Смех и грех (1)
Одно из удивительных свойств, присущих людям, - это способность смеяться. Смех часто слышен в нашей жизни по разным причинам. В зависимости от того, с чем связан смех или чем он вызван, мы можем дать оценку тому, что происходит. В большинстве случаев смех сопровождает наши положительные эмоции, и люди смеются просто, потому что смешно, не особенно задумываясь над чистотой юмора. Что может происходить? Грязная шутка может вызывать то, что обычно называют положительными эмоциями. Во множестве ситуаций смех – это прекрасное явление в нашей жизни. По этому поводу имеется множество изречений, таких как, например: «Кто не смеялся, тот не жил»; «лучше смеяться, чем плакать»; «смех лечит»; «ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех». Одна добрая женщина как-то пожелала мне, чтобы в моей квартире звучал детский смех. Действительно, добрый смех, разве он не связан с чувством радости? И это то, чего я желаю всем, чтобы смех наш был добр, чтобы смех наш был связан с добром и сеял добро.
Что нам нравится и что нам не нравится
Нам нравится смеяться, когда это действительно смешно, нам нравится смеяться над кем-то или над чем-то, и часто этот смех у нас кто-нибудь вызывает намеренно. Кто-то из наших друзей шутит, стараясь рассмешить нас, мы смеемся, нравится нам, удовлетворены также и жаждущие нашего смеха. Подумайте о клоунах, которые постоянно направляют всю свою фантазию и изобретательность на то, чтобы когда нужно, быть способными насмешить. Представьте, сколько времени тратят люди, когда они пишут разные юмористические произведения, направленные на то, чтобы слушающий их зал взрывался хохотом. Люди порой остроумно шутят экспромтом, а иногда тщательно обдумывают свои слова с целью в определенный момент заставить вас рассмеяться или придумывают, что можно сделать такое, чтобы это было смешно. И мы смеемся, нравится нам и нравится тем, кто постарался этот смех вызвать. Но бывает другая ситуация: мы смеялись над чьими-то словами, делами или внешним видом человека, и ему это не нравилось, его это обижало и даже злило. Бывает, над нами смеются, и нам это очень не нравится, нас это огорчает. Ведь бывало же, правда?
Да, вот есть еще те, кто в подобных случаях иногда скажут и всем своим видом покажут, что им совершенно все равно то, что над ними смеются. Будьте осторожны с этими «честными» людьми, очень скоро при всем своем внешнем безразличии к вашему юмору они могут отомстить, это не обязательно, но возможно.
Поскольку смех может быть связан не только с добром, но может ранить и причинять огорчение, следует быть осторожными там, где мы смеемся или вызываем смех.
-
Некоторые определения. «Смех – короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства» (Словарь Ожегова). «Смех, хохот, невольное гласное проявление в человеке, чувство веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа, но есть и смех осмеяния, смех презрения, злобы и пр.» (Словарь Даля).
В Библии много ситуаций, в которых описан смех. Давайте посмотрим, что смех может выражать в библейских отрывках.
1) Смех может выражать радость. «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!». Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (Пс. 125:1-3). В этот прекрасный момент их истории имелись настоящие причины для великой радости. Здесь, где у нас в синодальном переводе стоит слово «веселия», еврейское слово также имеет значение «смех», а общий смысл у всего этого, конечно же, радость. Также в евангелии от Луки 6:21 написано: «…Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь», и здесь смех выражает радость.
2) Бывает смех, выражающий презрение. Презрение – это глубоко пренебрежительное отношение к кому-то или чему-нибудь, подчеркнутое безразличие к чему-нибудь или кому-нибудь. Пренебрегать – значит считать ничтожным, недостойным внимания, ниже всякого уважения. Так вот презрение может быть выражено как действиями и словами, так и смехом. «Услышав это, Санаваллат, Хоронит, и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете?» (Неем. 2:19). В тексте не говорится: смеялись с презрением, но мы видим, их смех сопровождался словами глубокого презрения к евреям и тому, что евреи делали. И мы можем понять, что содержал в себе их смех, а именно, то же, что и их слова – презрение.
-
3) Смех может выражать насмешку. Например, в книге Деяний 2:13 мы видим людей, насмехающимися над апостолами, когда те в день Пятидесятницы заговорили иными языками. А после проповеди Павла «одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32), а в евангелии от Матфея 9:24 мы читаем об эпизоде, в котором люди смеялись над Иисусом, когда Он сказал: «Не умерла девица, но спит». И смеялись над Ним. Конечно, в каждом из этих случаев одной из причин для смеха было непонимание людей, вызванное их неосведомленностью, но урок для нас в том, что смех как насмешка не может быть назван святым способом выражения чувств.
4) Представляете, такое удивительное свойство как смех, которое Бог дал людям, мог бы в нашей жизни выражать только радость, счастье, удовлетворение, восторг и сопровождать добро, так нет же, люди иногда используют смех, чтобы издеваться, глумиться, досаждать или оскорблять своим смехом. Такой смех от творений Божьих испытал на Себе наш Спаситель. Теперь мы рассматриваем смех, выражающий издевательство. «И сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мат. 27:29-31). Задумайтесь, при каких обстоятельствах смеялись эти люди, предлагая радоваться Иисусу Христу. Потом, когда уже наш Господь висел на кресте, опять был смех, выражающий издевательство. «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лук. 23:35).
-
5) Смех также может выражать злорадство. Мне приходилось слышать такой смех. Однако в синодальном переводе я не нашел отрывка, где были бы рядом такие слова, как смех и злорадство. Следует признать все же, что в случаях, описанных выше, этот смех мог иметь место.
-
Иногда смех имеет очень конкретную причину или цель: и смеющиеся и находящиеся рядом однозначно и хорошо понимают по какому поводу звучит смех. Иногда это может быть многозначительно; можно видеть ситуацию, когда смеются двое или больше, и причин у этого больше, чем одна; и сам смех при этом может выражать разное. Н. Гоголь писал: «Нужно со смехом быть очень осторожным, - тем более, что он заразителен, и стоит только тому, кто поостроумней, посмеяться над одной стороной дела, как уже вслед за ним тот, кто потупее и поглупее, будет смеяться над всеми сторонами дела».
Итак, поскольку смех может иметь разный смысл, следует быть очень осторожными, чтобы наш смех не был понят неправильно. Можно предположить такую ситуацию, когда человек смеется от души и его смех не подразумевает ничего плохого, но кого-нибудь находящегося рядом это приводит в шок. Может быть и другое, когда человек своим смехом преследует цель обидеть, унизить, заставить чувствовать неприятное, но поскольку смех – это не конкретные слова, не всегда будет легким указать на то, что такое поведение не достойное. Вам в таком случае могут легко возразить, что вы что-то не так поняли. Расскажите тем, кто любит смеяться недобрым смехом, тем, кому нравится побуждать других смеяться над кем-то или чем-то недобрым смехом, что, даже если обиженный этим смехом сохраняет молчание, то Бог может ОЦЕНИТЬ не только тот смех, который звучит с тем, чтобы его слышали, но даже тот, который раздается лишь в сердце. «И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра стары и в летах преклонных; и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарелась, иметь сие утешение? И господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарелась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась» (Быт. 18:10-15).
Мы не можем в каждом случае знать, что на сердце у человека, но иногда там бывает такое, что не прикроется ни «простодушным» смехом, ни красивыми словами. Ложная дружба, лицемерное братство, внешний блеск не спрячут плодов человека со злым сердцем. Если у человека недоброе сердце, он покажет это не только своим смехом.
Пусть наш смех выражает всегда счастье, восторг, радость в Господе.
Анатолий Шкрябин