О соблазнах (1)
Голливудские
фильмы для массового пользования, как
правило, заканчиваются на берегу
тропического острова, куда, наконец,
попадет герой с кучей денег, а то еще и
с привлекательной Фатимой впридачу.
Предполагается, что далее – мирная
спокойная жизнь, наполненная удовольствиями.
Но то, что далее именно такое будущее,
верят только дети, либо люди, у кого
развитие сравни детскому. Библия говорит
о другом: "Горе
миру от соблазнов, ибо надобно придти
соблазнам"
(Мат. 18:7).
В греческом
языке эквивалент слова “соблазн”
звучит: “скандалон”, а означает: ловушка,
капкан, петля, преткновение и соблазн.
То есть
Иисус говорит своим ученикам, что в мире
будут ситуации и обстоятельства, в
которых будут опасности, будут ловушки
и петли, могущие нанести человеку урон.
И
вот два примера того, как вели себя люди,
попав в подобную ловушку. Поведение
царя Саула, описанное в тринадцатой
главе первой книги. Царств: «И
собрались Филистимляне на войну против
Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть
тысяч конницы, и народа множество, как
песок на берегу моря; и пришли и
расположились станом в Михмасе, с
восточной стороны Беф-Авена. Израильтяне,
видя, что они в опасности, потому что
народ был стеснен, укрывались в пещерах
и в ущельях, и между скалами, и в башнях,
и во рвах; а некоторые из Евреев
переправились за Иордан в страну Гадову
и Галаадскую; Саул же находился еще в
Галгале, и весь народ, бывший с ним,
находился в страхе. И ждал он семь дней,
до срока, назначенного Самуилом, а Самуил
не приходил в Галгал; и стал народ
разбегаться от него. И сказал Саул:
приведите ко мне, что назначено для
жертвы всесожжения и для жертв мирных.
И вознес всесожжение. Но едва кончил он
возношение всесожжения, вот, приходит
Самуил; и вышел Саул к нему навстречу,
чтобы приветствовать его. Но Самуил
сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я
видел, что народ разбегается от меня, а
ты не приходил к назначенному времени;
Филистимляне же собрались в Михмасе;
тогда подумал я: "теперь придут на
меня Филистимляне в Галгал, а я еще не
вопросил Господа", и потому решился
принести всесожжение. И сказал Самуил
Саулу: худо поступил ты, что не исполнил
повеления Господа Бога твоего, которое
дано было тебе, ибо ныне упрочил бы
Господь царствование твое над Израилем
навсегда; но теперь не устоять царствованию
твоему; Господь найдет Себе мужа по
сердцу Своему, и повелит ему Господь
быть вождем народа Своего, так как ты
не исполнил того, что было повелено тебе
Господом» (стихи
5-14).
Саул в страхе
сделал то, что противоречило воле Божьей,
и этим самым согрешил. Саул попал в
ловушку и нанес грехом себе вред.
Но вот
второй вариант поведения перед соблазном.
Это поведение царя Давида, описанное в
пятнадцатой главе второй книги Царств.
«И
пришел вестник к Давиду и сказал: сердце
Израильтян уклонилось на сторону
Авессалома. И сказал Давид всем слугам
своим, которые были при нем в Иерусалиме:
встаньте, убежим, ибо не будет нам
спасения от Авессалома; спешите, чтобы
нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил
нас, и не навел на нас беды и не истребил
города мечом. И сказали слуги царские
царю: во всем, что угодно господину
нашему царю, мы - рабы твои. И вышел царь
и весь народ пешие, и остановились у
Беф-Мерхата. И все слуги его шли по
сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи,
и все Гефяне до шестисот человек,
пришедшие вместе с ним из Гефа, шли
впереди царя. И сказал царь Еффею
Гефянину: зачем и ты идешь с нами?
Возвратись и оставайся с тем царем; ибо
ты - чужеземец и пришел сюда из своего
места» (стихи
13-19).
В
неприятностях Давид не потерял
самообладания и проявил свойственную
ему заботу о других. «Вчера
ты пришел, а сегодня я заставлю тебя
идти с нами? Я иду, куда случится;
возвратись и возврати братьев своих с
собою, милость и истину с тобою! И плакала
вся земля громким голосом. И весь народ
переходил, и царь перешел поток Кедрон;
и пошел весь народ по дороге к пустыне.
Вот и Садок, и все левиты с ним несли
ковчег завета Божия из Вефары и поставили
ковчег Божий; Авиафар же стоял на
возвышении, доколе весь народ не вышел
из города. И сказал царь Садоку: возврати
ковчег Божий в город. Если я обрету
милость пред очами Господа, то Он
возвратит меня и даст мне видеть его и
жилище его»
(стихи 20-25).
Также
Давид безусловно доверял Богу. «А
если Он скажет так: "нет Моего
благоволения к тебе", то вот я; пусть
творит со мною, что Ему благоугодно. И
сказал царь Садоку священнику: видишь
ли, - возвратись в город с миром, и Ахимаас,
сын твой, и Ионафан, сын Авиафара, оба
сына ваши с вами; видите ли, я помедлю
на равнине в пустыне, доколе не придет
известие от вас ко мне» (стихи
26-28).
Давид попал в
стесненные обстоятельства – сын
Авессалом поднял против него восстание.
Это для него была та же петля и ловушка
– соблазн. Но Давид ни в чем не согрешил.
Не унывал, не хулил Бога, не проливал в
гневе чью-то кровь. Давид остался верным
Богу. И в этой ситуации Давид не допустил
себя до совершения греха, не допустил
себе нанести вред.
В обоих
примерах видна некая схема: стесненные
обстоятельства порождают в человеке
негативные чувства: сумятицу, тревогу,
состояние неопределенности. Человек,
движимый этими чувствами, может согрешить
или не согрешить. То есть возможны два
пути прохождения через соблазн: Божий
путь и мирской путь.
Божий
путь:
В соблазнах, в экстремальных ситуациях,
когда обуревают страсти, необходимо
проявить терпение, смирение перед Богом,
благодарение Богу, не прерывать молитву
(возможно, что японец сказал бы, что это
Тядо – путь чая). Вот нормальное состояние
души христианина:
-
Радуйтесь:
"Всегда
радуйтесь"
(1 Фес. 5:16),
- что бы ни происходило, вы спасены.
-
Не
тревожьтесь, но молитесь Богу: "Не
заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве
и прошении с благодарением открывайте
свои желания пред Богом"
(Фил. 4:6),
вы под защитой.
-
В молитвах
благодарите Бога постоянно: "...Благодаря
всегда за все Бога и Отца, во имя Господа
нашего Иисуса Христа"
(Ефес. 5:20),
- вы приняты в благополучную Божью
семью.
-
Что бы
ни происходило, для вас это закончится
добром: "Но
благодарение Богу, Который всегда дает
нам торжествовать во Христе и благоухание
познания о Себе распространяет нами
во всяком месте" (2
Кор. 2:14).
Если
вы намерены что-либо предпринять, то
ваши поступки должны быть согласованы
с волей Божьей: "И
всё, что вы делаете, словом или делом,
всё делайте во имя Господа Иисуса Христа,
благодаря через Него Бога и Отца"
(Кол.
3:17).
Мирской путь: В соблазнах,
в экстремальных ситуациях, когда
обуревают страсти, – уныние, ропот,
недовольство, раздражение, человек,
движимый этими страстями, начинает
предпринимать какие-то действия. Как
правило, при этом не повинуется и не
доверяет Богу и согрешает (возможно,
что тот же японец сказал бы, что это
Бусидо – путь воина). Раз согрешает, то
приходит воспитательное наказание от
Господа. Господь смиряет человека. А
это, как правило, очередной соблазн.
Далее приведены примеры возможных
соблазнов.
Большая взятка. Человеку
предлагается взятка, у него же дома есть
нужда. Но вот, возьмет взятку или нет,
это уже от него зависит. От него зависит,
будет он соблазнен или нет. Но вот он
решает взять, и он в петле. Говорят, что
берут все, только разные суммы. Кто-то
берет, что дадут, а кто-то только большую
сумму. Но Богу взятка не угодна ни в
каких-либо размерах. Человеку надо
погасить свои страсти, какую сумму бы
ни давали, и надо успокоиться.
Обидели родственника: маму,
сестру, брата, ребенка в школе. В сознании
сильнейшее напряжение: “Надо заступиться.
Надо разобраться. Надо наказать.”
Разобраться действительно надо, но надо
опомниться: “Разве Бог дремал и не
заметил, когда обидели? Разве я больше
люблю своего ближнего, чем Бог? Бог
допустил обиду, разве она выше сил?”.
Надо опомниться и в гневе не согрешить.
Опасность увольнения с работы.
В душе паника, а то и страх. Но в этой
ситуации Бог не оставил. И в этой ситуации
надо молить Бога о том, чтобы был найден
положительный результат. И в этой
ситуации надо не унывать и не расстраиваться.
Валерий Колесник