Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
О воспитании (1) 02.02.2009
[ Воспитание детей ]

О воспитании (1)

У одного молодого проповедника было подготовлено десять правил о том, как воспитывать детей. После рождения первого ребенка он стал правила называть рекомендациями. После рождения второго он выбросил правила в мусорную корзину. Вряд ли возможны какие-либо конкретные правила пригодные для воспитания всех детей. Но, тем не менее, существуют принципы воспитания. Эти принципы можно увидеть в том, что Бог относится к человеку, как к Своему ребенку.

Господь дал нам жизнь и поддерживает её сейчас: «...Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”» (Деян. 17:28). Господь нас учит и вразумляет: "Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?" (Иов 35:11). Это и есть первый принцип. Таким должно быть и наше отношение к детям. Мы даем им жизнь и затем обеспечиваем их всем необходимым (насколько это нам под силу) и одновременно воспитываем их и вразумляем.

О том, как детей вразумлять, тоже находим в Библии: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16). Мы живем и имеем Христа в качестве примера богоугодной и правильной жизни. Это значит самим подавать своим детям пример, которому следует подражать. Это еще один принцип в воспитании.

Что же является самым существенным из того, что родители должны вложить в сознание своих детей? Самое важное здесь то, что есть таковым и для христианина, а именно: "... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!" (Мар. 12:30) и "Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя..." (Мар. 12:31).

Обучать праведности следует лично родителям, и начать надо как можно раньше: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Прит. 22:6). В личных беседах родителей с детьми должно быть рассказано о природе Бога, о Его любви и милосердии к человеку, о том, что такое повиновение и неповиновение Богу, о строгости и праведности Бога. Дети должны знать о небесах, о геенне, о грехе. Детям необходимо рассказать обо всех видах зла.

  • Неповиновение родителям. Из неповиновения родителям вырастает неповиновение Богу: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Ефес. 6:1-3).

  • Воровство. Начать надо с того, что научить ребенка не трогать чужие вещи: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Ефес. 4:28), - не трогать ни при каких обстоятельствах. Не трогать пищу, одежду, игрушки и т.п. Не трогать даже свои собственные вещи, если это ему запрещено.

  • Ябедничество. Наушничество надо начать пресекать в семье: "Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей" (Прит. 16:28). Из детского ябедничества вырастает наушничество и доносительство сначала в классе, а затем на работе, среди ближних. Ребенка надо учить быть смелым и решительным. Он должен говорить о сделанном зле тому, кто его сделал, а не начальнику или знакомым.

  • Угодничество, лицеприятие и заискивание. Дети должны знать, что не допустимо делить людей на «нужных» и «ненужных», полезных и бесполезных, значительных и незначительных: "Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками" (Иак. 2:9). По воле Божьей на земле существуют люди важные и неважные, и всех их Бог любит и ждет.

  • Жестокость. Эту черту характера в детях можно заметить очень рано. В их отношении к животным, к младшим, к противоположному полу. Вспыльчивого и раздражительного ребенка нужно направлять и воспитывать. Учить его быть выдержанным и милосердным. И, при необходимости, наказывать: "Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его" (Прит. 19:19). Ребенку полезно знать о боли и страдании из собственного опыта.

  • Обман и лукавство. “Безобидная” ложь, недомолвки, мелкая хитрость могут проявляться в детях в самом раннем возрасте. И уже тогда детей нужно отучать от подобного: "Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими" (Пс. 100:7). Из “безобидной” и “милой” детской хитрости вырастает взрослая подлость и коварство: "Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь" (Пс. 5:7).

  • Лень и иждивенчество. Ребенка с самого раннего возраста учат работать и просить у Бога помощи: "Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает" (Прит. 10:4). Учат не побираться, не выпрашивать, не ждать подарков и не рассчитывать на наследство или выигрыш в лотерею. Дети должны быть готовы к тому, что их, когда они вырастут, кормить не будут, но им предстоит работать.

  • Суета и бессмысленная трата времени. Детей приучают к разумной и полезной жизни в будущем: "Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему" (Иов 15:31) - к полезной жизни в обществе, в собственной семье. Детям ограничивают гуляние за пределами дома и приучают их к тому, что человек как личность деятельная формируется в уединенном настойчивом труде и самообразовании. Собственно, в начале самообразование и есть тот настойчивый труд.

  • Безответственность и необязательность. Детей учат быть исполнительными и ответственными. Требуют исполнения всех домашних заданий полностью и точно. Это делается ради самого ребенка. Ради того, чтобы он научился отвечать за свои слова и за свои поступки: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мат. 5:37).

Все перечисленные качества в большей или меньшей степени проявляются сначала в семье. В семье детский характер должен быть исправлен и откорректирован. Принцип научить “любить ближнего” должен ребенку прийти из его собственной семьи. Для этого дети должны научиться сосуществовать в семье. Христианская любовь “агапе” – это те отношения, которые хотели бы родители видеть между своими детьми. В семье учатся правильным отношениям в конкретной обстановке. А после, дети, становясь взрослыми, в своей христианской жизни должны вспоминать навыки правильных отношений с родными. Взрослый молодой человек или девушка должны помнить правила и нормы, которые сложились в их собственной семье. Молодой человек не должен мучительно вспоминать то, как он должен поступить в сложной ситуации, но просто вспоминает: “У нас в семье было принято так”. Дать модель правильных отношений с людьми еще в семье - это еще один принцип воспитания.

Детям рассказывают и внушают о неотвратимости наказания от Господа: "...Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Для этого нужен пример родителей. Собственной жизнью родители демонстрируют страх перед Богом, уважение к Богу, любовь друг к другу: "Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Иоан. 3:18).

Начинать воспитывать надо рано (хотя начинать никогда не поздно). Господь видит наши все дела и ни одного из них не оставляет без внимания: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мат. 12:36,37). Маленьких надо приучать к тому, что за ними наблюдают. Таким образом, ребенку входит в сознание то, что за ним постоянно наблюдает и Господь Бог. Этот принцип должен быть реализован и в воспитании детей.

Без сомнения, детей наказывать необходимо: "Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери" (Прит. 29:15). Но при наказании должны учитываться следующие обстоятельства: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Ефес. 6:4). Наказание не должно быть чрезмерным. Не следует поучать сверх меры. Не следует отравлять детям жизнь постоянными замечаниями. Но нужно быть по отношению к детям милосердным, потому, что Господь милосерден к нам взрослым: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Пс. 102:10). И еще: "...Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс. 102:13). Если наказывать сверх меры, то ребенок будет либо забитым, либо ожесточится, и будет обманывать родителей. Угнетать наказанием - значит растить преступника.

Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

1313025 (+545)
35
2
29, 4
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру