Отношение христианина к Церкви на примере жизни апостола Павла (6)
«…Стойте так в Господе возлюбленные»(Фил. 4:1)
Отношение христианина к церкви на
примере апостола Павла ярко отражено
в том, что он, подобно Иисусу, стал для
филиппийской общины образцом для
подражания. Поистине Павел показал
собою верующим в Филиппах, каким нужно
быть дитю Божьему, чтобы его святость
обладала драгоценными достоинствами
в глазах Небесного Отца. Поэтому с чистым
сердцем и с самой высокой целью к их
духовной силе и спасению он мог заявить
о себе: «подражайте, братия, мне и
смотрите на тех, которые поступают по
образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17),
и далее: «чему вы научились, что приняли
и слышали и видели во мне, то исполняйте,
и Бог мира будет с вами» (Фил. 4:9).
Но кто из нас может о себе
сказать подобное? Этот вопрос важен,
потому как если Павел ожидает, что
филиппийцы уподобятся Христу или ему
как примеру в вере евангельской, это
означает, что такие верующие потом
смогут и другим людям сказать о себе:
смотрите на нас и учитесь у нас – мы для
вас образец. Конечно, это однозначно,
что Иисус – идеальный пример тому,
какими нам должно быть, ибо Он безгрешный
и во всем исполнил волю Всевышнего.
Однако, если Павел говорит о себе как о
том, на кого следует равняться в духовной
жизни, это значит, что каждый христианин,
уподобившись Павлу, должен быть таким,
чтобы и о нем можно было говорить как о
примере, и чтобы сам он мог сказать о
себе: поступайте как я, подражающий(ая)
Христу.
Записав «Итак, братья мои возлюбленные
и вожделенные, радость и венец мой,
стойте так в Господе возлюбленные»
(Фил. 4:1), Павел такими словами показал,
как они ему дороги и чего он от них ждет.
Слово «возлюбленные» в этом предложении
употреблено дважды и передает не только
его чувства, а указывает на то, что они
для него драгоценны. Далее, он называет
их вожделенными, и соответствующее
этому современное слово – желанные.
Если вы не были в этом обделены или не
обделили себя сами, то постарайтесь
вспомнить того любимого дорогого вашему
сердцу человека, присутствия которого
вы ждали и добивались, к встрече с которым
вы стремились всеми силами, всей душой,
присутствие которого приносило радость,
покой, удовлетворение, восполняло вам
то, в чем вы так нуждались или компенсировало
жизненные потери; и если вы еще помните
о таком человеке, который был или остается
для вас таким дорогим, то попытайтесь
представить, что у Павла подобный взгляд
на филиппийских христиан.
Такое место они занимали в его
сердце. Он называет их здесь своей
радостью и своим венцом. И что может
быть лучше того, когда взаимоотношение
людей делают их счастливыми, я имею в
виду хорошие взаимоотношения, одобренные
Богом.
А какой же смысл в данном случае
у слова «венец»? Вообще, чаще всего
венцом называли либо царскую корону, и
тогда можно думать о величии и славе,
либо венки из листьев, которые одевались
на праздничных церемониях или за
праздничными столами. И тогда на ум
приходят такие слова, как торжество,
общение, праздник, единство, согласие.
Назвав их своим венцом, в этом случае
Павел заявляет им о них: вы как результат
являетесь самым лучшим итогом моей
жизни на этом отрезке времени в служении
Божьему царству. Поддерживая и поощряя
их таким способом, он говорит, чем и кем
они есть в глазах Божьих, благодаря его
работе, ревности и жертвенности, благодаря
его заботе о них и его любви к ним.
И особого рассмотрения заслуживает в
этом тексте фраза: «… стойте так в
Господе». К чему или к кому она
относится? Может быть, греческая
грамматика позволила бы определить это
однозначно, но вот какие возможности
напрашиваются из обзора контекста 3 и
4 глав синодального перевода. 1) стойте
так в Господе – это слова, которые
конкретно могут подразумевать постоянство,
неизменность, непоколебимость; 2) записав
«стойте так в Господе», он также мог
иметь в виду то, чтобы они были такими
как и он; 3) другое значение этих слов
может быть таким: продолжайте оставаться
в том положении, которого достигли или
будьте и дальше такими, какими уже стали,
подразумевая целый перечень конкретных
достижений. Рассмотрим это немного
шире, так как все это прямо указывает
на его отношение к ним в том, что его
больше всего заботит и что является
самым важным для них.
1) Община достигла положения, на которое
Павел смотрит как на удовлетворяющее
Бога. Он не желает, чтобы это положение
хоть сколько-нибудь ухудшилось, и ожидает
от них неизменного постоянства. Ответить
на вопрос: как это так они должны
стоять в Господе, можно при помощи
ближайшей фразы, где говорится о том,
что от них ожидается в Господе, и это
радость. Но то слово, которое нас особо
интересует в данном случае, это слово
«всегда». Павел сказал: «Радуйтесь
всегда в Господе» (Фил.
4:4). И это ответ на вопрос: как они
должны стоять в Господе, - «ВСЕГДА», т.е.
вся их духовная и физическая жизнь
всегда должна быть в Господе;
вот как они должны стоять.
2) Вот неполный перечень того достойного
о Павле в этом послании, на что он мог
бы указать филиппийцам, говоря сам о
себе «…стойте так в Господе». «Я люблю
всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.
1:8). Пребывая в тюрьме за благовестие,
он сказал: «узы мои о Христе сделались
известными всей претории и всем прочим»
(Фил. 1:13). «…Ныне как и всегда
возвеличится Христос в теле моем жизнью
ли то, или смертью, ибо для меня жизнь
Христос и смерть приобретение» (Фил.
1:20,21). «Но что для меня было преимуществом,
то ради Христа я почел тщетою» (Фил.
3:7). «Братия, я не почитаю себя достигшим,
а только забывая заднее простираюсь
вперед, стремлюсь к цели, к почести
вышнего звания Божия во Христе Иисусе»
(Фил. 3:13,14). «Подражайте, братия, мне
и смотрите на тех, которые поступают по
образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17).
3) Было и то, чему они научились
и накопили в себе, как достоинства
великой цены. И перечисляя эти достоинства,
среди которых стоит повеление «стойте
так в Господе», Павел отмечает эти
поступки или качества с целью делать
церковь сильнее путем воодушевления и
поощрения. Признание достоинств порой
побуждает к тому, чтобы их не утратили.
Вот что он назвал конкретно, как их
достоинство: их участие в благовествовании
(1:5); они всегда были послушны не только
в присутствии его, но гораздо более ныне
во время его отсутствия (2:12); он сказал,
что они сияют как светила в мире, содержа
слово жизни (2:15,16); о некоторых из них он
сказал конкретно, как о его сотрудниках,
которых имена в книге жизни (4:3); отметил
их кротость, желая, чтобы она была
известна всем человекам (4:5); выразил
радость в связи с их заботой о нем,
материальной поддержкой, сказав, что
доволен, получив посланное ими как
благовонное курение, жертву приятную
и благоугодную Богу (4:18).
Еще раз закрепим в памяти смысл слов
«стойте так в Господе». 1) ВСЕГДА
(акцент на неизменности); 2) как я (акцент
на том, что он пример); 3) признание и
перечисление того, что у них есть, чего
они достигли и поощрение держаться
этого.
Разве не вызывает у нас головную боль
или боль сердца то трагичное, что
происходит с самым дорогим для нас
человеком? Эти ситуации не оставляют
нас равнодушными, и в большинстве таких
случаях человек направляет все свои
усилия, чтобы исправить положение для
того, кто ему дорог, или исправить
взаимоотношение с тем, кто ему дорог.
Но христианское отношение Павла к
филиппийцам проявилось в том, что даже
когда в общине ситуация более или менее
благополучная (конечно, это не означает,
что проблем нет вовсе), он не перестает
ревностно заботиться о том, чтобы это
сохранилось неизменным, поддерживая и
поощряя их.
А мы
учимся ли делать церковь сильнее тем,
что поддерживаем и поощряем то хорошее,
что имеется в каждой общине? Перекос в
критике в ситуациях, где есть много
хорошего, больше разрушает, чем созидает.
Анатолий Шкрябин