В чем схожи и чем отличаются христиане и люди из мира (5)
«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мат. 5:13-16). В соответствии с этим отрывком последователи Иисуса должны отличаться от других людей (в лучшую сторону) и прославлять своими поступками Бога. Но мы также понимаем, что христиане похожи в чем-то на людей из мира. Как мы отмечали в нашей прошлой статье, у христиан надежда связана с небесами, они иначе относятся к вопросам отдыха и развлечений. А сейчас давайте поговорим о друзьях и одежде.
Друзья, приятели. Почти у каждого человека есть близкий ему человек, которого он мог бы называть своим другом. Друзья обычно имеют общие интересы, именно это их и связывает. И очень плохо, если у вас нет того человека, с которым бы вы могли поделиться самым сокровенным, своими мыслями и желаниями. Но христиане не должны искать себе друзей среди тех, которые далеки от Бога. Мы должны помнить о влиянии, которое оказывает на нас окружающий мир, зная, что "худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33). Давайте также прочтем 2 Кор. 6:14-7:1 и подумаем, относится ли это к нашим друзьям, которые не являются христианами: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Среди кого нам приятнее находиться: христиан или нехристиан? Среди кого мы будем искать себе друзей? И если нас вполне удовлетворяют отношения с неверующими, то нам необходимо пересмотреть свои приоритеты в жизни.
Является ли Христос вашим другом? А вы являетесь другом Иисуса? Что это значит? Иисус сказал: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Иоан. 15:12-14).
Одежда. Все люди имеют какую-то одежду, т.к. одежда защищает человека от холода и жары, она используется для того, чтобы прикрывать некоторые части тела ("и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды", 1 Кор. 12:24).
Одежда может говорить нам о работе человека (занят ли он физическим или умственным трудом), о характере человека (опрятности, аккуратности, небрежности), о культуре (умение одеваться со вкусом) и финансовом положении, об отношении к Богу (скромная одежда или вызывающая). В народе говорят: "Человека встречают по одёжке, а провожают по уму". И действительно, одежда играет немаловажную роль в жизни каждого человека.
Одежда… Является ли это вопросом, который важен в глазах Бога, или это вопрос культуры каждого народа в сложившейся обстановке? Какое отношение должны иметь христиане к одежде? Какая одежда является скромной? В какой одежде мы будем ходить?
Евангелие Иисуса Христа относится ко всем людям, жившим после дня Пятидесятницы, описанного в книге Деяний, второй главе, и живущим сейчас в разных странах ("И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь", Мат. 28:18-20). Евангелие – одно для всех, его достаточно на все случаи жизни ("Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью", 2 Пет. 1:3,4. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен", 2 Тим. 3:16,17).
Одежда – это то, что человеку дал Сам Бог. "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3:21). Бог давал указания относительно одежды для священников: "И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия" (Исх. 28:1,2). Также Бог давал конкретные указания относительно одежды: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22:5). Писания, упоминая об одежде, нигде не указывают на то, что это совершенно неважный вопрос, который полностью дан на откуп человеку. Бог ожидает, чтобы человек носил скромную одежду, но об этом поговорим чуть дальше.
Отношение христиан к одежде должно быть как к любым другим материальным вещам, которые необходимы для жизни человека. У Матфея 6:25 читаем: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? ... 28-30 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! ... 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Одежда важна, но это не то, ради чего должен жить человек. О христианках сказано: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет. 3:3,4).
Какая одежда скромная (приличная), если есть такая? Писания косвенным образом указывают на то, что существует неприличная одежда. Павел писал Тимофею и церкви в Ефесе, "чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1 Тим. 2:9,10). Это должно относиться и к мужчинам в равной степени.
Люди могут по-разному считать то, что является скромным, но давайте отметим, что об этом говорит Библия. Писания учат, что человек не должен выставлять своей наготы. Вот описание духовного состояния Лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:17,18). Из этого следует, что и физическую наготу надо прикрыть. Вспомните Ноя и его сыновей, когда Сим и Иафет обратили свои лица назад и покрыли наготу отца (Быт. 9:21-23).
В Писаниях нагота совсем не означает полного отсутствия одежды. Прочтите Бытие 3:7-10,21 и подумайте, так ли это? Теперь сравните современные купальные костюмы, в которых люди находятся на пляже. К какой одежде они относятся? Ответ очевиден. Есть и другая одежда, которая хотя и покрывает большую часть тела, но не скрывает формы тела (плотно облегающая, прозрачная, с большими вырезами). Помните, что говорил Иисус о соблазнах: "Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою" (Лук. 17:1-3). А также: "… Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мат. 5:27,28). Кто виноват в этом случае? Не только тот, кто смотрит с вожделением, но и та женщина, чей наряд вызывает такие желания. Вывод напрашивается сам собой: всякая одежда, которая слишком привлекает внимание других, не относится к категории скромной (приличной). Руководствуясь этим принципом, можно легко определить, какую одежду должны носить христиане, чтобы быть угодными Богу. Это относится к любому времени и месту, когда человек находится среди других людей (это не касается отношений между мужем и женой).
у людей есть одежда, которую они одевают по особым случаям (это знаменательные даты и события). Очевидно, что это лучшая одежда. Будем ли мы относить собрания церкви к таким случаям? Или это совершенно ничего незначащее время, и мы будем позволять себе одеваться как попало (бывают исключения, когда, например, человек идет в собрание святых прямо с работы и по объективным причинам не мог одеться лучше). При этом надо ясно понимать, что приличная одежда – это не дорогостоящая одежда или супермодная, но чистая и опрятная, достаточно прикрывающая тело, не подающая поводов для соблазнов.
Что о нас скажут люди, когда будут видеть как мы одеваемся? Будем ли мы светом миру или соблазном? Будут ли они прославлять Бога? Давайте честно будем подходить к этим вопросам.
Александр Зотов