О воспитании (2)
В каких-то случаях родителям надо себя менять и воспитывать. Это тоже одна из причин, почему Бог дает нам детей. Пример: ребенок голосит, и мать в слезах. Ребенок хочет игрушку, а мать не в силах преодолеть каприз ребенка, не в силах совладать с ребенком. Ей не достает необходимой решительности: "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его" (Прит. 19:18). Если не наказывать ребенка, значит не учить его праведности. Это грех перед Богом. Для самих родителей тоже будет польза: "Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей" (Прит. 29:17). Иначе же ребенок в зрелом возрасте ни во что не будет ставить родителей.
Родителям надо стараться видеть и замечать все, что делают дети, но отвечать и реагировать не обязательно сразу. И, тем более, недопустимо реагировать в гневе и в раздражении: "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1:19). Дети должны воспитываться без отрицательных эмоций, очень взвешено, ремешком или лозиной. Воспитание производится подобно тому, как выполняется любая домашняя работа: приготовление обеда, уборка, ремонт и т.п. Детей надо принимать такими, какие они есть: “Именно этих детей дал мне Господь”. Неуместна ругань или грубость: “фашист”, “скотина”. Если строгость и есть, то необходимая и уместная только в определенный момент воспитания. Необходимо научиться чувствовать меру в воздействии на ребенка. А чтобы эта мера была в сознании родителей, им предстоит постоянно просить об этом Бога в молитвах. Это еще один принцип, который есть в Библии: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лук. 6:31). К ребенку надо относиться как к любому взрослому человеку. Нужно к детям относиться как к самому себе: быть требовательным и строгим, милосердным и снисходительным.
А по большому счету, надо просить Бога, чтобы берег от искушения бить детей: "...И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого..." (Мат. 6:13). Родителям надо просить Бога также о том, чтобы между ними и детьми формировались добрые, ровные и доверительные отношения: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21).
Часто люди стараются растить детей так, чтобы уберечь их от плохих компаний, от плохих друзей, от улицы. Но беречь от мира - это оранжерейное воспитание. Это не правильно. Это не выход, потому что родители не смогут этого сделать. Ни самим детям не получится уберечь себя от мира: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…” (Мат. 18:7). Не надо беречь их от соблазнов, а научить их преодолевать соблазны и испытания. Надо не запрещать мальчику кататься во дворе на велосипеде, но объяснить ему, куда можно ездить на велосипеде, а куда нет. И когда друзья собираются ехать по чужим садовым участкам рвать абрикосы, он должен уметь сказать и себе и им, что не поедет.
Не надо воспитывать у мальчиков и девочек панический страх перед смешанными пляжами и бассейнами, но надо воспитать устойчивый характер, "...чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой" (Прит. 6:24). Парни должны научиться не терять сознания при виде полуобнаженного (или обнаженного) женского тела. Девочки же должны научиться понимать: "Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение" (Прит. 26:28) - и реагировать на льстивые комплименты соответствующим образом, достойно. Девочка должна знать цену себе и не таять, как мороженое, от каждого лестного комплимента. Должна спокойно реагировать и на лесть, и на насмешки. Девочка не должна быть рабыней перед волей мужчины и должна уметь говорить “нет”. Не должна влюбляться без памяти. То же касается и мальчиков. Слишком много в мире людей готовых обманывать, выманивать, отнимать у других, использовать других в своих корыстных целях: "И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет" (2 Пет. 2:3). Если ребенок будет научен каждый свой день заканчивать молитвой, то ему нечего бояться злого и льстивого мира.
Дети должны знать о том, что в человеческой натуре есть плоть и дух. Плоть будет искать удовольствия и избегать труда. Дух будет постоянно понуждать человека делать доброе. Дух и плоть противятся друг другу: "...Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5:17). Между ними идет непрекращающаяся война. Надо объяснять детям о зависимости от плоти и то, как её побеждать. Надо научить ребенка искать сил и помощи у Бога в противостоянии злу. Надо при всех обстоятельствах называть зло злом. Дети должны знать, что такое грех и уметь бороться с ним. Искушения, испытания и грех постоянно будут встречаться: "И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4:6,7). Но ребенок должен уметь властвовать над собой. Боксер должен уметь держать удар, а не избегать ударов. Так и христианин должен уметь противостоять греху, а не только пытаться его избегать. Хотя стараться избегать надо. Ребенок должен знать, что иногда, чтобы справиться со своей плотью, со своей страстью, надо ночь пребывать в молитве.
Дети должны быть свободны от комплексов. Господь дал жизнь каждому человеку, дал душу и тело, и все люди для Него важны. Такие мысли как “Я слишком высокая, я низкий, я сутулый, я неудачник” Богу не угодны. Этими мыслями подросток ставит под сомнение Божий план в отношении человека. Это значит, что подросток, осознанно или нет, предполагает, что Бог в нем чего-то не предусмотрел или не додумал, или не доделал. В сознании ребенка должна быть установлена четкая оценка самому себе. Ценность эта происходит из того, что человека и, в том числе ребенка таким создал Бог, и он Ему нужен такой. Ребенок должен быть научен переносить неудачи. Реакцией должно быть не уныние, но трезвая мысль: “На то была воля Божья”. Точно также ребенок должен быть научен спокойно реагировать на успехи или удачу: “На то была воля Божья”.
Родителям надо учить детей соответствовать своему месту и положению, но не учить стремиться быть первыми, быть лидерами. Как говорит о себе апостол Павел: "И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:26,27). Трудиться надо изо всех своих сил: "Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Пет. 4:11), - но не ради первенства. Не надо учить детей об обязательном успехе любой ценой, об удовольствиях, которые соотносятся с успехом в жизни. Но надо учить о мире, о покое, о безопасности, о жизни без искушений и без испытаний, которые сопутствуют стремлению к успеху: "...И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам" (1 Фес. 4:11). Но если в семье гулянки, пикники, стремление к изобилию и постоянные разговоры об этом, то у детей будет такая же психология. Дети – продукт своей семьи.
Еще одно важное замечание. У детей должен быть интерес к делу. Интерес хоть к какому-нибудь полезному делу. Не столь важно то, чем занимается ребенок – марки, бабочки, фигурное катание или попытки программировать за компьютером. Должен быть именно интерес к делу, но не к играм, которые отнимают время, здоровье, а порой и деньги. В этом случае родителям, прежде всего, самим надо иметь интерес к делу, сами родители должны быть увлечены чем-то и заниматься этим. И в этом отношении должен быть пример для детей. В равной степени надо просить Бога, чтобы интерес был и у самих родителей, и у детей. И научить детей просить Бога об интересе. У детей должно быть понимание того, что и эту заботу следует доверить Богу, а Он силен ответить на молитву. Потом и дети, глядя на родителей, будут заниматься тем же делом или чем-либо другим. Нельзя девочку научить готовить, если мама сама готовит на скорую руку и кое-как. Дочери же она только изредка рассказывает, как это делается.
И самое главное, надо постоянно просить Бога о детях. Чтобы они были здоровы, послушны, угодны Богу и родителями. Чтобы дети совершенствовались. И Господь будет менять ребенка на удивление родителям.
Валерий Колесник