Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Взрослая духовная личность (1) 15.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Взрослая духовная личность (1)

Даже те из христиан, которые давно в христианской общине, не вполне понимают смысл жизни христианина здесь на земле, не понимают того, что для христианина важно не просто что-то делать или не делать, а надо вырасти и стать духовной личностью. Есть верующие, которые искренне полагают, что быть верующим – это значит не делать того, что они понимают как грех: не пить, не курить, не прелюбодействовать, не воровать и т.п. Иметь такое представление уже неплохо. Мир с такими убеждениями был бы куда более мирным и упорядоченным. Но такие люди, как правило, не понимают того, что таких дел и поступков, которые не угодны Богу, значительно больше, чем они могут себе представить. И, что еще более прискорбно, это то, что многое из этого аморального они и сами делают.

Есть среди верующих людей немало таких, кто понимает, что быть угодным Богу – это не только не делать нечто, но Божий человек еще должен быть милосердным и отзывчивым. То есть они понимают, что верный Богу человек еще должен что-то и делать. Но и такое понимание часто поверхностное и приблизительное. Проявляется это в том, что человек милосерден далеко не ко всем и далеко не всегда, когда в этом есть потребность.

Действительная ценность для настоящей жизни христианина – это приобретение и развитие положительных качеств характера. Это то, что характеризует человека как взрослую духовную личность. Это то, что есть плод Духа в человеке: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5:22,23). Для христианина принципиальным и исключительно важным есть постоянный, непрерывный духовный рост. Духовный рост не противопоставляется воздержанию от греха и делам милосердия. При постоянном духовном взрослении дела милосердия и воздержание от греха – это только проявление этого роста, это только свидетельство настоящего реального взросления, свидетельство для самого христианина и для его ближних.

Основная цель жизни христианина – вырасти духовно и стать подобным Христу, подобным по убеждениям и по образу жизни: "...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Ефес. 4:13). Христианам предстоит познать Сына Божия – мужа совершенного. Но познание предполагает и образ жизни Христа. То есть не только знать о Христе, но научиться жить, и жить так, как жил Христос. Еще в этой жизни христианам предстоит достичь полного возраста Христа. Естественно, что достичь не физического возраста, а духовного. Призыв к совершенству: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мат. 5:48). Это не пустой лозунг времен развитого социализма в Советском Союзе, это направление для нашего развития и роста. Это реальный путь. Может ли христианин достичь совершенства в своем мировоззрении, в своих делах и поступках? Вряд ли этот вопрос следует задавать себе или кому-то. Здоровые дети в благополучной семье не задают себе подобных вопросов. Они просто растут и в какой-то момент достигают и физической, и интеллектуальной зрелости. Надо просто расти и развиваться, как учит апостол Павел: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед" (Фил. 3:12,13).

Ниже перечислены многие из тех качеств, которыми люди подобны Богу, перечислены качества, которые есть в человеческой душе, но только в зародыше, в зачаточном состоянии. Это качества, которые каждому христианину предстоит вырастить и развить. Эти качества – это сила духа в действии и поступках, упорство и настойчивость в достижении цели; сила духа, что проявляется в умении ждать, в терпении и выдержке; справедливость, открытость, искренность; любовь и милосердное отношение к ближнему; ответственность, верность, цельность натуры, постоянство и последовательность; рассудительность и мудрость; деликатность и чувство такта; чувство меры и чувство гармонии; творческая, креативная натура; мирный, великодушный характер; трудолюбие; сосредоточенность на Боге; неприхотливость, бережливость, рачительность; самодостаточность; забота о детях, о родных, о близких. И еще много другого неупомянутого здесь, что человеку весьма полезно.

Если такие качества в человеке есть, то его образ жизни отличается святостью и чистотой, спокойствием и благодушием, радостью, смелостью и мужеством, надежностью.

Как люди относятся к самим себе, как носителям подобных качеств? Какое отношение человека в миру к этим качествам, имеющимся в его душе? Если в душе человека что-то из этого списка есть, то это качество обычно не ценится. Оно воспринимается как неотъемлемое: “Это я такой настойчивый. Это я такой предприимчивый, догадливый. Это я такой бережливый”. Никто не благодарит Бога за то, что он такой настойчивый, предприимчивый, бережливый, за то, что он вот такой хороший. Более того, этим гордятся как своим. Никто не задумывается о том, что любое из этих качеств может быть потеряно. Никто не задумывается о том, что любое из этих качеств может не сработать и не один раз. Можно быть ответственным и, тем не менее, совершать поступки весьма безответственные. Можно быть рассудительным и поступать весьма глупо. Можно иметь многое полезное в душе и в мирском смысле не получать от этого пользы. Можно быть справедливым, и быть при этом неугодным ближним. Можно быть трудолюбивым и жить весьма убого. Никто особенно не убивается, если чего-то из перечисленного выше в душе нет (убиваются, когда впервые замечают лишний волос на расческе или морщину на щеке). Но когда приходит возраст зрелости и степенства, тогда человеку очень хочется выглядеть и рассудительным, и мудрым, и справедливым и т.п. Возможно, не каждый отчетливо формулирует в своем сознании то, что ему хочется, но подавляющее число людей ведут себя именно так, демонстрируя свой жизненный опыт, назидая ближних, раздавая советы, а то и напрягая ближних своими поучениями.

Необходимо твердо знать, что любое из этих качеств или даже все качества личности можно потерять. И также надо помнить и понимать, что их можно приобрести. Все это есть дар Божий, дар для служения Богу и для служения ближнему. И если этот дар не используется по назначению, то он не принесет человеку пользы. Если человек искренне стремится нести подобное служение, то Бог может усилить любое из этих качеств и даже добавит то, чего раньше не наблюдалось в характере человека.

Можно ли узнать, что в человеческой душе имеет реальную ценность? Можно ли узнать что в человеке важно, еще оставаясь в миру, еще не став христианином? Можно. Это можно узнать наверное, когда приходит зрелость или даже старость, когда физические качества - сила, ловкость, привлекательность, здоровье - теряются, вот тогда человек и замечает то, что осталось в душе. Можно заметить положительное в душе, когда об этих качествах человека искренне говорят другие, положительно оценивают. Да можно и самому, будучи объективным, дать оценку, что в душе хорошего и что плохого.

Выдержка, терпение. Есть много ситуаций, где надо выстоять, вытерпеть, выдержать, дождаться. Это нужно во время службы в армии. Это требуется в экстремальных условиях при непогоде в горах, в море, в тайге, в снегах, и т.п. Это требуется на тяжелых физических работах (“шабашках”). На работе с большой нагрузкой или в окружении не совсем доброжелательного коллектива. Иногда это требуется в начале трудового пути. Иногда это требуется просто в новом коллективе.

Мало кто готовит себя в плане выдержки, терпения и самообладания. Возможно, только те, кто готовит себя для спецназа да для службы в десантных войсках. Хотя такую самодеятельную подготовку вряд ли можно воспринимать всерьез. Но люди весьма радуются, когда справляются с трудностями, когда переносят тяготы, когда хватает силы духа. Но христиане должны быть объективно готовы к искушениям и Господь нас готовит к ним. Как Христос прошел через испытания, так и нам предстоит уметь проходить через них.

Можно ли в настоящей жизни сравнить с чем-либо те мучения, которые достались Иисусу: "Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него" (Мат. 27:39-42). Особая тяжесть мучения была от того, что Иисус мог сойти, мог Себя спасти: "...Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Мат. 26:53). Но надо было выстоять и вытерпеть. Он выстоял, перенес муку, и теперь о Христе написано: "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2:22,23). И ещё: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4:15).

Ценны эти качества - выдержка, терпение, сила духа - или нет? Более чем ценны! С удовлетворением человек вспоминает после о своей проявленной выдержке, о своем достойном поведении в трудной ситуации.

Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

1527147 (+66)
24
1
16, 7
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру