Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Смех и грех (2) 07.02.2009
[ Разное ]

Смех и грех (2)

Предыдущая часть Продолжение

В смехе и оценке смеха следует быть осторожными

Эти простые звуки «ха-ха-ха», когда смех раздается рядом с нами, могут порождаться разными причинами и иметь разное значение, а, следовательно, есть вероятность, что и восприниматься они будут по-разному. То есть имеется возможность, когда смех будет понят неправильно. Это обязывает нас быть осторожными в смехе, это обязывает нас быть осторожными в оценке смеха. Многозначность того, что смех в себя включает, и что может выражать и как оценивается, видна в истории, описанной в книге Бытие 21:5-7. «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: «Сарра будет кормить детей грудью»? ибо в старости его я родила сына». Еще раз прочтите эти слова: КТО НИ УСЛЫШИТ ОБО МНЕ, РАССМЕЕТСЯ. Давайте над ними поразмышляем. Вот что получается, одну и ту же историю могут использовать как повод для смеха люди хорошие и плохие. Если смеяться будут люди доброжелательные, люди, имеющие дружелюбные отношения с этой семьей, люди, исполненные любви и добрых чувств, - что выражал бы в таком случае их смех? Счастье. Он означал бы, что они счастливы и разделяют счастье семьи Авраама, которое принес в их жизнь Господь.

Но что означал бы в этой же истории смех людей, исполненных лукавства, ненависти, злобы? Насмешку. Какие-то остроумные люди, используя эту историю, могли бы придумать серию обидных анекдотов об Аврааме и Сарре и побуждать своим юмором других людей смеяться над происшедшим. И это было бы уже издевательством. Как Бог смотрел бы на это? Нам нетрудно понять, когда мы эту историю прочитываем дальше. Был смех, а точнее насмешка, в результате были ущемленные чувства, и обиженная сторона принимает довольно жесткое решение. И мы даже видим, что Сам Бог поддерживает это решение. «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:8-12). Эта история заканчивается не самым худшим образом для Агари и ее сына, но кое-чего его насмешки им стоили. «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала» (Быт. 21:14-16). Вы видите, смех сменился плачем. Это печально, но справедливо в глазах Божьих, ибо в этой истории мы видим, Господь поддерживал решение Сарры, но, между прочим, в конце концов, милостью Своей Он не обделил и рабыню с ее сыном.

Сарра оценила смех сына рабыни как насмешку, которая ущемила ее чувства, и этот случай она использовала, чтобы навести в семье порядок. Но в жизни возможно и другое, когда рядом с нами смеются, и этот смех не подразумевает ничего плохого, однако из-за непонимания приносит огорчение душе. Следует быть осторожными, чтобы наш смех не служил камнем преткновения или на соблазн.

Грех ли смеяться?

Если бы кто-то стал утверждать, что смеяться грех, потому что нигде в Библии мы не видим, чтобы смеялись Иисус или апостолы, такое заявление было бы опрометчивым. Во-первых, в тексте Библии нигде нет слов о том, что Иисус никогда не смеялся. То, что не написано о смехе Иисуса, вовсе не означает, что смеха не было. Если Иисус испытывал боль, голод, жажду, потребность во сне и т.д., это означает, что Он мог и чихать, икать, зевать и т.д., но в Библии нет отрывка, который бы описывал случай, где Иисус зевал. То, что в Библии не записано о смехе Иисуса, не значит, что Иисус нигде никогда не смеялся. С другой стороны, понимая правильно учение Библии, мы точно можем сказать, в каких случаях, над чем или по какому поводу Иисус не стал бы смеяться, но об этом дальше.

Так дает ли Библия разрешение на смех? В книге Екклесиаста 3:4 написано: «время плакать и время смеяться». Таким образом, мы видим, есть позволение делать это. Здесь же в нашем отрывке (Еккл. 3:1-8) говорится: время убивать, время разрушать, время ненавидеть, время войне. Может быть, кто-нибудь из-за этого подумает: раз здесь перечисляются такие ужасные вещи, и слово «смех» стоит рядом с ними, возможно, ни то, ни другое не угодно Богу. Дело в том, что сам текст каждый раз подчеркивает, что всё зависит от времени и обстоятельств. Войну, убийство, разрушение и ненависть в каких-то случаях Бог Сам санкционировал, и не просто позволял, а предписывал это совершить. И в таких случаях грехом это не являлось. Но вот среди выше перечисленного вы не найдете слов: время красть, время лгать, время блудить, время пьянствовать, время поклоняться идолам, и это означает, что для подобных действий никакое время не является подходящим, то есть в этом установлено ограничение для человека на все случаи жизни. Что же касается смеха, следует учитывать, что для смеха какое-то время или какой-то случай может быть не подходящим.

Хотя изречения безбожных людей не являются основанием для поступков христиан, они иногда содержат в себе библейскую идею, выраженную на языке народа. Например: «смех без причины – признак дурачины» или «болезненное желание во всех случаях выглядеть остроумным приводит человека к низости».

Парадокс или то, что выглядит как противоречие

Как-то в очень сильно набитом людьми троллейбусе я ехал с одним проповедником, давка была действительно невыносимая, конечно, никто не умер, но ощущения были очень неприятные. И этот проповедник сказал простые слова, которые при таких обстоятельствах мне особенно понравились. Он сказал: «Лучше смеяться, чем плакать». Но в книге Иакова мы видим как бы противопоставление изречению «лучше смеяться, чем плакать». Там записано: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль» (Иак. 4:9). Вы видите, какое повеление дается людям? Нетрудно понять, что опять же все это связано со временем и обстоятельствами. Если каждая из фраз правильно, уместно соотносится с тем случаем, в котором она произносится, этим и все будет объяснено. Например: в трудностях жизни человек стимулирует себя негрешными действиями к оптимизму, к хорошему настроению, доброму расположению своего духа, чтобы уйти от мирской печали к счастливому состоянию сердца, когда есть стремление уйти от огорчений мира к радости во Христе, то это как раз то, чего желает нам Сам Господь «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь» (Фил. 4:4).

Если рядом с нами ходит чем-то постоянно расстроенный в чувствах человек, не спешите вешать на него ярлык пессимиста, не спешите критиковать его за его скорбный вид. У Лота, Иеремии, Иова и даже Христа в какие-то дни жизни мог быть печальный вид. Следует учитывать, что, во-первых, мы неодинаково чувствительны к одним и тем же вещам, и то, чего один может не замечать, другого ранит, а во-вторых, не лучше ли себя спросить: чем бы или какими способами можно было бы помочь огорченному. В каких-то случаях надо уметь превращать печаль в смех, но совсем было бы неуместным ходить следом за расстроенным в чувствах человеком и смеяться.

Что же означают слова Иакова: «смех ваш да обратится в плач»? Они не означают, что Бог против того, чтобы люди вообще смеялись, они не учат тому, что Бог хочет видеть человека только плачущим. Они подразумевают, что когда люди живут во грехе, но их жизнь при этом наполнена весельем, радостью и смехом, то в таком случае из-за их духовного положения было бы лучше, чтобы они плакали. Господь желает, чтобы люди плакали, сокрушались, печалились и у них отсутствовали радость и смех в связи с тем, что их жизнь наполнена грехом. Когда-то Иегова даже Сам прекратил у людей радость и веселье, заменив их на скорбь и ужас именно потому, что те люди грешили и не внимали словам пророков об обращении от злых дел: «…и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом» (Иер. 25:9-11). Описано время, в которое им было не до смеха.

В книге Екклесиаста 7:2 написано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира». Вы думаете, атеисту просто найти правильное объяснение этому выражению и принять его как разумное, когда фактически предлагается выбирать вместо смеха траур или заменить веселье скорбью. Такими словами Господь хочет сказать, что для людей лучше видеть, что все проходит и размышлять об этом, чем ослеплять себя забавами блистательных пиров, на которых человек может забывать о вечном. Лучше размышлять над тем, что жизнь скоротечна, и думать о том, что будет дальше после смерти, нежели развлекаться удовольствиями, препятствующими подготовить себя к встрече с Небесным Отцом. Но поймите правильно, Бог не против того, чтобы люди получали удовольствия. Просто наши удовольствия, которых мы желаем, должны находиться в рамках Божьего закона, и они не должны препятствовать нам наследовать жизнь в небесах.

Предыдущая часть Продолжение

Анатолий Шкрябин


  << Вернуться

1549901 (+71)
20
0
13, 7
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру