Взрослая духовная личность (3)
Творчество.
Бог – Творец, и для Его детей естественно
творить. Вдохновение, талант, воображение,
фантазия, находчивость, предприимчивость
– это все от Бога: "И
призвал Моисей Веселеила и Аголиава и
всех мудрых сердцем, которым Господь
дал мудрость, и всех, коих влекло сердце
приступить к работе и работать"
(Исх. 36:2),
и ещё: "И
сказал Господь Моисею, говоря: смотри,
Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева,
сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил
его Духом Божиим, мудростью, разумением,
ведением и всяким искусством, работать
из золота, серебра и меди, резать камни
для вставливания и резать дерево для
всякого дела"
(Исх. 31:1-5).
Ценны
эти качества или нет, я полагаю, что это
даже не надо обсуждать. И снова, вряд ли
где в миру учат тому, чтобы обращаться
к Богу за вдохновением и озарением:
"Но
никто не говорит: где Бог, Творец мой,
Который дает песни в ночи, Который
научает нас более, нежели скотов земных,
и вразумляет нас более, нежели птиц
небесных?"
(Иов 35:10,11).
Невозможно представить, чтобы в
художественном институте и на
композиторском отделении был урок
“Молитва
к господу Богу о ниспослании вдохновения”.
Великодушный
терпеливый характер.
Человек отравлял жизнь всем вокруг
пустяками и придирками. А потом и его
жизнь стала адом. Возможно, в какой-то
момент он и пожелает, чтобы рядом были
люди более милосердные. Но вряд ли. Но
христиане понимают как важно, чтобы
рядом были люди с великой и доброй душой.
Понимают и учатся этому. И Бог помогает
в этом.
Трудолюбие,
усердие.
Ценны ли эти качества? Безусловно, это
определяется в конце жизни. Возможны
два стиля поведения.
1.
Металась всю жизнь с одной работы на
другую. Ничего не доводила до конца. Со
всеми друзьями и родственниками и на
работе испортила отношения. Ни с кем
подолгу не дружила. Заработанное быстро
тратила.
2.
Трудилась упорно и честно, где бы ни
приходилось. Была бережливой. Была
дружелюбной. Все дела доводила до конца.
Нетрудно
догадаться, какой модели существования
будет дана положительная оценка от
людей. Естественно, что для любого
человека вторая модель более
предпочтительна. Как часто, прожив по
первому варианту, люди пытаются доказать,
что именно второй вариант был их
естественным образом жизни. Но в семейной
жизни уровень (низкий уровень) усердия
и трудолюбия получает адекватную (более
чем адекватную) оценку ещё задолго до
того как “труженик” дотянет до преклонных
лет.
Сосредоточенность
на Боге.
Иногда люди рассказывают о том, что
бабушка или кто-то из родственников
всегда молились Богу. В таких рассказах
такая молитвенная жизнь всегда получает
положительную оценку. Но куда более
ценно постоянно жить по воле Божьей.
Исполнение христианином заповедей –
"Иисус
сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею
и всем разумением твоим"
(Мат. 22:37),
и "...Вторая
же подобная ей: возлюби ближнего твоего,
как самого себя"
(Мат. 22:39) –
не требует напряжения. Это его образ
жизни, это его естественное поведение.
Совершенная духовная личность – тот,
кто духовно взрослый, по-другому не
может жить.
Ещё
о многом таком, что может быть приобретено
человеком, следовало бы сказать:
неприхотливость, готовность и умение
жить скудно, бережливость, рачительность,
самодостаточность, забота о ближних,
внимательность, умение видеть нужду
ближнего, отзывчивость, участие,
готовность служения ближнему, кротость,
мир с ближними. Есть ещё много качеств,
которыми мы подобны Богу, много качеств,
которые могут быть развиты человеком.
Все это вместе и представляет взрослую
духовную личность.
Следует
ещё добавить. Уже то, что перечислено
выше как атрибуты взрослой духовной
жизни, влечет много другое, хорошо
видимое со стороны. Что это? Это...
Чистота,
святость, верность.
Господь призывает нас быть чистыми:
"Всё
делайте без ропота и сомнения, чтобы
вам быть неукоризненными и чистыми,
чадами Божиими непорочными среди
строптивого и развращенного рода, в
котором вы сияете, как светила в мире"
(Фил. 2:14,15).
Но такие качества – это следствие образа
жизни управляемого духом, а не плотью.
Так ведет себя терпеливая и сильная
личность
Ценно
это или нет? Учат этому или нет? Кружки
иностранного, спортивные, рисования,
рукоделия, музыки и т.п. Репетиторы. Все
это есть. А вот святости никто не учит.
Ценность
святости узнается, когда любимый впервые
приползает в невменяемом состоянии. На
пиджаке длинные волосы, на ушах губная
помада, и от него благоухает 5th
Avenue.
Но тогда же заодно надо будет задуматься
и о собственной святости и кротости, а
не только о неверности мужа. Абсолютная
святость – это абсолютный покой.
Еще
одно важное замечание. Большая духовная
сила – это естественное состояние
духовно взрослой личности. Такая личность
не делает греха, потому что это для неё
неестественно, как неестественно
взрослому здравомыслящему человеку
сунуть руку в огонь, крокодилу в пасть.
Борьба же со страстями, борьба с
переходящим успехом – это характерно
для духовного подростка. Чистота и
святость – естественное состояние
духовно взрослой личности.
Спокойствие,
мирный характер, благодушие.
Вероятно, человеку надо раз пятьдесят
или раз сто пройти через жесточайший
конфликт, чтобы осознать, как важно в
конфликте оставаться спокойным и
благодушным. Тогда только придет
понимание того, что спокойный невозмутимый
характер – это большое достижение.
Пример такого жизненного стиля дает
апостол Павел: "Посему
я благодушествую в немощах, в обидах, в
нуждах, в гонениях, в притеснениях за
Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен"
(2 Кор. 12:10).
И
этому Господь учит нас. Осознать, что
это невероятная ценность, трудно и
потому, что есть люди, для которых прямо
азарт в том, чтобы поругаться, поскандалить.
Но приходит время, когда скандалиста
даже малейший шум раздражает. Случается
гипертония, вырастают “безбашенные”
внуки, которые вместо приветствия желают
быстрой кончины. Тогда приходит понимание
того, какая ценность благодушие и мир
и в душе и вокруг.
Радость.
Ценно ли иметь радость в душе? Вначале
это только эпизодическое состояние в
душе, но позже – это состояние души, это
характер. Трудно найти радость большую,
чем от совершения больших дел, от
достижения желаемого. В какой-то момент
эпизодическая радость, которая рождается
в общении с Богом, в делах Божьих для
человека превращается в непрерывный
поток радости. Радость взрослой духовной
личности – это одновременно и ежедневная
радость малого ребенка в благополучной
семье, и радость успешного и эффективного
предпринимателя.
Смелость,
мужество.
Быть спокойным и не терять самообладания
в любых в кризисных ситуациях. Ценно ли
это? При некоторых обстоятельствах
очень хорошо видимо то, какой мужественный
и решительный человек. Особенно хорошо
понимают те молодые люди, кто занимается
единоборствами или игровыми видами
спорта. Но Бог учит нас большему. На
работе в цеху или в офисе кулаками не
помашешь. А там требуется несравненно
больше смелости и самообладания. Толстой
говорил, что гражданское мужество выше
военного. В семье порой не хватает
мужества одному супругу признать свою
вину или ошибку перед другим.
Следует
еще раз перечитать разговор Иисуса с
Пилатом. Пилат дает понять Иисусу то,
что он имеет неограниченную власть над
Иисусом: "И
опять вошел в преторию и сказал Иисусу:
откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь?
не знаешь ли, что я имею власть распять
Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус
отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой
власти, если бы не было дано тебе свыше;
посему более греха на том, кто предал
Меня тебе"
(Иоан. 19:9-11).
Иисус же рассуждает вслух о том, кто
понесет большее наказание Пилат или
первосвященники. Это ли не мужество?
И
этому Бог учит своих детей. Учит нас
Своим примером:
"Ибо
вы к тому призваны, потому что и Христос
пострадал за нас, оставив нам пример,
дабы мы шли по следам Его. Он не сделал
никакого греха, и не было лести в устах
Его. Будучи злословим, Он не злословил
взаимно; страдая, не угрожал, но предавал
то Судии Праведному"
(1 Пет. 2:21-23).
Валерий Колесник