Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Взрослая духовная личность (2) 15.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Взрослая духовная личность (2)

Предыдущая часть Продолжение

Настойчивость. Упорство. Сила духа нужна также для того, чтобы действовать и доводить дело до конца. Готовят ли сейчас родители детей к тому, чтобы они были упорны и настойчивы? Говорит ли кто детям в школе или дома о том, что они должны быть готовы на большие дела? Готовит ли кто их к этому? В основном учат тому, что надо в жизни “хорошо” устроиться и потом “хорошо” жить.

Но с каким удовлетворением люди рассказывают о своих успешных проектах: в бизнесе, на производстве, в науке и т.п. В какой-то степени это уже есть подготовка слушающего сына или дочери. Но это скорее мотивация стремления к успеху, а не мотивация и подготовка к упорному труду. А это не одно и то же. Людям, конечно, нравится достигать больших целей. Сила духа в таких делах очень нужна. Подвижники привлекательны.

Южный канал во Франции начал строить отец Пьер-Поль де Рике, а закончил сын спустя полгода после смерти отца. Строительство велось вопреки насмешкам и общественному мнению. Им пришлось вложить собственные сбережения. Сейчас они национальные герои Франции. Вот пример силы духа и настойчивости в достижении цели.

Если подобная настойчивость и случается в жизни, то это скорее исключительная редкость. Сознательно же никто не готовит ни себя, ни собственных детей к трудам большим и успешным. Нас же, христиан, Бог готовит именно к таким делам: "О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден" (1 Тим. 4:15). Поэтому сила духа, которую Он в нас воспитывает, имеет исключительную ценность. То, к чему Бог готовит человека, превышает любые человеческие проекты: спуск в самую глубоководную впадину или даже путешествие к центру Земли, высадка на Марс или даже на Солнце. Бог готовит нас к тому, чтобы мы выросли и вошли с Ним в вечность, вошли с неограниченными возможностями.

Трудно найти на земле радость большую, чем от совершения больших дел, от больших достижений. Также и та радость, которая последует вслед за исполнением Божьих дел, превосходит радость на земле.

Снова же обращаемся к примеру Христа. Христос исполнил Божий план: "Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы" (Мат. 12:18-21). Христос довел Свое служение до победного конца. Ценно служение Иисуса или нет? Исключительно ценно. Ну вот и радость Христа соответственна: "На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет" (Ис. 53:11).

Ответственность, верность, цельность натуры, постоянство и последовательность. Бог воспитывает в христианах чувство ответственности. Ценно ли оно для человека? Вот как говорит Библия об отсутствии ответственности: "Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия" (Прит. 25:19), и ещё: "Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать" (Прит. 20:25). Безответственный хуже и опаснее дурака. Он непредсказуем: "Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него" (Прит. 29:20).

Хотели бы мы, чтобы рядом с нами были вот такие люди? Нет. Если мы ценим ответственность в других людях, то не ценность ли наша собственная ответственность в наших и в чужих глазах? Разве ответственность не важна сама по себе, независимо от того, как на это смотрят со стороны? Все же остальные качества, перечисленные в начале предыдущего абзаца, это только проявления ответственного характера в жизни, это то, что родственно ответственности.

Справедливость, открытость, искренность. Человек порой даже не осознает того, как сильно он жаждет справедливости от ближних, от окружения, от начальств, от вышестоящих властей. Если задать человеку вопрос о том, важна ли справедливость, то может оказаться, что человек еще будет размышлять или даже говорить нечто невразумительное. Но душа его жаждет и вопит о справедливости. Даже самое неразвитое сознание чувствует фальшь в поступках или словах. Не может объяснить, но ощущает: “Все дальше парусник, все дальше, все больше между нами фальши”. Даже не упоминая о подлости и обмане, можно утверждать, что даже недомолвки и опущенные вниз глаза порождают сомнения и причиняют огорчения. Быть справедливым, открытым и искренним – это одна из важнейших человеческих ценностей. И каждому человеку необходимо стремиться к тому, чтобы научиться быть искренним, прежде всего, самому, а не только ждать этого от окружающих. Бог же нас и учит быть справедливыми, и требует, чтобы мы были такими.

Любовь и милосердное отношение к ближнему. Милосердных людей любят. Ждут, чтобы такие находились рядом, чтобы слушали, когда хочется выплакаться, чтобы утешали, ждут от них помощи и участия. Какое отношение к таким людям? Самое различное. Спектр огромный. От признательности и взаимной любви до беспардонного и наглого использования, до предательства. Но именно это качество и есть самое важное в глазах Бога. Именно это качество и есть критерием духовной личности. Христос говорит: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15:12,13). Вряд ли сейчас доведется кому-либо из христиан ради ближнего взойти на крест, как это сделал Иисус. Но, защищая ближнего в темном переулке, запросто можно попасть под кирпич или даже под нож. И настоящий христианин, взрослая духовная личность, пойдет на это. Пойдет не в отчаянии, пойдет сознательно, понимая, чем все может закончиться для него самого, пойдет, движимый верой в Бога, движимый доверием Христу и любовью к ближнему. Пусть Господь убережет читателя от такого испытания.

Настоящая духовная личность отдаст нуждающемуся в ущерб себе. И это не будет дешевый альтруизм, не будет безрассудство или показуха. Такая помощь – это осознанный поступок. У человека есть понимание того, что у него возможна нужда после этого. Но у человека есть и другое понимание: "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5). Он проникся таким пониманием и уже много раз получил свидетельства того, что Бог действительно не оставляет.

Бог не делает зла, потому что это неестественно для Него. Это не Его природа. Его природа – любовь, любовь к Своему творению: "…Бог есть любовь" (1 Иоан. 4:8). Бог есть совершенная личность. И качество совершенной личности – любовь. Если человек не делает добра ближнему, то это значит, что он далек от совершенства, что он духовный ребенок - младший садиковский возраст. Такие дети объективно эгоисты.

Мудрость, рассудительность. Все осознают, что быть хорошо понимающим. Хорошо уметь разбираться в текущих рабочих или житейских делах, в технических вопросах. Весьма привлекательно есть то, чтобы понимать причины и корни того, что происходит рядом. Очень нравится человеку, если его решения правильные и успешные. Уже только ради этого одного качества следовало бы идти к Богу. Но далеко не все знают, что это тоже дается Богом: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1:5), и отнимается Богом: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства" (Рим. 1:28).

Такт, деликатность. В отношениях с ближними люди чаще замечают не присутствие этих качеств, а их отсутствие: Чрезмерное подшучивание. Анекдоты на похоронах. Вмешательство в разговор. Неловкое молчание в кругу гостей. Или чрезмерно шумное веселье. Расспросы знакомых о делах или об увлечениях скорее подобны допросам. Об отсутствии такта вспоминают, когда знакомый через раз здоровается. С сожалением наблюдают, когда человек заходит в комнату и, прерывая разговор, начинает шумно рассказывать: “Снег на улице. Вот свитер интересный. А чьи это крутые кроссовки? А у меня порвались.” Как будто здесь до его прихода было гробовое молчание. Беседа и, соответственно, настроение присутствующим испорчены. Ценны эти качества или нет, узнает человек тогда, когда о нем заговорят: нетактичный, бесцеремонный, грубый и беспардонный, и он об этом узнает.

Но и этим качествам учит нас Господь Бог. Если они есть, то усиливает, а если нет, то добавляет.

Предыдущая часть Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

1527147 (+66)
20
1
14, 5
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру