В чем схожи и чем отличаются христиане и люди из мира (1)
Часто говорят, что христиане должны отличаться от людей из мира. Это верно, но не надо забывать, что христиане имеют много общего с остальными людьми. Давайте поговорим о том, что общего у христиан с людьми из мира, а в чем они должны отличаться от них.
Все люди рождаются в этот мир одинаково. Писания учат, что все дети рождаются безгрешными. Пророк Иезекииль писал: "Вы говорите: `почему же сын не несет вины отца своего?' Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (18:19,20). Очень ясно, что каждый отвечает за свои собственные поступки. Рано или поздно наступает время, когда человек согрешает и становится преступником пред Богом. Господь не желает смерти грешника (Иез. 18:23,32) и дает каждому возможность услышать Свое слово и спастись. Павел записал, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Бог заложил в человека стремление найти Его. Деян. 17:26,27: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас". Иисус говорил: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мат. 5:6). Учитывая всё это, необходимо сделать вывод, что прежде чем человек становится христианином, его положение пред Богом совершенно одинаково – грешник, нуждающийся в спасении.
Что же влияет на то, как человек реагирует на призыв Господа? Иисус призывает: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мат. 11:28-30). Причта о сеятеле, рассказанная Иисусом, ясно показывает, что определяет выбор человека. Слово Божие – это семя (Лук. 8:11). Петр говорит об этом слове: "как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано" (1 Пет. 1:23-25). Если слово не меняется, то определяющим является сердце человека. Лук. 8:15: "а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"
Когда мы рождаемся в мир, мы не выбираем родителей. Иисус ничего не говорит о воспитании, родителях или социальном положении как тех факторах, которые влияют на принятие человеком Евангелия. Конечно, очень хорошо для ребенка, если его родители христиане, и он воспитывается на Божием стандарте. Но каждый человек, в конце концов, делает свой выбор. Вот некоторые примеры, которые показывают, что у благочестивых родителей были нечестивые дети и наоборот. Илий (священник Божий) и его сыновья (Офни и Финеес): "Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа" (1 Цар. 2:12). Самуил и его сыновья: "Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно" (1 Цар. 8:1-3). У хорошего царя Езекии был нечестивый сын Манассия: "И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему" (4 Цар. 21:2,3). У него был нечестивый сын Аммон, но его сын Иосия стал хорошим царем: "И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево" (4 Цар. 22:2). Итак, каждый делает свой выбор.
Павел говорил о христианах в Коринфе: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1:26). О Петре и об Иоанне было сказано, "что они люди некнижные и простые" (Деян. 4:13). Павел же был воспитан при ногах Гамалиила и был высокообразован для того времени. Итак, до принятия Евангелия все люди находятся в равных условиях, и всё зависит от желания человека принять призыв Христа.
Приняв Евангелие, чем же христиане сходны с людьми из мира? Да, они стали новым творением во Христе (2 Кор. 5:17). Их грехи прощены, и они стали детьми Божьими. Но у них остаются многие проблемы и многие обязанности. Христиане также должны работать, зарабатывая хлеб насущный. Павел писал Фессалоникийцам 4:10-12: "Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались". 2 Фес. 3:10: "Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Но при этом надо помнить, что отношение у христиан к труду должно быть уже другим. Кол. 3:22-24: "Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу". Всем должно быть очевидно, что это работает христианин, дитя Божие. Христиане должны быть хорошим примером для окружающих на работе, трудолюбивыми и исполнительными, а не теми, кто норовит увильнуть от работы. Это значит, что христиане должны приходить вовремя на работу и с перерыва, и уходить на перерыв и с работы не раньше назначенного времени.
При этом христиане не могут работать на любой работе. Нам необходимо смотреть, насколько эта работа соответствует христианской морали. Например, христианину нечего делать на ликероводочном заводе, табачной фабрике и тому подобном. Писание говорит: "Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Ефес. 5:10,11). Устраиваясь на работу, христианин должен думать не только о зарплате, которую ему обещают там, но и насколько эта работа не будет препятствовать посещению собраний церкви (Мат. 6:33).
Христиане, как и другие, должны питаться физической пищей. Для того чтобы наше тело могло функционировать нормально, мы должны и нормально питаться. При этом мы должны ясно осознавать, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мат. 4:4). Мы должны жить не для того, чтобы есть, но есть, чтобы жить. И еда не должна быть главным ради чего мы живем. Рим. 13:13,14: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти". Для христиан не существует чистой или нечистой пищи, всё можно употреблять (единственное исключение представляет кровь, Деян. 15:29), если это не соблазняет других людей. Прочтите 1 Тим. 4:1-4 и заметьте, что христиане должны употреблять пищу с благодарением, а не так, как это делают многие, принимая её от Бога как должное. Павел, рассуждая о принятии пищи, делает такой вывод: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией" (1 Кор. 10:31,32).
Александр Зотов