Плод Духа (1)
Библия – это не книга по садоводству и огородничеству, но в ней очень много говорится о разного рода плодах. Как и люди, трудившиеся на участках, ожидают урожая, так и Бог ожидает плодов от Своих детей, и это очень понятно из учения святого Писания. Если урожай на участках плох, или его вообще нет, то это крайне расстраивает трудившихся. Когда же урожай богатый, то это приносит не только радость, но и удовлетворение от своего труда. Очевидно, что количество плодов имеет не последнее значение. А какое отношение всё это имеет к нам, христианам? Давайте посмотрим на плоды (урожай) духовными глазами и отметим, какое значение они имеют в глазах Бога. И, конечно же, мы будем говорить о плодах духовных, добрых, которые угодны Богу. Прочтите отрывок из евангелия от Иоанна 15:1-17. Обратите внимание на стихи, где говорится о плодах: “2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего… 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… 16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам”. В этом отрывке говорится о любви христиан друг к другу и повиновении Христу, как плодах для Бога. Очевидно, что христиане, не приносящие достойных плодов, подвергнутся наказанию. И наличие плодов неразрывно связано с пребыванием во Христе, то есть Его учении, а без Него мы ничто. Когда дети Божии приносят добрые плоды, то таким образом прославляется Бог. Разве это не представляет ценности в глазах Бога, разве Он не этого ожидает?
Давайте прочтем и другие отрывки о плодах, угодных Богу. Сначала прочтите из 2 послания апостола Петра 1:3-8. Из этого отрывка ясно видно, что нам даровано от Бога всё необходимое для духовной жизни и благочестия через познание истины. Это то, что от Всевышнего. Христиане также должны приложить свою часть, чтобы стать причастными Божественных качеств и Его обещаний, и это воля Божия. Что же должны приложить дети Божии? Старание и веру, которая является основой всех остальных качеств, перечисленных далее. Далее: добродетель (смелость, человечность и решение поступать правильно), рассудительность (знание, как результат добродетели), воздержание (самоконтроль), терпение (выносливость и противостояние злу), благочестие (смирение и глубокая почтительность к Богу), братолюбие, то есть любовь к братьям, которая, в свою очередь, ведет к любви ко всем людям, любовь (желание блага другим). Почему мы говорим об этом? Потому, что эти качества ведут к тому, что христианин имеет успех и плод, угодный Богу, а это ведет к полному познанию Господа и жизни вечной на небесах. Это послание направлено на то, чтобы воодушевить христиан быть верными Творцу. В начале послания Петр показывает, как достичь этого, а в завершение увещевает возрастать в этом: “Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь” (2 Пет. 3:17,18). Подобно этому говорит и апостол Павел: "Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим. 6:22). Итак, Бог хочет, чтобы Его дети приносили плод, а награда за это – жизнь вечная.
Плоды необходимы, чтобы распознать, каков человек, ведь человек может приносить не только добрые плоды. Бог знает сердце человека и его мотив, что для нас недоступно, поэтому мы можем оценивать только плоды, и такую заповедь мы имеем от Господа. "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла" (1 Фес. 5:21,22). Другими словами, апостол призывает оценить, что хорошо, а что есть зло. Господь учит: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их" (Мат. 7:15-20).
Давайте прочтем Мат. 7:1-6: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”.
Часто применяют этот отрывок, чтобы показать, что судить нельзя. Да, согласно этому отрывку, нельзя судить лицемерно! “Судить” в этом отрывке не означает “выносить приговор”, но “давать оценку”. В конце концов, надо ведь определиться, кто является “псом” и “свиньей”! Если нельзя судить лицемерно, то как можно? "Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Иоан. 7: 24). Снова, мы ясно видим, что мы можем (и даже должны) дать оценку человеку и его действиям только по плодам, конкретным действиям человека, сравнивая их с Писаниями.
Отец небесный прославляется, если христиане приносят много доброго плода. Иисус говорил о любви, что записано в Иоан. 15:1-17. Любовь стоит первой в списке того, что является плодом Духа. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5:22,23). Давайте будем по порядку рассматривать составные плода Духа и посмотрим, как это практически применимо в нашей жизни.
Плод – любовь
Любовь – плодородная почва для многих добродетелей. Любовь исходит от Бога, и это побуждает нас поступать соответственно. В 1 послании Иоанна 4:9-11,19 написано: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас". Иоанн говорит о любви "агапе", руководствуясь которой, человек живет, желая высшего блага другим.
Закон Моисея требовал любви от израильтян. В книге Левит 19:18 написано: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]".
Надо было любить себя, но не эгоистично. Иисус дает новый стандарт, более высокий: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13:34). Это высшее проявление любви, любви жертвенной: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15:13). "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Иоан. 3:16). И вот в чем выражается эта любовь: "Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (3:18).
Если и говорят о любви, то неизбежно вспоминают 13 главу первого послания Павла христианам в Коринфе. И это правильно, ибо там мы находим описание качеств любви. Интересно заметить, почему апостол дает такое описание. Из тона письма христианам в том городе видно, что у них были проблемы в отношениях друг с другом. В главе 11 мы читаем о проблемах, возникавших между христианами, связанных с проведением вечери Господней. В 12 главе Павел замечает, что духовные (чудесные) дары распределялись по воле Божией и не были показателем духовности христиан. Поэтому они не должны были превозноситься друг перед другом, но стремиться к большему дару (нечудесному) – любви (1 Кор. 12:31; 14:1а). Очевидно, что любви друг к другу им как раз и не хватало. Поэтому в 1 Кор. 13:1-3 апостол показывает важность и ценность любви. С 4 стиха по 8а он указывает на характеристики любви, а с 8б по 13 на продолжительность любви в сравнении с чудесными дарами. 14 глава посвящена сравнению дара пророчества и говорения на иных языках в свете того, что собрание христиан должно происходить благопристойно и чинно. Итак, если бы коринфяне (да и мы также) понимали суть любви Христовой, то у них не было бы проблем с принятием вечери Господней, было бы уважение друг к другу, и был бы порядок во время служения церкви.
Мы проанализируем характеристики любви в нашей следующей статье. А пока нам надо помнить, что Бог ожидает от нас, христиан, обильных плодов во славу Его. Поэтому давайте не будем бесплодны, но будем ревностно служить Богу, проявляя истинную любовь друг к другу.
Александр Зотов