Можно
ли христианам соблюдать популярные
праздники?
Поскольку
в Библии христианам не дается указаний
соблюдать особые христианские праздники,
для многих в Церкви Христовой становится
важным вопрос – может быть, неправильно
соблюдать популярные в обществе
праздники, если ты посвятил свою жизнь
Христу? Например, дарить подарки на
Рождество или Новый год, брать подарки
от Деда Мороза или Святого Николая,
красить яйца на Пасху и т.д.?
Чтобы
ответить на этот вопрос, нужно не забывать
несколько важных моментов.
Обычай праздновать
то или иное событие возникал, конечно,
при определенных обстоятельствах, но
часто со временем утрачивал свое
первоначальное значение (либо полностью,
либо частично). Существует библейский
принцип, который относится к вопросам
подобного рода.
Вспомните
вопрос о том, можно ли было есть мясо,
которое до этого служило жертвой идолам.
Этот вопрос был очень важным для христиан
первого века. Вот как это было. В жертву
идолу приносилось животное. После того,
как какая-то часть животного сгорала в
жертвенном огне (или отдавалась жрецам),
оставшееся мясо продавали на рынке.
Возникал вопрос: было ли осквернено это
мясо, если оно было идоложертвенным?
Павел
ответил просто: "НЕТ" (смотрите 1
Кор. 8:1-13). Если у человека есть "знание"
(о том, что "идол
- ничто"),
и совесть его не осуждает, такое мясо
можно кушать. Оно не было осквернено
тем, где было частично использовано
раньше.
Однако есть одно
предостережение: если христианин
находится среди братьев и сестер, которые
"слабы" (то есть, еще незрелы в своем
знании духовных вопросов), то вере таких
людей можно нанести вред. Поэтому в
таких случаях лучше отказаться от этого
мяса, чтобы не травмировать совесть
более молодого в вере человека.
Было бы греховно
участвовать в религиозных обрядах и
ритуалах, которые противоречат
христианству по Писанию. Апостолу
приходилось иметь дело с такой проблемой,
описанной в 1 Кор. 10. Если происходило
жертвоприношение идолам – "демонам",
в котором христианин участвовал (греч.
"койнониа" – участвовать, иметь
общность) наряду с теми, кто практикует
лжерелигию, тогда его поступки, однозначно,
- грех (1 Кор. 10:20,21).
Христианам,
принимающим во всем религиозный авторитет
Библии, праздновать Рождество, Хэллоуин,
Пасху и подобное, как религиозные
праздники, недозволенно. Делать ли это
как часть культурной традиции своего
народа – это вопрос личного мнения
каждого христианина.
В послании к Римлянам
14 Павел настаивает на том, что обычной
является ситуация, в которой среди
братьев наблюдается различный уровень
духовного роста и знаний, поэтому нужно
приспосабливаться друг ко другу ради
сохранения христианского единства.
Например, некоторые из нас по собственным
убеждениям отказываются есть мясо
(красить яйца, печь куличи, петь колядки
и т.д.), другие же не видят в этом ничего
страшного.
Апостол
учит нас, что нельзя такого брата почитать
за "ничто". Также, ни одни человек
не должен создавать законы в тех вопросах,
где Библия оставляет нам свободу мнений,
и требовать, чтобы им подчинялись все
братья и сестры. Если нет откровенного
нарушения Божьих заповедей и постановлений,
необходимо сохранить мир среди братьев.
Большинство из
братьев, считающих соблюдение таких
праздников грехом против Бога, все же
не до конца последовательны в своем
поведении. Например, это касается
празднования дней рождений. В древнем
Египте дни рождения фараона считались
"святыми днями", в которые запрещалось
работать. Более того, Джон Лайтфут в
своей работе отмечает: "иудейские
школы считали соблюдение дней рождений
частью языческого идолослужения"
(Лайтфут 1979, 217).
Означает ли это, что
если современный христианин подарит
жене подарок на день ее рождения или
устроит праздник в день рождения своего
ребенка, то он идет против своей
христианской веры? Конечно, нет.
А что тогда скажем
о человеке, который пригласил жену в
ресторан в День Святого Валентина?
Согрешает ли этот человек? Можно ли
считать это поклонением римскому
католическому "святому" по имени
Валентин? А если мы кладем цветы на
могилы близких нам умерших, задабриваем
ли мы "духи умерших", как язычники?
А если церемония бракосочетания
проводится в храме, разве это означает,
что мы соглашаемся с католическим или
православным учением о "таинстве
бракосочетании"? Конечно, на все эти
вопросы ответ будет только отрицательный.
Разные
обряды и празднества со временем меняют
свою суть и значение для разных людей.
Мы лишь не должны идти на компромисс
там, где учение Библии однозначно, равно,
как и не имеем права придумывать духовные
законы и навязывать их другим людям.
По
материалам статьи Уэйна Джексона