Отношение христианина к Церкви (1)
Мир с Богом
…Оно прямо связано с тем, с какой
целью человек оказывается в Церкви.
Если вы отреклись от безбожного мира,
получили прощение грехов и посвятили
себя тому, чтобы жить свято, и, в конце
концов, как награду получить от Господа
венец вечной жизни, то соответствующим
будет и ваше отношение к Церкви Божией.
На примере поведения апостола Павла в
его взаимоотношениях с церковью можно
увидеть, что его отношение к церкви
слагается из следующих важных составляющих.
1. То, чего он желает Церкви;
2. То, что он говорит и
делает для Церкви;
3. То, что он ожидает от Церкви.
Эти три составляющие
имеют место у Павла во взаимоотношениях
как с общинами, так и отдельно взятыми
христианами. Конечно, Павел не был
безгрешным человеком, но, внимательно
изучая каждый из этих трех пунктов, мы
можем лучше понять суть христианского
отношения к церкви. Жизнь апостола как
образец для подражания, как одобренный
Господом пример, научила многих святости
и сегодня побуждает каждого человека
Божьего спросить себя, служит ли он
царству Божьему так, что его
желания несут благо Церкви,
служит ли он царству Божьему так, что
его слова и поступки
несут благо Церкви? Надеется
ли он, рассчитывает ли, ожидает ли,
что силою Божией и его личными усилиями
конкретная община будет той плодородной
почвой, на которой возрастает послушание
и праведность, на которой умножается
добродетель?
Оценивая послание общине в
Филиппах, уже с самого начала, со слов
приветствия Павла, можно увидеть, чего
он им желает. Он говорит им: «Благодать
вам и мир от Бога Отца нашего и Господа
Иисуса Христа» (Фил. 1:2).
Между прочим, такие его слова присутствуют
во многих его посланиях, как что-то
обычное (Ефес. 1:2, Гал. 1:3, 1 Кор. 1:3, 2 Кор.
1:2, Кол. 1:3 и т.д.). Важно отметить, что эти
слова исходят в первую очередь от святого
Духа, но также и из чистого сердца самого
апостола, и подразумевают его роль во
взаимоотношениях со святыми в Филиппах.
Без сомнения такие слова могут
произноситься кем-либо неискренне, без
должного отношения и чувств, примерно
так, как зачастую некоторые люди
здороваются или говорят какие-то добрые
пожелания, но формально, а не от души.
Лжецы и лицемеры, недоброжелатели и
лиходеи, такие как Диотреф (3 Иоан. 9,10)
или Александр медник (2 Тим. 4:14), имея
враждебные для христианства цели и
находясь в состоянии войны с Богом,
могут предстать пред вами в церкви в
виде ангелов света (2 Кор. 11:14), улыбаясь
ослепляющими улыбками, заключая вас в
объятия лжи, целуя, как Иуда целовал
Иисуса, попытаются уверить вас этими
жестами, что желают вам мира и несут вам
мир. А потом будут делать что-то такое,
после чего претерпевшее боль дитя Божье
с сожалением о таком «миротворце»
скажет: «Да воздаст ему
Господь по делам его» (2
Тим. 4:14).
Не таким миротворцем был Павел,
желающий святым мира от Господа, и мир,
который он им желал, был чем-то великим
и значительным. Но что же это такое в
действительности? Кто-то подумает: да
это все хорошее, чего должен был бы один
человек желать другому. Но вы уже,
наверное, слышали, что хорошее с точки
зрения одного оказывается не совсем
хорошим с точки зрения другого. Таким
образом мы подходим к необходимости
рассмотреть, что же это за мир, который
желал им Павел, в библейском значении
этого слова.
В каких-то случаях в синодальном
переводе имеется слово «мир», обозначающее
1) вселенную, 2) землю, 3) мировой порядок
(Фил. 2:15, Ис. 13:11). Не об этом говорит
апостол в словах приветствия. Но сейчас
в этом случае желание Павла состоит в
том, чтобы христиане имели мир от Бога
как положение, которым обеспечивается
безопасность, покой, благополучие.
Именно такое значение слова «мир» в
Филиппийцам 1:2.
Выражение в Библии «мир от Бога»
подразумевает как спокойствие и
безопасность для человека, так и мирные
взаимоотношения с самим Богом. Господь
желает, чтобы все люди признавали Его
власть, и как властелин вселенной, Он
ожидает от человека добровольного
подчинения и посвящения себя Ему в
служении, что является условием мирных
отношений Создателя с Его творением.
Бог предлагает мир человеку и здесь
через приветствие апостола святым в
Филиппах, указывает на Его желание
хранить нерушимыми установившиеся
мирные отношения Его, Бога, с ними, Его
духовными детьми. Мир с Господом – это
присутствие Бога в жизни людей, что
требует от человека святых отношений
с Богом и людьми. Итак, Бог предлагает
человечеству мир, но с начала Церкви
лишь верные христиане – это Божий народ,
который живет в мирных отношениях с
Господом, и пожелание мира от Бога в
приветствии Павла наводит на мысль о
том, что Господь хочет, чтобы члены
Филиппийской общины, оставаясь в мире
с Ним, были неукоризненными и чистыми
чадами Божьими, непорочными, среди
строптивого и развращенного рода, в
котором они сияют, как светила в мире
(Фил. 2:15). И не установит Бог мирных
отношений с тем человеком, который
предпочитает оставаться в грехе, и не
восстановит мира с христианином до тех
пор, пока тот поступает беззаконно. Но
именно потому, что Господь не желает
смерти грешнику, а хочет, чтобы грешник
обратился от беззаконного пути своего
и жив был, для человека остается
возможность мирных отношений с небесным
Отцом через послушание Ему. В послании
к Ефесянам 2:12 о язычниках говорится,
что в какое-то время они были безбожниками
в мире и в 2:16 говорится, что они примирились
с Богом.
Как это произошло?
Смерть Христа и их послушание Богу
устраняют грех как преграду для мирных
отношений. Повинующегося человека,
который был безбожником, Иисус примиряет
с небесным Отцом в Господнем теле –
Церкви. А как насчет христиан, отступивших
от повиновения истине? Во 2 послании к
Коринфянам 5:20 Павел просил таковых
примириться с Богом, и хотя таких же
слов мы не находим в послании к Филиппийцам,
это не означает, что они не нуждались в
увещевании жить без греха или оставить
грехи. Однако, желая им мира от Бога
(Фил. 1:2) и указывая каким образом можно
иметь мир Божий (Фил. 4:6-7), Павел говорит
не только о том, как иметь спокойную и
безмятежную жизнь, но также наводит на
мысль о мирных отношениях с небесным
Отцом, которые зависят от роли человека,
призванного со страхом и трепетом
совершать свое спасение (Фил. 2:12).
Подытожим:
для человека мир с Богом необходим, и в
послании к Ефесянам 2:16 Павел записал
факт: язычники примирились с Богом. Во
2 Коринфянам 5:19 общее утверждение: «Бог
во Христе примирил собою мир»
говорит о возможности мирных отношений
с небесным Отцом для всех людей, послушных
Ему. И снова как о факте отмечено, что
христиане, оправдавшись верою, имеют
мир с Богом через Господа Иисуса Христа
(Рим. 5:1). Несомненно, Павел желал мирных
отношений членам Филиппийской общины
с Богом, он что-то говорил и что-то делал
для этого. Он ожидал, что христиане из
города Филиппы будут хранить мир с
Богом. Вот как это доказывает текст:
«Чему
вы научились, что приняли и слышали и
видели во мне, то исполняйте – и Бог
мира будет с вами»
(Фил. 4:9).
Учит
ли это нас чему-то? Обычно христиане
желают духовного и количественного
роста общине, в которой они находятся,
желают, чтобы грех был устранен и мир с
Богом не нарушался. Но давайте спросим
себя: желаем ли мы мира с Богом общине,
в которой находимся, мира с Богом каждому
ее члену? Что именно мы для этого делаем
или говорим? Ожидаем ли, рассчитываем
ли, что волей Божьей и нашими усилиями
мир с Господом не будет нарушаться? А
если это не так или если мы в этом
недостаточно усердны, то какими
христианами мы являемся? Понятна чья-то
неудовлетворенность духовной жизнью
христиан, где имеются для такой
неудовлетворенности причины, но каждый
ли из нас справедливо может сказать о
себе словами, записанными в Филиппийцам
3:17: «Подражайте,
братия, мне и смотрите на тех, которые
поступают по образу, какой имеете в
нас».
Анатолий Шкрябин