Отношение христианина к Церкви на примере жизни апостола Павла (4)
Он служил церкви молитвой
И это не подразумевало одно лишь
произнесение подходящих слов, но слова
молитвы и дела дополняли друг друга.
Если я в своей жизни не поступаю как
Павел, написавший: «подражайте мне
как я Христу» (1 Кор. 4:16), то моя
религиозная жизнь не соответствует
желаниям Господа. Конечно, это не
означает, что каждый из детей Божьих
должен иметь 12 апостолов как Иисус, или
он непременно обязан на каком-то отрезке
жизни шить как Павел палатки (Деян.
18:13), но есть что-то, являющееся обязательным
для выполнения каждым верующим из того,
что делали Иисус и Павел, например,
молитва. Поскольку для святых имеется
повеление: будьте постоянны в молитве
(Кол. 4:2), то невыполнение такого Божьего
указания являлось бы грехом.
В послании к филиппийской церкви мы
можем увидеть Павла как образец, как
замечательный пример христианской
жизни, где драгоценной составляющей
его святости является молитва. Стоит
задуматься о ком и о чем, когда и как
молился Павел, и некоторые смогут честно
признать то, что имеется необходимость
что-то им исправлять в своей жизни.
«Благодарю Бога моего при всяком
воспоминании о вас, всегда во всякой
молитве моей за всех вас принося с
радостью молитву мою, за ваше участие
в благовествовании от первого дня даже
доныне, будучи уверен в том, что начавший
в вас доброе дело будет совершать его
даже до дня Иисуса Христа, как и должно
мне помышлять о всех вас, потому что я
имею вас в сердце в узах моих, при
защищении и утверждении благовествования,
вас всех, как соучастников моих в
благодати. Бог - свидетель, что я люблю
всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь
о том, чтобы любовь ваша еще более и
более возрастала в познании и всяком
чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были
чисты и непреткновенны в день Христов,
исполнены плодов праведности Иисусом
Христом, в славу и похвалу Божию»
(Фил. 1:3-11).
Итак, на основании этого
отрывка, что представляло собой
молитвенное служение Павла?
Во-первых, он молился за всех
членов филиппийской общины (4 ст.).
Во-вторых, если сказать о чем
он молился, то, очевидно, что апостол
благодарил Бога за их участие в
благовествовании (3-5 ст.). Он в молитве
признает, что они являются его соучастниками
в благодати (7 ст.), и далее он говорит:
«молюсь о том, чтобы любовь ваша все
более и более возрастала в познании и
всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее,
вы были чисты и непреткновенны в день
Христов, исполнены плодов праведности
Иисусом Христом в славу и похвалу Божию».
В-третьих, вопрос о том, когда
или как часто он о них молился, важен. И
в его сообщении имеется информация о
том, что он это делал всегда, всегда,
когда вспоминал о них. Но как часто он
мог вспоминать о людях, которые
материальной и моральной поддержкой,
сотрудничеством и любовью воодушевляли
его на служение? Наверняка, он о них
вспоминал и молился не только в дни
«получки», когда принимал от них
материальную поддержку.
В-четвертых, если вы оцените
с какими чувствами, с каким отношением
произносилась молитва Павла о членах
общины в Филиппах, вы согласитесь, что
замечательным было то, что он молился
о них с радостью (4 ст.), и его сердце было
местом для этих людей (7 ст.), и во свидетели
этому он призывает самого Бога, говоря,
что любит их любовью Иисуса Христа (8
ст.).
Никто не сомневается в том, что многие
братья и сестры молятся и публично, и
оставаясь с Богом наедине о всех святых,
порой упоминая поименно тех, кого знают.
Но представьте себе христианина, который,
являясь членом вашей местной общины,
не делает ни того, ни другого – это
духовно мертвое дитя Божье. Или представьте
себе христианина, который в публичных
молитвах говорит красивые слова, который
иногда перечисляет большое количество
верующих в связи с их нуждами, их
благодарностью или их признанием об
отклике Бога, но при этом обычно не
молится об этих же людях в молитвах
индивидуальных. Это двуличие. Павел
молился о верующих филиппийской общины
и в тот период, когда был не с ними, также
это было теперь не на собрании церкви,
в другом городе, но в этом случае он
обращался к Богу, находясь в тюрьме, и
в послании к Филиппийцам 1:4 записано,
что апостол молился за всех них и во
всякой молитве. Может быть, он только
так сказал, но сам этого не делал? Ответ:
делал. А мы? Кто-то скажет: но мы же не в
тюрьме. Однако, если мы не делаем это в
уединении, неужели необходима тюрьма,
чтобы начать молиться о святых подобно
Павлу?
Апостол Павел в молитве благодарил Бога
за филиппийских христиан, признавал
то, какими они есть, характеризовал их
качества, перечислял достоинства,
упоминал их служение и труд, также он
желал в молитве им что-то великое и
значительное. Он говорил, какими хотел
бы их видеть, и это было очень важно,
чтобы они такими и были, как он говорил
об этом в молитве. Но задумайтесь
серьезно: как можно представить себе
Павла, который всего этого им желал и
при этом ничего не делал для того, чтобы
они такими были. Давайте спросим себя:
когда мы молимся о исцелении, материальных
нуждах, духовном росте, христианском
служении братьев и сестер, что еще
конкретно кроме произнесения слов
молитвы мы делаем, чтобы все вышеназванное
реализовывалось в жизни тех, за кого мы
молимся. Нужна ли Богу молитва христианина
без его служения Господу, братьям и
сестрам? Бог ожидает, чтобы христиане
служили церкви молитвой, сопровождающейся
делами, доказывающими их искреннюю
любовь к братьям.
Павел молился о филиппийцах всегда и
во всякой молитве, и многие дети Божьи
так делают. Но можете вы представить
себе человека, который о другом человеке
молится всегда, и это не публичная
молитва, и при этом в повседневной жизни
этот молящийся поступает лицемерно,
коварно, лживо по отношению к тому, за
кого он молится. Вряд ли такое происходит,
но может, за исключением, когда кому-то
нравится обманывать Бога. Порой мы точно
можем знать, кто о нас не молится в своих
личных молитвах, обращаясь к Богу
наедине. Молитва Павла не была с
самообманом, она не сопровождалась
обманом Бога, он не лгал, когда сообщал,
что молится о них всегда, и его молитвенное
служение церкви указывает на то, что у
него не было по отношению к ним
нехристианского поведения. Эта маленькая
деталь из его молитвенной жизни (молитва
всегда о всех) могла научить многих в
Филиппах тому, что такое христианское
и нехристианское поведение. Она могла
научить, какими следует хранить отношения
со всеми святыми, чтобы молитва обо всех
или о каждом лично не становилась чем-то
абсурдным.
Многие ли могут справедливо сказать о
себе, что они молятся всегда, молятся о
всех, и при этом их сердце наполнено
радостью? Люди хотят жить счастливо,
люди хотят положительных эмоций, добрых
чувств, даже кто-то когда-то сказал:
лучше смеяться, чем плакать, и слово
«радость» в этом послании встречается
около двух десятков раз. И у Павла были
настоящие, а не мнимые причины для
радости. Какие же? В общем, коротко можно
сказать – это успехи в духовной жизни
филиппийских христиан, успехи которым
своим трудом содействовал Павел. И
теперь можно было испытывать истинную
великую радость, когда посеянное им
приносило плоды, и с глубокой восторженностью
во всем этом видеть руку Божью, оценивая
роль каждой стороны, молясь с благодарением
Господу.
Прямо или через подразумевание,
примером личного служения церкви
молитвой он учил их тому, как связаны
между собой молитвы, угодные Богу и
святая жизнь. И он ожидал понимания, а
также ответных действий с их стороны,
а именно, он ожидал от них молитв,
содействующих его служению и спасению,
но, разумеется, он ожидал не только
молитвенных слов. Поэтому он и сказал,
что то, что он делает, послужит ему во
спасение по их молитве и содействии
Духа Иисуса Христа (Фил. 1:19).
То,
что человек делает, обычно связано с
его желаниями. Поэтому для того, чтобы
дела филиппийцев были успешны в глазах
Божьих Павел дал им замечательное
наставление: «всегда
в молитве и прошении с благодарением
открывайте свои желания пред Богом»
(Фил. 4:6).
Молитвы, которые соответствуют воле
Божией, содействуют достижению святых
желаний и успеху в делах, посвященных
Иегове. Без молитвы такое служение будет
слабым, но без служения человека Богу
сама по себе его молитва будет бесполезной.
Анатолий Шкрябин