Отношение христианина к Церкви (2)
Мир Божий
Ёмким словом «мир» в Библии
называются разные вещи. Вспомним то,
что мы говорили о применении этого слова
в предыдущем уроке и добавим к этому.
Иногда оно используется для того, чтобы
указать на вселенную, землю, мировой
порядок или безопасность, покой,
благополучие. В каких-то случаях это
слово означает часть планеты Земля, а
именно сушу, потопленную водой и ее
обитателей (2 Пет. 3:6). Иногда в Библии
«мир» - это отсутствие войны (2 Цар. 10:19)
или мирные, правильные отношения с Богом
(Рим. 5:1). Но порой речь идет о мире, князем
которого является сатана (Иоан. 14:30;
16:11; 1 Иоан. 2:15,16), – это сердца безбожников,
господином которых является враг
человеческих душ и зло, которое они
сеют.
При грехопадении в
Эдеме был нарушен мир Бога с человеком.
И это не означает, что началась война,
которая выглядела бы так, как введение
войск в Афганистан или операция под
названием «Буря в пустыне». Но из-за
того, что люди предпочли послушаться
вместо Бога сатану, возникшие
взаимоотношения человека с Небесным
Отцом оцениваются как враждебные для
этих двух сторон. Непокорность, вызвавшая
враждебность, устранила мир как
совершенное единство между создателем
и творением – человеком.
Следует сказать о мире другого
рода, он также был нарушен. Вряд ли сразу
после случившегося Адам спал спокойно,
жил счастливо и безмятежно. Многим людям
известна чрезвычайная внутренняя
напряженность, которая сопровождается
душевной мукой, смятением сердца, что
порой приводит к буквальному расстройству
здоровья. Ужасное беспокойство или
страшное волнение, когда человек не
может спокойно трудиться, есть, спать,
счастливо жить – это и есть для сердца
потеря Божьего мира. В контрасте с
вышесказанным, Господь предлагает людям
такой мир, который превыше всякого ума
(Фил. 4:7). Филиппийским христианам Павел
указал на способ, как получить такой
мир и как пребывать в нем: это праведная
и молитвенная жизнь (Фил. 4:1,6). Как на
способ достижения такого мира псалмопевец
в замечательных выражениях указал на
любовь к Божьему закону: «Велик
мир у любящих закон Твой и нет им
преткновения» (Пс. 118:165).
Исаия также упоминает что-то очень
важное, как способ достижения такого
мира. Что же это? Скажем в общем: глубокое
раскаяние, сокрушение и смирение. О
нечестивых людях израильской нации
Господь говорит резко, называя их:
сыновья чародейки, семя прелюбодея и
блудницы… дети преступления, семя лжи
(Ис. 57:3,4), и предрекает, что настанут дни,
когда они будут вопить, и те, на кого или
на что они надеются, не помогут им (Ис.
57:13). Они будут взволнованы и озабочены,
мир и покой не будет иметь места в их
сердце. О послушном Израиле здесь же
Бог высказался так: «Я живу
на высоте небес и в святилище, и также
с сокрушенным и смиренным духом, чтобы
оживлять дух смиренных и оживлять сердца
сокрушенных… Я видел пути его, и исцелю
его, и буду водить его, и утешать его и
сетующих его. Я исполню слово: мир, мир
дальнему и ближнему, говорит Господь,
и исцелю его». (Ис. 57:15-19).
Здесь помимо жизненного благополучия,
подразумевается покой и мир в сердце
утешенного, над которым простирается
Господня рука. Каждому дитю Божьему
необходим такой мир и покой в сердце,
но не все христиане его имеют, и не
всегда, когда имеют, хранят его. Что же
до нечестивых, Исаия, завершая этот
раздел, записал: нет мира нечестивым,
говорит Бог мой (Ис. 57:21). Просто подумайте,
будет ли у христианина мир Божий, если
он будет поступать нечестиво?
Сегодня в мире люди где-то боятся
природных катаклизмов, техногенных
катастроф, где-то в большей мере боятся
начала войны, где-то терактов. То и другое
приносит несчастье и боль. Что-то подобное
происходит и в духовной жизни человека.
Неподготовленность, недостаточность
знаний, малый духовный опыт и тому
подобное являются причинами для
неожиданных стихийных конфликтов во
взаимоотношениях детей Божьих. Порой
недопустимая беспечность или отсутствие
предусмотрительности, совмещающиеся
с желанием поиграть с огнем, вызывают
в отношениях христиан катастрофу. У
кого-то в характере имеются черты,
постоянно побуждающие вести с кем-нибудь
войну. Кто-то порой вспоминает, что он
зол на весь мир за что-то, произошедшее
в прошлом, и действуют далеко не свято.
А кого-то его болезненная потребность
манипулировать чувствами, сознанием,
поведением людей подталкивает к
провокационным экспериментам. Способствует
ли все вышеназванное распространению
дружелюбной, доброжелательной атмосферы?
Делает ли такое поведение христиан
более близкими друг другу и Богу? Выше
упоминалось о терактах, и я не знаю
случая, когда святые взрывали один
другому автомобили, дома или офисы, но
в некоторых ситуациях чьи-то поступки
по впечатлению от них можно отождествить
с эффектом от разорвавшейся бомбы.
Острые ощущения я
пережил однажды в классе на занятиях
библейского института. Преподаватель
предложил, чтобы каждый из всех студентов
по очереди воспроизвел напамять
какой-либо из любимых стихов Библии. В
основном почти все цитировали отрывки,
яркие своей выразительностью или особо
интересные своим смыслом, такие как,
например, Иоан. 8:32, Иоан. 1:1, Иоан. 3:16, Фил.
4:4, Прит. 11:22 и т.п. После того, как
высказалась одна зрелая годами сестра,
установилась глубокая тишина, и пауза
перед следующим цитирующим была больше
обычного. Текст, который она озвучила,
был: «берегитесь псов,
берегитесь злых делателей, берегитесь
обрезания» (Фил. 3:2). И если
в аудитории, где внешне царила атмосфера
благодушия, прозвучали такие слова, как
один из любимых текстов евангелия, то,
скорее всего, таким образом, с ее стороны
проявилась реакция на поступки кого-то
из ее ближайшего окружения, - предположил
я тогда. Кто-то в тот момент мог бы
подумать: как все-таки некоторые из нас
хорошо знают Библию и умеют ею пользоваться,
а кто-то просто мог бы спросить себя или
ее: но все-таки, почему именно это один
из ваших любимых отрывков евангелия?
Ее слова, цитируемые из Филиппийцам
3:2, могли наводить на мысль, что из-за
неправильных взаимоотношений вместо
Божьего мира в её душе имеют место боль,
обида, протест. И даже если в этом случае
такой вывод является ошибочным, то о
словах Павла, адресованных христианам
в Филиппах, не скажешь, что они беспричинны.
Он либо предостерегает от чего-то
ужасного, что могло бы произойти, либо
указывает на то, каким должен быть стиль
поведения филиппийцев в связи с какими-то
конкретными событиями в церкви, негативно
влияющими на духовную жизнь, либо
подразумевает что-то пережитое им самим.
Влияние иудаизма в те
дни для церкви было разрушительно и
сеяло рознь во взаимоотношения христиан.
Представьте себе, из-за работы тех, кого
он здесь назвал псами и злыми делателями,
а это могут быть не только лжеучителя,
в результате между христианами
складываются отношения, которыми мир
Божий устраняется из сердца, и, в итоге,
вместо покоя, безопасности и благополучия,
в душе имеются ужасные переживания,
боль, страх, печаль.
На главных улицах Киева
сегодня стоят бигборды с надписью «Мир
вам!» Это было бы одно из самых прекрасных
пожеланий народу, если бы оно несло
библейский смысл и достигалось методами,
угодными Богу. Именно такие слова с
точки зрения Иисуса оказались самыми
нужными апостолам в один из труднейших
периодов их жизни (Иоан. 20:19-21). И отношение
Павла к церкви выражено его великой
заботой о христианах замечательными
словами приветствия: «благодать
вам и мир от Бога Отца нашего и Господа
Иисуса Христа», что
адресовано Святым Духом каждому дитю
Божьему. Слова нашего Господа «мир вам»
сегодня обращены как пожелание каждому
человеку, и достичь этого мира можно
лишь приняв предложение Иисуса, которым
он говорит, что для этого нужно сделать:
«придите ко Мне все
труждающиеся и обремененные, и Я успокою
вас… и найдете покой душам вашим»
(Мат. 11:28-30). Прийти к Иисусу, чтобы иметь
совершенный мир, означает: стать на путь
повиновения и жить христианской жизнью.
Анатолий Шкрябин