Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Отношение христианина к Церкви (3) 03.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Отношение христианина к Церкви (3)

Предыдущая часть К началу статьи Продолжение

Филиппы – самый влиятельный в политическом отношении город в восточной части Македонии, названный так в честь Филиппа, отца Александра Македонского, который расширил и украсил его. Он известен золотоносными приисками, находящимися в его окрестностях, и тем, что здесь в 42 до н.э. Марк Антоний и Октавиан Август одержали победу над сторонниками Римской республики, убийцами Цезаря, Брутом и Кассием. В городе, возвышенном до особого статуса – Римской колонии, проживали римские ветераны, греческие поселенцы и некоторое число евреев. Вот уже около ста лет здесь был относительный покой и мир. Однако, указывая на то, как должна действовать церковь, или на обстоятельства своего собственного служения, а также, говоря что-то о своих сотрудниках, Боге и противниках церкви, Павел использует в своем послании терминологию, которая скорее говорит не о мире, а войне. Филиппийцам 1:27 – «подвизаясь», на греческом «бороться вместе»; 1:28 – страх, противники, погибель, спасение; 1:29 – страдание; 1:30 – подвиг; 2:12 – совершайте свое спасение; 2:17 – соделываюсь жертвой; 2:30 – за дело Христово близок к смерти, подвергая опасности жизнь; 3:2 – «берегитесь», повеление дано трижды и подразумевает осторожность; 3:18 – враги; 3:19 – погибель; 4:7 – мир Божий; 4:9 – Бог мира. Все эти слова, если не прямо говорят, то наводят на мысль, что идет духовная война, в которой действия и усилия направлены на то, чтобы результатом был мир Божий. Непростые жизненные условия плюс враги извне церкви – безбожники с языческой культурой, еще люди, навязывающие иудаизм, а также внутренние трудности в самой церкви создавали препятствия для Божьего мира в сердцах детей Божьих. Может быть Еводия и Синтихия (Фил. 4:2), которых о чем-то умолял Павел, не были женщинами, отравляющими жизнь друг другу, однако в качестве предостережения не только для них были бы полезны слова: «если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). Поистине, мир нужно созидать и беречь.

Павел желал филиппийцам мирных отношений с Богом, мирных отношений друг с другом, покоя их сердцам. Но что он делал для того, чтобы у них все это было? Трудился, усердно наставляя их. Чего он ожидал от них? Что желаемое будет реально осуществлено. Он ожидал от них выполнимого, а не чего-то невозможного. Но действуем ли мы подобно Павлу, направляем ли мы наши усилия к тому, чтобы в теле Христовом и сердцах святых царил мир Божий? Что именно для этого делаете вы?

Радость, безмятежность, благополучие, спокойствие – все, что включено в понятие «мир Божий», может быть похищено из сердца дитя Божьего сатаной, использующим обстоятельства, безбожников и даже христиан. Господь, испытующий сердца (Откр. 2:23) может также создать условия, которыми будет проверяться людское сердце подобно тому, как это происходило в жизни Иова. Бог говорит о себе: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7). Следовательно, с одной стороны – мир, и с другой стороны – бедствие или скорбь, то и другое может иметь место в сердце человека вследствие замысла Божьего. «Рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушенного духа» (Ис. 65:14). Итак, мы можем рассчитывать на мир Божий, благодаря милости Господней и нашему послушанию, не исключая, однако, переживаний, связанных с испытаниями, допускаемыми Богом, а также не исключая той боли, которая причиняется сердцу грехом.

Очевидно, причиной написания послания к Филиппийцам явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему этой церковью пожертвование, хотя, конечно, главным было попечение о душах и укрепление их в вере. Основной тон его письма следующий: «Братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (Фил. 4:1); «радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). Пятнадцать раз в четырех главах этого небольшого послания мы находим слова: «радость» и «радуйтесь». «Я радуюсь и сорадуюсь всем; о сем самом и вы радуйтесь» (Фил. 2:17,18). Это ли не состояние души, в которой вместо уныния, скорби или боли обитают покой, уверенность, восторг, связанные с достижениями филиппийцев в христианской жизни. При этом можно допустить следующее: раз Павел говорит так много о радости, очевидно, эти слова являются ответом на потребность общины. Иногда в жизни детей Божьих происходит такое: есть справедливые поступки и жертвенность, труд и результаты, угодные Богу, но у самого христианина нет удовлетворения, радости и покоя. И здесь Павел воздействует на настроение. Он говорит что-то такое, что должно менять эмоции, связанные с духовной жизнью, с состояния беспокойства и неудовлетворенности на восторженность и умиротворение. Господь влагает в его речь силу, способную преобразовывать сердце, даруя ему Божий мир, мир славный и великий настолько, что это превыше всякого ума. И такой мир не возможен для человека без преданного служения Богу и постоянного послушания Ему.

Благодать вам…

В приветствиях и заключительных словах своих посланий чаще всего апостол Павел очень краток, но при этом сказанное им является глубоко продуманным и весьма значительным. Если вы вдумаетесь в смысл его пожеланий, то признаете, что лучшего человеку пожелать и невозможно. Эти привычные для нас используемые в посланиях слова: «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа» - поистине изречения Святого Духа, включающие в себя многое. Они содержат идею о прощении грехов, усыновлении человека Богом в духовном смысле, присоединении его к телу Господнему, все благословения в этой жизни и драгоценные обетования касательно будущего: оправдание в день суда и вечная слава небес. Ничего из названного не состоится ни для кого из людей без благодати и мира с Богом.

Благодать, по определению, – это незаслуженный дар. И другое значение этого слова, стоящего в древнееврейском тексте – благосклонность. И когда мы устанавливаем, какими были люди, обретающие благоволение Божье, совершенно очевидно речь идет о праведниках, угодных Господу своим поведением и ищущих Божьего расположения, но не о тех, чье сердце предано злу.

Впервые слово благодать в Библии мы встречаем в истории о потопе. В евангелии имеется стих, который очень нравится многим – «ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Если все так легко и просто, спрашивается: почему же тогда до потопа только один человек, именно Ной, обрел благодать пред очами Господа, а не его соседи из дома напротив? Может быть потому, что он был гражданином особого племени, имел много детей, денег, материальных ценностей? Может быть, на его стороне была влиятельная партия или мощный криминальный клан? Может быть, он был силен физически или как общественный деятель? А может быть потому, что у него был проницательный ум, изворотливость и умение вуалировать свое зло? Ответ мы находим в Бытие 6, где написано о людях, в то время: «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… Ной был человек праведный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (6:5,8), за что и получил благосклонность. Подобным образом, благоволение Божье распространилось на Авраама (Быт. 18:3), Моисея (Ис. 33:12-17), Гедеона (Суд. 6:17,18), Самуила (1 Цар. 2:26) и многих праведников, описанных в Библии.

Вывод

Желая благодати Божьей церквам Господним, Павел как минимум ожидает, что христиане будут достойны благосклонности Бога. Он немало трудился для этого, наставляя словом и делом обращенных в веру жить достойно Бога (Кол. 1:10; 1 Фес. 2:12). С его стороны было бы непоследовательно желать благосклонности Божьей тем, от кого Господь отвращает Свое лицо. А мы желаем ли благодати ближним и трудимся, чтобы братья и сестры были достойны благоволения Господня?
Предыдущая часть К началу статьи Продолжение

Анатолий Шкрябин


  << Вернуться

1476230 (+238)
28
0
17, 11
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру