В чем схожи и чем отличаются христиане и люди из мира (4)
После окончания потопа Ной принес Богу всесожжения, "И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся" (Быт. 8:21,22). Из этих стихов видно, что Бог установил определенный порядок, который мы и наблюдаем в своей жизни. Что же касается людей, то они ведут себя по-разному. В нашей прошлой статье мы отметили, что мысли, поведение и отношение христиан к материальному должны во многом отличаться от мыслей, поведения и отношения к материальным вещам людей из мира. Давайте в этой статье рассмотрим тему надежды и вопросы отношения детей Божиих к праздникам, отдыху, развлечениям.
Надежда. Обычно каждый человек имеет какую-то надежду. Давайте будем говорить о надежде не в значении «полагаться на что-то», а как о том, что будет в будущем: "...Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?" (Рим. 8:24). Каждый человек надеется что-то получить такое, чего у него нет сейчас. Мирские люди надеются добиться процветания (материального достатка), признания (положения в обществе), осуществить свои планы (реализовать себя). Они не надеются на жизнь вечную, и часто не верят в воскресение и вечное наказание, поэтому живут по принципу: "станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1 Кор. 15:32). Христиане также имеют надежду, но наша надежда – быть с Богом в вечности на небесах. Павел, обращаясь к колоссянам, писал: "Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования" (Кол. 1:3-5). Именно за эту надежду апостол Павел немало пострадал. Прочтите из книги Деяний 24:10-16 о том, как Павел защищает свою веру перед правителем Феликсом ("…имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают…", 24:15) и перед царем Агриппой в Деяниях 26:6-8.
А в чем наша надежда? Каждый человек должен знать, что если он ещё не стал христианином, то у него не может быть надежды на то, что Бог примет его. Писания предупреждают, что вечное наказание ожидает "в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2 Фес. 1:8,9). Но слава Богу, что Бог долготерпит и ещё дает людям время одуматься и повиноваться Ему. Бог хочет, чтобы человек слышал слово, поверил, покаялся, исповедал Иисуса Сыном Божиим и крестился для прощения грехов, оставаясь верным до конца своей жизни.
Отдых, развлечения и праздники. Каждый человек рано или поздно устает и нуждается в отдыхе. Господь сделал нас такими, что мы нуждаемся в отдыхе. Христиане, как и остальные люди, нуждаются в физическом отдыхе. Не зря Господь для народа израильского определил день для отдыха. Исход 31:15: "шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти". Второзаконие 5:13,14: "шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты". Для чего Бог давал правила? "Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение" (Втор. 5:32,33). Есть ли особый день для отдыха христиан, как это было в ветхозаветные времена? Нет, но отдыхать необходимо каждому человеку.
Мы видим, что и Иисус, и Его ученики отдыхали. Марк 6:30,31: "И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда". Но отдых должен быть после работы, а не так, как принято в мире: «хорошая работа начинается с хорошего перерыва» или «лучше веселиться, чем работать».
Как насчет развлечений? Можно ли христианам развлекаться? Существует такая идея, что христианство – это унылая религия. Что христиане лишают себя удовольствий и наслаждений жизни, не имея радости. Да, Писания говорят иногда, что людям чаще надо плакать и рыдать, но плакать о своих грехах. Иакова 4:9: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль". Если же человек праведен пред Господом, то в смехе и радости нет греха. Один из друзей Иова сказал, обращаясь к Иову: "Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев. Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием" (Иов 8:20,21). Мудрец говорил: "время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать" (Еккл. 3:4). Павел писал христианам в Риме 12:15: "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими". Христианам в Филиппах 4:4: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь". Христианам в Фессалониках в первом послании 5:16: "Всегда радуйтесь". Христианам в Коринфе: "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13:11). Итак, христиане всегда должны быть радостны (что отличается от мирского понятия радости), осознавая свои отношения с Богом небес и дар прощения грехов. И даже пред лицом трудностей и испытаний христиане должны быть радостными: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" (Мат. 5:11,12). Иакова 1:2,3: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение". Вот этого-то и не понимают нехристиане, это и должно отличать детей Божиих от нехристиан – правильное отношение к трудностям в жизни, гонениям за праведные дела. И коль мы уже страдаем, то давайте страдать за Христа, а не свои преступления: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:12-16).
Некоторые могут сказать, что в Библии написано, что человек должен служить Богу «без развлечения» (1 Кор. 7:35). Надо признать, что в русском синодальном переводе идея здесь передана неправильно. Сравните этот стих с переводом под редакцией Кассиана: "Это я говорю для вашей же пользы, не для того, чтобы накинуть на вас петлю, но ради благоприличия и с тем, чтобы вы неотступно пребывали с Господом".
Могут ли христиане участвовать в праздниках? И да, и нет. Да, в тех, которые не противоречат воле Божьей, и где прилично находиться христианам. Там, где все благопристойно и чинно. Павел писал: "и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам" (1 Фес. 4:11). Это могут быть семейные праздники, встречи друзей, родственников, знаменательные события в жизни человека. Но недопустимо участвовать в тех мероприятиях, где христиане подвергаются соблазнам, и это будет подрывать репутацию христианина. Вот что писал апостол Петр: "Итак, как Христос пострадал плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью, потому что пострадавший плотью перестал грешить, чтобы прожить остающееся во плоти время уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в минувшее время исполнили волю язычников, проведя жизнь в распутстве, похотях, винопитии, излишестве в пище и питии и преступном идолослужении. Поэтому они и удивляются тому, что вы не бежите с ними на тот же разгул, и хулят вас" (1 Пет.4:1-4, Кассиана).
Христиане не должны участвовать в религиозных праздниках. Иногда у нас спрашивают, почему мы не отмечаем религиозных праздников? Но прежде хотелось бы спросить: "а почему мы должны их отмечать?" В послании к Колоссянам 3:17 написано: "И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца". "Во имя" означает "с позволения кого-либо, имея полномочия от кого-либо". Итак, где в учении Иисуса мы находим, что христиане должны соблюдать религиозные праздники? Если мы будем их соблюдать, то кто дал нам такие полномочия? Очевидно не Бог. А если не Бог, то эта практика от людей. Что сказал Иисус относительно почитания Бога согласно учениям (традициям) людей? "но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (мар. 7:7). Если хотите, чтобы ваше поклонение Богу было напрасным, то участвуйте в религиозных праздниках! Прочтите отрывок из первого послания Коринфянам 10:13-22 и подумайте, почему Павел говорит: "Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?".
Александр Зотов