Плод Духа (2)
В прошлой статье мы начали говорить о плодах, угодных Богу. Господь ожидает обильных плодов от христиан. Это важно и для нас, если мы желаем быть вместе с Богом на небесах в вечности. Павел говорил о плоде Духа в послании к Галатам 5:22,23: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". Давайте будем по порядку рассматривать составные плода Духа. Мы остановились на том, что христианам в Коринфе явно не доставало любви. Павел призывал их достигать любви, которая превосходила чудесные дары, имевшиеся у христиан первого века. Давайте проанализируем характеристики любви, записанные Павлом в 1 Коринфянам 13:1-8а и подумаем, всё ли у нас в порядке с этим, или нам скорее необходимо менять ситуацию. Итак, любовь:
13:4 - "Долготерпит" – не раздражается, благородно переносит оскорбления и неправильное обхождение. Всегда ли мы готовы переносить неправильное отношение к нам, или мы немедленно становимся “в стойку”? Не забывайте боговдохновенный совет апостола: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7).
"Милосердствует" – воздает добром за зло (Рим. 12:17-21: "никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром"). Это не всегда легко, но надо помнить, что Господь оказался милостивым по отношению к нам, простив нам все грехи, когда мы повиновались Его слову.
"Не завидует" – другим людям, их счастью, их репутации, богатству и успеху. Довольствуется тем, что уже есть. Зависть послужила одним их факторов смерти Иисуса. Матфея 27:17,18: "итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти". Давайте помнить, что “где зависть и сварливость, там неустройство и все худое” (Иак. 3:16). Случаев зависти в церкви предостаточно, поэтому нас ожидает большое поле деятельности в этой сфере. Когда же мы научимся радоваться успехам других, а не терять свой покой из-за чьих-то достижений?
"Не превозносится, не гордится" – не рисуется и не выставляется напоказ, но ищет добра для других, как это сделал Христос, принеся Себя в жертву. Любовь понимает, что все таланты и способности от Бога, и использует их в служении Господу. Давайте будем всегда напоминать себе слова Иисуса: “Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится” (Мат. 23:11,12).
13:5 - "Не бесчинствует" – не ведет себя развязно, но знает как надо вести себя как в церкви, так и вне её. Вы можете перечитать 1 послание Тимофею, чтобы вспомнить, как надо вести себя: "чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (3:15). Печально, но некоторые христиане ведут себя прилично только во время собраний, когда же они оказываются среди мирских людей, то ничем не отличаются от этого развращенного рода.
"Не ищет своего" – забывает о своем в служении другим. Любовь готова жертвовать своим временем и средствами. Приятно, когда кто-то относится так к нам. А мы, всё ли и всегда делаем бескорыстно? Вот пример Павла, достойный подражания: "Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать'" (Деян. 20:35).
"Не раздражается" – не выражает недовольства. Если бы многие практиковали такое качество, то это было бы благословением в доме, церкви, в стране. Жизнь не проста, но это не причина для того, чтобы не уметь сдерживать свои эмоции и поступки. “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем” (Ефес. 4:26).
"Не мыслит зла" – не подсчитывает зло. Любовь ни подозрительна, ни мстительна. Вряд ли человека можно назвать любящим, если он не доверяет другим людям и не прощает им их ошибок. Существует прямая связь между нашим прощением и тем, как мы прощаем других: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мат. 6:14,15).
13:6 - "Не радуется неправде, а сорадуется истине" – не радуется, когда другие поступают неправильно, не поступается истиной, печалится из-за злых дел людей. Любовь радуется, когда побеждает справедливость и добродетели других.
13:7 - "Всё покрывает" (“усе зносить”, укр.) – переносит трудности, не жалуется, когда возникают проблемы. Истинная любовь желает преодолевать их. Ефесянам 4:1,2: "Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью".
"Всему верит" – это не означает, что любовь готова принимать всё безрассудно. Писания ясно учат, что мы должны исследовать факты, прежде чем сделаем окончательный вывод: “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Иоан. 4:1). В отношениях с другими любовь смотрит на лучшее. Любовь не гадает намерения, но исследует плоды.
"Всего надеется" – не отчаивается ни при каких обстоятельствах. Когда тучи сгущаются на небосклоне, то любовь надеется, что все будет хорошо. А почему у нас должно быть другое отношение? Если мы действительно имеем любовь к Богу и людям, то следующие стихи вполне относятся к нам: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу... Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:28,31). Если грешник упорствует в своем грехе, то любовь надеется на покаяние в будущем.
"Всё переносит" (“усе терпить”, укр.) – выдерживает тяжелые испытания (более тяжелые, чем "всё покрывает"). Известно немало случаев, когда человек совершал героические поступки, когда им двигала любовь. Если человек любит, то ему никакие трудности и беды не преграда. Любовь к Отцу и людям помогла Иисусу преодолеть мучения на кресте Голгофы. Что удерживало Иисуса на кресте? Гвозди? Нет, любовь к людям!
13:8а - "Никогда не перестает" – если мы любим Бога и братьев. Павел задает вопрос, ответ на который очевиден: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:35-39). Никто, кроме нас самих! Любовь будет вечна, если мы будем поддерживать её и развивать. Что поможет сохранить её? Иисус и Его пример. Следующие слова должны были помочь христианам первого века сохранить любовь к Богу, они смогут помочь и нам: “Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими” (Евр. 12:1-3).
Читая такое прекрасное описание характеристик любви, давайте не будем забывать о важности любви. Имея всё остальное, мы без любви ничто, и без неё не будет нам никакой пользы (1 Кор. 13:1-3).
Братья и сестры, давайте посмотрим правде в глаза и спросим себя, приносим ли мы плод Духа, полны ли наши сердца любви к Богу, нашим братьям и людям вообще. Если нет, то чего мы ждем? Будем просить Бога помогать нам приносить больше плода для Него.
Александр Зотов