Отношение христианина к Церкви (8)
О смысле жизни
Во все времена, во всех поколениях
люди пребывают в поиске ответа на важный
вопрос: «В чем смысл жизни?». И ответ
никоим образом не может быть правильным,
если он конфликтует с истиной Божьего
слова. Ответить без ошибки здесь можно
лишь в том случае, если мы хорошо изучим
учение Библии о причине и цели происхождения
человека, т.е. откуда и зачем появились
люди, или кто и для чего сотворил людей?
Но то, что человек сам для себя называет
смыслом жизни, так, как он сам со своей
точки зрения видит разумным объяснение
по этому вопросу, и что по этому поводу
открывает Писание, обычно это не одно
и то же.
Кто-то просто хочет прожить
счастливую жизнь в этом мире, полагая,
что с его смертью все хорошее и плохое
заканчивается, и таких людей большинство.
Поэтому такой человек, как правило, ищет
удовлетворение во временном, в том, что
всегда заканчивается, и только, а не в
вечном, небесном, и поэтому для него
уход из жизни – это потеря всего. Вопреки
такой позиции Павел, поучая филиппийцев,
приводит себя в пример и говорит: «для
меня… смерть приобретение»
(Фил. 1:21). И далее, соотнося смерть с самой
значительной ценностью жизни – служением
святым, он о своем уходе из жизни (о своей
смерти) сказал, что это несравненно
лучшее (Фил. 1:23). Поймите правильно, он
не имел в виду, что христиане – это такие
ужасные люди, что лучше умереть, чем им
служить (хотя в действительности между
христианами разные попадаются), просто
с наступлением смерти он видит не утрату
великих благ, но встречу со Христом,
вечную славу небес и блаженство в
присутствии Господа, в то время как
безбожники видят лишь потерю земных
удовольствий, земного счастья.
Для того, чтобы лучше
понимать в чем смысл или цель жизни,
хорошо было бы рассмотреть, что Бог в
слове Своем рекомендует человеку как
самое важное или наиболее значительное,
как о самых ценных или насущных вещах
высказались в Библии пророки, апостолы,
Иисус. В общем, цель – небеса, а средство
достижения – это именно то, что предложено
Самим Богом. Неправильным было бы цель
и смысл жизни людей отделить от самого
важного, предлагаемого человеку Богом.
Итак, совершенное счастье и
полное удовлетворение, без чего жизнь
людей лишена всякого смысла, заключаются
в правильных отношениях с Богом, гармонии
и единстве с Небесным Отцом. По этому
поводу очень просто и ясно высказался
псалмопевец, записав: «Только
в Боге успокаивается душа моя»
(Пс. 61:2). И это подразумевает знание и
исполнение воли Господа.
Вообще, смысл всего существующего
мы обнаруживаем в таких словах книги
Притч: «Все
соделал Господь ради Себя Самого»
(Прит. 16:4). А в послании к Колоссянам
Павел отметил относительно всего
сотворенного следующее: 1) кем создано
существующее; 2) что именно сотворено;
3) и для кого или с какой целью все создано.
В Кол. 1:16 соответственно даются следующие
ответы: 1) ибо Им (Христом) создано; 2) все,
что на небесах и что на земле, видимое
и невидимое: престолы ли, господства
ли, начальства ли, власти ли, - все Им; 3)
и для Него создано
(т.е. для служения Ему). Такое предназначение,
причина и цель всего существующего, в
том числе по замыслу Божьему и цель
жизни человека. В послании к Римлянам
эта же мысль подтверждается такими
словами: «ибо
все из Него, Им и к Нему»
(Рим. 11:36). В Ветхом Завете
эта идея сформулирована псалмопевцем
так: «По определениям твоим
все стоит до ныне, ибо
все служит тебе» (Пс.
118:91). Поскольку это включает и людей,
следовательно, каждый человек должен
служить Богу, раз Господь этого ждет.
Невыполнение своего предназначения
означает отклонение человека от истинной
цели его жизни.
Мы отметили: смысл или цель жизни
человека заложены в его предназначении
– служить Богу. Многие люди этого мира
успокаивают себя тем, что они тем или
иным способом служат Богу, не подозревая,
что Господь их служение не принимает
или не одобряет его. Для того, чтобы в
своем служении человек делал именно
то, что Бога радует, по меньшей мере,
следует знать характер Небесного Отца,
Его планы и желания в тех рамках, в
которых человеку это доступно и открыто
Самим Господом в Его слове. Вот это
знание о Боге или знание Бога, к которому
человек приходит, благодаря поиску и
работе в области религии, является
результатом исполнения своего
предназначения. Иначе говоря, цель жизни
человека заключается в том, чтобы найти
для себя истинного, а не воображаемого
Бога. И Лука записал слова Павла в книге
Деяний как откровение Божье, указывающее
на смысл жизни человека таким образом:
«от одной крови Он произвел
весь род человеческий… дабы
они искали Бога» (Деян.
17: 26,27), что подразумевает знание Бога и
Его желаний, а также исполнение людьми
воли Господней. Таким образом, найти
Бога – это предназначение человека,
цель и смысл жизни людей по замыслу
Самого Творца. А для детей Божьих, людей,
ставших христианами, повеление «ищите»
в фразе «ищите горнего, где
Христос сидит одесную Бога, о горнем
помышляйте, а не о земном»
(Кол. 3:1,2) также подразумевает работу,
направляющую к Божественной цели, что
для святых является смыслом их жизни,
т.е. искать небесного, идти к небесному,
оказаться на небесах – вот цель жизни.
Слова Иеговы, в которых имеется выражение:
«ибо только это благоугодно
Мне, говорит Господь»,
таким заявлением вызывают к себе особое
внимание.
Я бы размышлял и размышлял
над смыслом тех слов Бога, о которых Он
Сам сказал: «только этого Я от тебя и
жду». Что же это за слова? Иеремия 9:24
написано: «Но хвалящийся
хвались тем, что разумеет и знает Меня,
что Я – Господь… ибо только это
благоугодно Мне». В
действительности, невозможно понимать
правильно идею о цели и смысле жизни
человека без того, чтобы знать Бога и
Его желания. Основа жизни людей (ее
корень или суть) содержит в себе признание
человеком того, что Господь является
Творцом всего и признание необходимости
подчиниться Его законам. Поэтому
Екклесиаст сказал о смысле жизни людей,
что является обязанностью каждого
человека так: «Выслушаем
сущность всего, бойся Бога и заповеди
Его соблюдай, потому что в этом все для
человека» (Еккл. 12:13). Итак,
Иеремия, записывая что-то очень важное,
использовал в тексте слова «
ибо только это благоугодно Мне»,
а Екклесиаст сказал: «Выслушаем
сущность всего…», и Иисусу
Навину Бог повелел: «только
будь тверд и очень мужествен, и тщательно
храни и исполняй весь закон» (И.Нав.
1:7), указывая таким образом, что нет
ничего важнее этого. И опять необходимо
повторить эту важную мысль: неправильным
было бы цель или смысл жизни людей
отделить от самого важного, предлагаемого
человеку Богом.
Что еще мы узнаем из Библии в
поиске ответа на вопрос: для чего Бог
создал человека (или в чем предназначение,
цель, смысл жизни)? Господь говорит: «для
славы Моей» (Ис. 43:7 ),
и в период Нового Завета Бог ожидает от
людей, что они будут христианами и их
жизнь будет отличаться от жизни
безбожников мира. В послании Иакова
1:18 записано: «Восхотев,
родил Он нас словом истины, чтобы
нам быть некоторым начатком Его созданий»,
т.е. чтобы нам быть лучшей Его частью –
первенцами, наделенными властью в
духовной жизни. В послании к Ефесянам
2:10 Павел также указывает на цель духовного
рождения и буквально описывает, зачем
живет христианин: «ибо мы
– Его творение, созданы
во Христе Иисусе на добрые дела, которые
Бог предназначил нам исполнять».
Сегодня смыслом жизни каждого человека
должно быть следующее: люди должны
принять жертву Иисуса, почитать Его
Господом и, откликнувшись на Божий
призыв, быть Его послушными детьми,
проявить заботу о собственной душе,
чтобы не быть осужденными с грешниками
(Иоан. 3:16).
Читатели этой статьи могут
согласиться, что члены филиппийской
общины должны были неплохо разбираться
в вопросах обсуждаемой здесь темы, ведь
их учителем какое-то время был сам Павел.
Но, некогда поработав с ними, он счел за
необходимое снова говорить о вещах
самых важных, упоминая в своем послании
о себе как живом примере, высказавшись
очень ясно о том, почему он
что-то делает, и чего он больше всего
хочет. И здесь опять мы
видим Павла, заявляющего о себе что-то
очень важное, что должно было бы служить
святым в Филиппах как сильный,
воодушевляющий пример. Он говорит:
«жизнь во плоти доставляет
плод моему делу» (Фил.
1:22), и мы понимаем, что это за плод: весьма
результативное служение Богу, Церкви,
и, конечно же, это не в общем, абстрактно,
а включает его взаимоотношения с
конкретными личностями. Этот отрывок:
«Ибо для меня жизнь - Христос,
и смерть - приобретение. Если же жизнь
во плоти доставляет плод моему делу, то
не знаю, что избрать. Влечет меня то и
другое: имею желание разрешиться и быть
со Христом, потому что это несравненно
лучше; а оставаться во плоти нужнее для
вас» (Фил. 1:21-24)
буквально подразумевает взгляд апостола
на основные ценности. Здесь в подтексте
Павел говорит о смысле жизни и
предназначении христианина, и,
перефразировав его слова, можно сказать,
что он имел в виду следующее: если в этом
мире и стоит ради чего-нибудь жить, то
это, в первую очередь, для того, чтобы
служить братьям и сестрам. В этом он
видит цель пребывания в мире. Такой
комментарий расширяет смысл его фразы:
«носите бремена друг друга,
и таким образом исполните закон Христов»
(Гал. 6:2). Это и есть святая
жизнь, посвященная Богу, и Павел показал
себя здесь в качестве образца святой
жизни для филиппийцев, наводя на мысль
о том, как и для чего должен жить
христианин.
Но какая же практическая
польза от такого личного примера для
филиппийцев? При правильном осмыслении
этого, если человек действительно
по-настоящему признает библейские цели
его существования и предназначения,
вот что из этого следует: переоценка
ценностей, изменение приоритетов (для
него более важным становится духовное,
небесное). Если христианин и готов был
в каких-то случаях красть у безбожников
или братьев, лгать безбожникам или
братьям, был одержим греховными
наклонностями, старался поступать так,
чтобы только получать от кого-то что-либо,
но не давать, был мстительным, воздавал
злом, не готов был в каждом случае, где
только может послужить христианам,
другими словами, не имел добрых плодов
в царствии, то при правильном понимании
зачем он живет в этом мире, у него имеется
возможность все изменить ради Бога,
ради своей души, ради умножения добра
на земле. Вот к такому изменению жизненной
позиции Павел простым способом буквально
и побуждает. Верующие, благодаря его
примеру, указывающему на смысл жизни,
могут научиться, как быть детьми Божьими
в действительности, а не в глазах людей
только или лишь в собственных представлениях
о себе.
Анатолий Шкрябин