Отношение христианина к Церкви на примере жизни апостола Павла (5)
Пожелания, поступки, ожидания
Вспомним то, что мы уже рассмотрели
ранее. Изучая тему отношения христианина
к церкви на примере взаимоотношения
апостола Павла и филиппийской общины,
в общем мы отметили следующие важные
составляющие религиозной позиции этого
героя веры: 1) его желания по отношению
к этим христианам; 2) слова, поступки и
чувства по отношению к филиппийцам; 3)
его ожидания или надежды, касающиеся
их успеха в духовной жизни (т.е. какими
он хотел видеть их достижения в вере и
окончательный результат их служения).
Итак, он желал им благодати
и мира от Бога (Фил. 1:2), что включало в
себя многие совершенно конкретные вещи
со стороны Небесного Отца, вещи или
понятия, которые найдут отклик в сердцах
членов церкви, такие, как например,
пожелания, чтобы Бог восполнил всякую
их нужду (Фил. 4:19). И без сомнения он желал
им всего того, чего Сам Господь желает
человеку: милости, любви, благословений
Божьих, спасения. Имея такие прекрасные
пожелания для детей Божьих, он не
ограничивался одними только умозаключениями.
Говоря о делах, отметим: его жизнь
вообще была наполнена трудом для Бога,
а служение сопровождалось таким
самопожертвованием, о котором на Руси
сказали бы: он за дела готов на эшафот
и в каторгу. Даже когда Павел писал им
письмо, названное в Новом Завете как
послание к Филиппийцам, он находился в
заключении за дело Божье, являя для них
сильный пример веры и делом и словом.
Он, обращаясь к ним, говорит: «но
если я и соделываюсь жертвою за жертву
и служение веры вашей, то радуюсь и
сорадуюсь всем вам»
(Фил. 2:17).
Сейчас мы рассматриваем,
что он делал для них.
И раньше мы уже изучили, как он служил
им молитвой, а теперь пример из книги
Деяния, где записана история об обращении
филиппийского стражника. Когда я думаю
о человеке, который хотел себя убить
потому, как при сложившихся обстоятельствах
решил, что узники разбежались, а потом
оказалось, что его заключенные – это
какие-то особые люди, открывшие ему
глаза на мир, вот что приходит на ум.
Если после случившегося этот человек
был верным христианином всю свою
оставшуюся жизнь, то эпизод, записанный
в Деяниях 16:23-36, должен был сохраняться
в его сердце, как самое важное событие
из каких-либо событий с ним происходивших.
И в центре этой истории был апостол
Павел, ставший незабываемым примером
для филиппийской церкви.
Людям свойственно время
от времени вспоминать или обсуждать с
кем-либо то, что в прошлом произвело
неизгладимые впечатления. Можно
представить, как этот человек, стороживший
некогда Павла как преступника, потом
иногда рассказывал христианам или
гостям, оказавшимся в его доме или при
других обстоятельствах, ту историю,
которая полностью изменила всю его
жизнь. И пересказанное должно было бы
затрагивать разум и совесть слушающих.
Произошедшее с ним при воспоминании,
наверняка, служило для него самого
сильным воодушевлением и духовной
поддержкой в течение какого-то времени.
И ключевая фигура этого – Павел, Господний
слуга.
Можно спросить себя:
мы, как слуги Господни, делаем ли то, что
вспоминается, обсуждается или оценивается
христианами, как великие поступки в
вере, дающие рост и силу. Наши действия,
они воодушевляют, поддерживают, укрепляют?
Что именно, что конкретно делаем мы
такое, о чем долгое время потом христиане
будут помнить и признавать как помощь,
необходимую для духовной жизни? По
большому счету это вопрос о том: наше
влияние созидает церковь или делает ее
слабой?
Павел посвящал свою жизнь успеху
филиппийцев (Фил. 1:25). И как верный
христианин он старался и их научить
тому, чтобы и они могли делать поступки,
ведущие ближних к успеху в духовной
жизни. А в пример для них он приводит
Епафродита, говоря о нем так: «ибо
он за дело Христово был близок к смерти,
подвергая опасности жизнь, дабы восполнить
недостаток ваших услуг мне»
(Фил. 2:30). Сейчас
Павел выбирает такой способ, чтобы
научить их примером из жизни верного
брата. И наверняка, во все времена есть
причины говорить о таких примерах и
использовать такой способ. И вот одна
из таких причин: в то время, когда
некоторые что-то делают для Бога,
подвергая при этом свою жизнь опасности,
лишениям, с риском для благополучия,
другие не служат Богу и церкви там, где
могли бы это сделать, ничем не рискуя,
ни в чем себя особо не стесняя и не
ограничивая. Павел же своим отношением
к филиппийским христианам стремился
воспитать каждое дитя Божье в духе
преданного посвящения Господу, где
жизнь наполнена делами служения
Всевышнему. Конечно же, он не учил их
любви к самоистязанию, но ждал от них
плодов, которые будут у них умножаться
для их же пользы (Фил. 4:17).
Снова, если мы оцениваем, что
Павел для них делал, а именно дела
указывают на то, каким является отношение
христианина к церкви, в общем отметим:
1) он учил истине, христианскому мышлению
и поведению такими словами: «наконец,
братия мои, что только истинно, что
честно, что справедливо, что чисто, что
любезно, что достославно, что только
добродетель и похвала, о том помышляйте,
чему вы научились, что приняли, что
слышали и видели во мне, то исполняйте»
(Фил. 4:9); 2) также он служил
им всей своей жизнью, претерпевая
лишения, преследования, страдания. Но
не останавливался! Подобного посвящения
он ожидал и от них, сказав: «потому
что вам дано ради Христа не только
веровать в Него, но и страдать за Него
таким же подвигом, который вы видели во
мне и ныне слышите о мне»
(Фил. 1:29,30). Учитывайте, эти
слова он говорит из тюрьмы.
Надежды и ожидания Павла,
касающиеся верующих в Филиппах,
свидетельствуют о его любви и заботе о
них. То, чего он от них
ожидал, смещается в самую
важную сферу, так как речь идет о
взаимоотношениях человека с Богом и
перспективе таких отношений – вечной
жизни. Осуществление его ожиданий
требовало от христиан усилий, порой
огромных усилий. Но то, чего он ожидал
от святых, не было чем-то невыполнимым.
То, чего филиппийцы должны были достигнуть
в духовной области, было вполне реальным
в осуществлении и посильным для каждого
христианина, ибо Господь не требует от
людей невозможного. Павел рассчитывал
на то, что посеянное им принесет плоды,
и у него были все основания надеяться
на это. И вот чего он от них ожидал:
«…чтобы любовь
ваша все более и более возрастала в
познании и всяком чувстве, чтобы познавая
лучшее вы были чисты и непреткновенны
в день Христов, исполнены плодов
праведности Иисусом Христом в славу и
похвалу Божью»
(Фил. 1:9-11).
Он ожидал, что они будут
стоять в одном духе, подвизаясь единодушно
за веру евангельскую (Фил. 1:27), что они
будут со страхом и трепетом совершать
свое спасение (Фил. 2:12). Он надеется, что
они будут неукоризненными и чистыми
чадами Божьими, непорочными среди
строптивого и развращенного рода (Фил.
2:15). Но вот после слов, когда апостол
сказал об этих святых, что они сияют как
светила в мире, следует очень важное
утверждение, где отмечается роль или
заслуги каждой стороны. Он ожидает: 1)
что они будут содержать слово жизни к
его похвале в день Христов; 2) что он не
тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Немало
христиан сегодня могут сказать себе в
своем сердце: у нас есть причины ожидать
то или иное от церкви или отдельного
христианина, так как мы или другие
совершили великий вклад в этого человека.
Но вопрос в том, каждый ли ожидает этих
плодов, и каждый ли внес необходимый
вклад, соответствующий его талантам?
Отношение Павла к филиппийской церкви
проявилось во всем этом ярко и с лучшей
стороны. Пусть это будет поучительным
примером не только для них.
Анатолий Шкрябин