время слово «вино» почти исключительно используется в значении «алкогольное вино», но давайте никогда не будем виновными в толковании Писаний, которое основано исключительно на значении современных слов. Рассмотрите эти примеры слова «вино», используемого в Писании по отношению к несбродившему виноградному соку.
В книге Иоиля 1:10 говорится: «Опустошене поле, упала в жалобу земля, бо спустошене збіжжя, вино молоде пересохло, зів'яла оливка» (Это относится к винограду, высушенному в полях, который не мог быть алкогольным.)
В книге Исаии 65:8 сказано: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: `не повреди ее, ибо в ней благословение'; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить» (Алкогольное вино в кисти? Нет, сок винограда, находясь в кисти, не мог опьянять.)
В книге Иеремии 48:33 написано: «Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости» (Вино из свежего винограда, выходящее из точил, – это виноградный сок, и он не мог быть перебродившим.)
Конечно, можно рассматривать и другие места из Писания, но и этих достаточно, чтобы проиллюстрировать, что слово «вино» может относиться как к алкогольному вину, так и просто к соку винограда.
«Как же нам узнать, когда это слово относится к виноградному соку, а когда к опьяняющему вину?» Контекст, в котором находится слово, определит, относится ли оно к алкогольному или безалкогольному вину. Итак, рассмотрим контекст.
Непосредственный контекст Иоанна 2:1-11 весьма ясен. Гости на брачном пире в Кане были способны увидеть различие между качеством напитка, который сделал Господь, и тем напитком, который подавали ранее. Если подавали опьяняющее вино, и люди «хорошо напились» или «пили вдоволь» (Американская Стандартная Версия 1901 года) этого напитка (стих 10), тогда они не могли бы хорошо различать вкусы. Хотя не называется количество того, сколько они выпили до этого, но если они выпили шесть водоносов, которые Иисус приказал слугам заполнились водой, и эти водоносы вмещали «по две или по три меры» (стих 6), тогда гости употребили где-то от 400 до 600 литров выпивки! Это гораздо больше чем достаточно, чтобы сделать пьяными большую часть выпивающих от случая к случаю. Те, кто извращают этот отрывок, чтобы потворствовать выпивке алкоголя в компании, говорят, что слово «напьются» несет в себе идею, что толпа была настолько пьяна, что люди не могли различать вкуса. Однако замечание «распорядителя пира» жениху указывает на то, что гости были бы способны отличить «худшее» от «хорошего вина». Итак, если эти гости на свадьбе были так пьяны, что не могли различать вкуса, тогда Господь сделал шесть водоносов алкогольного напитка для тех, которые были уже сильно выпившими, и напоил их ещё больше! Таким образом, «хорошее вино» на свадьбе в Кане должно было быть свежим виноградным соком.
Также рассмотрите логические последствия аргумента тех, кто хочет использовать этот отрывок, чтобы оправдать употребление алкогольных напитков. Их аргумент приблизительно таков: «Так как Иисус сделал алкогольное вино, то будет нравственным для человека пить алкоголь». Однако заметьте, что их логика ведёт их дальше, чем многие из них хотели бы идти. Так как Иисус произвел алкогольное вино (как они заявляют), тогда не только было бы нравственно оправданным пить вино, но и нравственно производить алкоголь, продавать его, распространять и зарабатывать этим себе на жизнь. Но так как это наверняка станет причиной преткновения для кого-то, то давать кому-либо повод для преткновения будет нравственным. Однако такое логическое умозаключение на основе их аргумента противоречит учению Господа («Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих», Лука 17:1,2). Такое рассуждение – глупый аргумент, не имеющий оснований в Писании.
Далее, рассмотрите общий контекст Библии. Аввакум написал: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (2:15). Грех, который Аввакум осуждает, – грех содействия пьянству. Если Иисус снабдил алкогольным вином гостей на свадьбе в Кане, то Он внёс Свой вклад в их опьянение. Мало того, что Иисус способствовал этому, Он также потворствовал и воодушевлял людей, чтобы они совершенно упились! Так как пьянство греховно, то Иисус согрешил, и «горе» Аввакума будет на Нём. И если это так, то было бы лучше для Иисуса, «если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Лука 17:2). Как совершенный человек Иисус не мог обратить воду в алкогольное вино и предложить такое другим.
Другой отрывок для рассмотрения в этом контексте - Притчи 23:31,32, который говорит: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид». Если Иисус обратил воду в алкогольное вино, то Он заставил бы других смотреть на вино, когда оно краснеет, что противоречит мудрости Соломона. А поскольку Иисус «больше Соломона» (Матфей 12:42), то знал бы, что быть трезвым – это мудро, и не искушал бы других пьянящим напитком. И ещё, Соломон написал: «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1).
«В чём же тогда состояло чудо на свадьбе в Кане?» Чудо в Кане было в том, что Иисус пренебрег временем, обычно требуемым для того, чтобы прошел естественный процесс созревания винограда и сбора урожая. На то, что обычно уходят месяцы, Иисусу потребовалось мгновение. Августин написал: «итак, он в тот день бракосочетания сделал вино в шести кувшинах, которые приказал наполнить водой, именно Он теперь делает это каждый год в виноградных лозах; ибо как и то, что слуги влили в водные кувшины, было превращено в вино силой Господа, также и то, что облака проливают, превращается в вино силой того же самого Господа» (цитируется по книге «Вúна в Библии» Уильяма Пэттона, стр. 91).
«Как это могло быть? Имелись ли в первом столетии какие-либо методы сохранения виноградного сока?» Да. Фактически, было несколько методов. В книге «Вина в Библии» автор Уильям Пэттон рассматривает четыре метода, которые древние использовали для хранения виноградного сока. Один такой метод состоит в том, чтобы полностью удалить воздух – метод, который часто используется сегодня. Фостер в своей книге «Изучая жизнь Христа» сказал: «Греческое винное судно второго столетия до н.э., найденное ныряльщиками у южного побережья Франции несколько лет тому назад, содержало большое число винных фляг, которые были запечатаны настолько плотно, что после более чем 2000 лет морская вода не просочилась в них».
После тщательного исследования мы должны заключить, что Господь не сделал алкогольного вина на брачном пире в Кане Галилейской. «Превратил ли Иисус воду в вино?» Да. «Превратил ли Иисус воду в пьянящее вино?» Однозначно, нет!
Алкоголь внёс свой вклад в разрушенные семьи, всевозможные несчастные случаи, болезни как физические, так и умственные, ведёт к бедности и разного рода преступлениям. И если таково его воздействие, то это выше моего понимания, почему кто-то вообще хотел бы оправдать его использование, искажая совершенный пример Господа, сделавшего и давшего безалкогольное вино другим. Потребление алкоголя никоим образом не идет на пользу обществу, но во всех отношениях антиобщественно. Защита алкоголя сладко говорящими так называемыми проповедниками – религиозно лицемерна, нравственно безответственна и общественно презренна. От этого страдают ещё не рождённые дети, малыши, подростки, взрослые и старики. От этого страдают деловые люди и рабочие, живущие в сёлах и городах, богатые и бедные. Вероятно, нет ни одного человека, кто не прочувствовал бы злого укуса алкоголя и его ядовитое жало! Это выше моего понимания, как люди, утверждающие о себе, что являются духовными и нравственно чистыми, обосновывают употребление алкоголя. Кровь наполнила наши улицы из-за этого отвратительного напитка. Могилы заполнили наши холмы и долины из-за этого злого питья. Позором исполнен наш народ из-за этого дурманящего зелья. Разврат заполнил наше общество из-за этого развращающего спиртного напитка. Позор и бесчестие наполнили наши дома из-за этого злобного спиртного. Вместо того чтобы оправдывать употребление алкоголя, давайте стоять диаметрально противоположно по отношению к нему, потому что «вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
Чак Нортроп