Взрослая духовная личность (1)
Даже
те из христиан, которые давно в христианской
общине, не вполне понимают смысл жизни
христианина здесь на земле, не понимают
того, что для христианина важно не просто
что-то делать или не делать, а надо
вырасти и стать духовной личностью.
Есть верующие, которые искренне полагают,
что быть верующим – это значит не делать
того, что они понимают как грех: не пить,
не курить, не прелюбодействовать, не
воровать и т.п. Иметь такое представление
уже неплохо. Мир с такими убеждениями
был бы куда более мирным и упорядоченным.
Но такие люди, как правило, не понимают
того, что таких дел и поступков, которые
не угодны Богу, значительно больше, чем
они могут себе представить. И, что еще
более прискорбно, это то, что многое из
этого аморального они и
сами делают.
Есть
среди верующих людей немало таких, кто
понимает, что быть угодным Богу – это
не только не делать нечто, но Божий
человек еще должен быть милосердным и
отзывчивым. То есть они понимают, что
верный Богу человек еще должен что-то
и делать. Но и такое понимание часто
поверхностное и приблизительное.
Проявляется это в том, что человек
милосерден далеко не ко всем и далеко
не всегда, когда в этом есть потребность.
Действительная
ценность для настоящей жизни христианина
– это приобретение и развитие положительных
качеств характера.
Это то, что характеризует человека как
взрослую духовную личность. Это то, что
есть плод Духа в человеке: "Плод
же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание. На таковых нет закона"
(Гал. 5:22,23).
Для христианина принципиальным и
исключительно важным есть постоянный,
непрерывный духовный рост. Духовный
рост не противопоставляется воздержанию
от греха и делам милосердия. При постоянном
духовном взрослении дела милосердия и
воздержание от греха – это только
проявление этого роста, это только
свидетельство настоящего реального
взросления, свидетельство для самого
христианина и для его ближних.
Основная
цель жизни христианина – вырасти духовно
и стать подобным Христу, подобным по
убеждениям и по образу жизни: "...Доколе
все придем в единство веры и познания
Сына Божия, в мужа совершенного, в меру
полного возраста Христова"
(Ефес. 4:13).
Христианам предстоит познать Сына Божия
– мужа совершенного. Но познание
предполагает и образ жизни Христа. То
есть не только знать о Христе, но научиться
жить, и жить так, как жил Христос. Еще в
этой жизни христианам предстоит достичь
полного возраста Христа. Естественно,
что достичь не физического возраста, а
духовного. Призыв к совершенству: "Итак
будьте совершенны, как совершен Отец
ваш Небесный"
(Мат. 5:48). Это
не пустой лозунг времен развитого
социализма в Советском Союзе, это
направление для нашего развития и роста.
Это реальный путь. Может ли христианин
достичь совершенства в своем мировоззрении,
в своих делах и поступках? Вряд ли этот
вопрос следует задавать себе или кому-то.
Здоровые дети в благополучной семье не
задают себе подобных вопросов. Они
просто растут и в какой-то момент
достигают и физической, и интеллектуальной
зрелости. Надо просто расти и развиваться,
как учит апостол Павел: "Говорю
так не потому, чтобы я уже достиг, или
усовершился; но стремлюсь, не достигну
ли я, как достиг меня Христос Иисус.
Братия, я не почитаю себя достигшим; а
только, забывая заднее и простираясь
вперед"
(Фил. 3:12,13).
Ниже
перечислены многие из тех качеств,
которыми люди подобны Богу, перечислены
качества, которые есть в человеческой
душе, но только в зародыше, в зачаточном
состоянии. Это качества, которые каждому
христианину предстоит вырастить и
развить. Эти качества – это сила духа
в действии и поступках, упорство и
настойчивость в достижении цели; сила
духа, что проявляется в умении ждать, в
терпении и выдержке; справедливость,
открытость, искренность; любовь и
милосердное отношение к ближнему;
ответственность, верность, цельность
натуры, постоянство и последовательность;
рассудительность и мудрость; деликатность
и чувство такта; чувство меры и чувство
гармонии; творческая, креативная натура;
мирный, великодушный характер; трудолюбие;
сосредоточенность на Боге; неприхотливость,
бережливость, рачительность;
самодостаточность; забота
о детях, о родных, о близких.
И еще много другого неупомянутого здесь,
что человеку весьма полезно.
Если
такие качества в человеке есть, то его
образ жизни отличается святостью и
чистотой, спокойствием и благодушием,
радостью, смелостью и мужеством,
надежностью.
Как
люди относятся к самим себе, как носителям
подобных качеств? Какое отношение
человека в миру к этим качествам,
имеющимся в его душе? Если в душе человека
что-то из этого списка есть, то это
качество обычно не ценится. Оно
воспринимается как неотъемлемое: “Это
я такой настойчивый. Это я такой
предприимчивый, догадливый. Это я такой
бережливый”. Никто не благодарит Бога
за то, что он такой настойчивый,
предприимчивый, бережливый, за то, что
он вот такой хороший. Более того, этим
гордятся как своим. Никто не задумывается
о том, что любое из этих качеств может
быть потеряно. Никто не задумывается о
том, что любое из этих качеств может не
сработать и не один раз. Можно быть
ответственным и, тем не менее, совершать
поступки весьма безответственные. Можно
быть рассудительным и поступать весьма
глупо. Можно иметь многое полезное в
душе и в мирском смысле не получать от
этого пользы. Можно быть справедливым,
и быть при этом неугодным ближним. Можно
быть трудолюбивым и жить весьма убого.
Никто особенно не убивается, если чего-то
из перечисленного выше в душе нет
(убиваются, когда впервые замечают
лишний волос на расческе или морщину
на щеке). Но когда приходит возраст
зрелости и степенства, тогда человеку
очень хочется выглядеть и рассудительным,
и мудрым, и справедливым и т.п. Возможно,
не каждый отчетливо формулирует в своем
сознании то, что ему хочется, но подавляющее
число людей ведут себя именно так,
демонстрируя свой жизненный опыт,
назидая ближних, раздавая советы, а то
и напрягая ближних своими поучениями.
Необходимо
твердо знать, что любое из этих качеств
или даже все качества личности можно
потерять. И также надо помнить и понимать,
что их можно приобрести. Все это есть
дар Божий, дар для служения Богу и для
служения ближнему. И если этот дар не
используется по назначению, то он не
принесет человеку пользы. Если человек
искренне стремится нести подобное
служение, то Бог может усилить любое из
этих качеств и даже добавит то, чего
раньше не наблюдалось в характере
человека.
Можно
ли узнать, что в человеческой душе имеет
реальную ценность? Можно ли узнать что
в человеке важно, еще оставаясь в миру,
еще не став христианином? Можно. Это
можно узнать наверное, когда приходит
зрелость или даже старость, когда
физические качества - сила, ловкость,
привлекательность, здоровье - теряются,
вот тогда человек и замечает то, что
осталось в душе. Можно заметить
положительное в душе, когда об этих
качествах человека искренне говорят
другие, положительно оценивают. Да можно
и самому, будучи объективным, дать
оценку, что в душе хорошего и что плохого.
Выдержка,
терпение.
Есть много ситуаций, где надо выстоять,
вытерпеть, выдержать, дождаться. Это
нужно во время службы в армии. Это
требуется в экстремальных условиях при
непогоде в горах, в море, в тайге, в
снегах, и т.п. Это требуется на тяжелых
физических работах (“шабашках”). На
работе с большой нагрузкой или в окружении
не совсем доброжелательного коллектива.
Иногда это требуется в начале трудового
пути. Иногда это требуется просто в
новом коллективе.
Мало
кто готовит себя в плане выдержки,
терпения и самообладания. Возможно,
только те, кто готовит себя для спецназа
да для службы в десантных войсках. Хотя
такую самодеятельную подготовку вряд
ли можно воспринимать всерьез. Но люди
весьма радуются, когда справляются с
трудностями, когда переносят тяготы,
когда хватает силы духа. Но христиане
должны быть объективно готовы к искушениям
и Господь нас готовит к ним. Как Христос
прошел через испытания, так и нам
предстоит уметь проходить через них.
Можно
ли в настоящей жизни сравнить с чем-либо
те мучения, которые достались Иисусу:
"Проходящие
же злословили Его, кивая головами своими
и говоря: Разрушающий храм и в три дня
Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты
Сын Божий, сойди с креста. Подобно и
первосвященники с книжниками и
старейшинами и фарисеями, насмехаясь,
говорили: других спасал, а Себя Самого
не может спасти; если Он Царь Израилев,
пусть теперь сойдет с креста, и уверуем
в Него"
(Мат. 27:39-42).
Особая
тяжесть мучения была от того, что Иисус
мог сойти, мог Себя спасти: "...Или
думаешь, что Я не могу теперь умолить
Отца Моего, и Он представит Мне более,
нежели двенадцать легионов Ангелов?"
(Мат.
26:53).
Но надо было выстоять и вытерпеть. Он
выстоял, перенес муку, и теперь о Христе
написано: "Он
не сделал никакого греха, и не было лести
в устах Его. Будучи злословим, Он не
злословил взаимно; страдая, не угрожал,
но предавал то Судии Праведному" (1
Пет. 2:22,23).
И ещё: "Ибо
мы имеем не такого первосвященника,
который не может сострадать нам в немощах
наших, но Который, подобно нам, искушен
во всем, кроме греха" (Евр.
4:15).
Ценны
эти качества - выдержка, терпение, сила
духа - или нет? Более чем ценны! С
удовлетворением человек вспоминает
после о своей проявленной выдержке, о
своем достойном поведении в трудной
ситуации.
Валерий Колесник