Отношение христианина к Церкви (7)
О благодарности
Пожалуй, одной из основных причин
написания послания к филиппийской
церкви было желание Павла поблагодарить
этих христиан за то, что они содействовали
его апостольскому служению материальной
поддержкой. И он здесь не перечисляет
конкретные вещи, как сегодня можно было
бы назвать: квартиру, мебель, домотехнику,
деньги, одежду, лекарства и т.д., а в общем
признает их заботу о нем (Фил. 4:10) и
добавляет, что избыточествует и доволен,
получив посланное ими (4:18). Для многих
людей, и даже безбожников, это так
естественно быть благодарными там, где
это уместно. Павел, сказав им спасибо,
поступил по-христиански, а говорим мы
об этом потому, что, к сожалению, иногда
некоторые верующие в Церкви Христовой
сегодня могут забывать о том, что должны
выражать свою благодарность словом и
делом Богу и святым.
Представьте
себе: вы увидели нужду человека, потом
оценивали его ситуацию и думали, как
ему помочь, далее, действуя от чистого
сердца, вы предпринимали усилия, еще вы
проявили жертвенность, используя свое
время, силы, что-то оторвали от того, чем
владели, и, в конце концов, дали или
сделали все необходимое, с добрым
чувством рассчитывая, что это поможет.
Но оказалось, что вы имеете дело с таким
великим человеком, который, хотя и
прекрасно знал, что в таких случаях
следует быть благодарным, НАМЕРЕННО ни
словом, ни делом в ответ не выразил своей
благодарности. А бывает и хуже, когда
на добро вообще отвечают злом.
Вы спросите,
зачем такой странный пример? Ведь
совершенно очевидно, что неблагодарность
безнравственна. Однако дело в том, что
какие-то христиане могли и должны были
бы проявить свою благодарность Павлу
и Богу, поддержав материально его
служение и труд, подобно филиппийцам,
но не сделали этого. И это, несомненно,
так, иначе не было бы вот этих его слов:
«Вы знаете,
филиппийцы, что в начале благовествования,
когда я вышел из Македонии, ни одна
церковь не оказала мне участие подаянием
и принятием, кроме вас одних; вы и в
Фессалонику и раз и два присылали мне
на нужду»
(Фил. 4:15,16). Никакого смысла не было бы в
этих словах, и незачем было бы подчеркивать
исключительность филиппийцев, если бы
не было церквей, если бы не было христиан,
от которых Павел был вправе ожидать
такую помощь, но все-таки не получал ее.
И даже в Фессалонике, когда у него была
нужда, апостол не говорит, что фессалоникская
церковь о нем позаботилась, но упоминает,
что все те же филиппийцы тогда решали
проблему его жизнеобеспечения.
Спрашивается:
где было большое христианское спасибо
апостолу, если со стороны христиан
(кроме филиппийцев) не было действий,
так необходимых Павлу, тех действий,
которые указывали на их благодарность
(а именно действий по обеспечению его
нужд, когда он служил церквам). Конечно,
кому-то просто нечего было дать, кто-то
не знал о потребностях Павла, кто-то не
думал (просто упускал из виду), что Павел
нуждается в поддержке и законно может
на нее рассчитывать, ибо трудящийся
достоин награды. Но, похоже, раз апостол
так высказался, следовательно, были те,
кто могли помочь и знали, что это ему
нужно, но ничего не сделали для него. В
этих его словах намек на несправедливость
и на неблагодарность. Филиппийцы же
поступили благочестиво. И в ответ он не
молчит, Павел не только замечательно
высказался в различных отзывах о них,
но он сейчас говорит слова благодарности,
и также показывает свое огромное желание
прийти к ним еще раз (Фил. 1:26,27), прийти
так, как приходят к самым дорогим друзьям.
Вряд ли кто стремится в дом к своим
недоброжелателям, разве что только в
исключительном случае или с нечестивым
мотивом.
Пожалуйста, подумайте:
руководило ли Иисусом чувство обиды,
когда девять из десяти исцеленных им
от проказы не сказали ему даже спасибо
за избавление от такого ужасного недуга?
Скорей всего, его должно было бы возмущать
то, что, не проявив никакой благодарности,
они продемонстрировали, что мало чем
отличаются от животных. Конечно, такое
их поведение равнодушным не оставит. И
в контрасте с остальными в этой истории
имеется запись о самарянине. Возвратившись,
он громким голосом славил Бога и, пав
ниц к ногам Иисуса, благодарил Его. В
связи с этим был задан вопрос: «не
десять ли исцелились, где же девять»?
Своей
неблагодарностью человек очень
красноречиво говорит многое о себе.
Присмотритесь к тем, кто не умеет или
не хочет быть благодарным там, где это
необходимо, и вы увидите, что эти люди
попадают в компанию им подобных, о
которых записано в книге Римлян 1:21-32.
Здесь говорится о людях, которые, видя
славу и силу Божью (что включает Его
милость и заботу о человеке), не пожелали
Его славить и быть благодарными.
Отвержение ими Бога начиналось с их
неблагодарности. Они не хотели признавать
свою зависимость от Него и что без Него
не могут делать ничего, соответствующего
Его воле. Они не стремились свою
признательность выражать послушанием
и благодарностью. Итог: полное
отступничество, разложение, нравственная
деградация, осуждение Небесным Отцом.
Своей неблагодарностью Богу и
сегодня человек прибавляет себя ко
всему перечню зла, наполняющего Землю.
И даже христиане свою неблагодарность
Богу могут демонстрировать тем, что не
поклоняются с церковью, когда могли бы
поклоняться; не учат себя и других тогда,
когда могли бы учить; воздают три гривны
тогда, когда могли бы воздавать пятнадцать;
когда публично красиво благодарят Бога
в молитвах, но не защищают церковь от
зла там, где могли бы это сделать; не
всегда добродетельны там, где могли бы
ими быть; не делают церковь сильной,
хотя должны были бы укреплять царство
Господа на Земле.
Когда кто-то говорит «спасибо»,
там, где это нужно, это уже хорошо. Но
сказать «спасибо» – это одно, а умение
быть благодарным – это другое. Служение
друг другу и любовь между филиппийцами
и Павлом приобрели новое качество,
отличающее его от первоначального,
когда впоследствии их отношения начинали
сопровождаться благодарностью друг
другу, как ответ на дела веры и любви.
Когда я спрашиваю себя: с какой это
радости филиппийцы решили поддерживать
Павла еще с самого начала, как он это
упоминает? То напрашивается ответ: явно
не потому, что он нанялся к ним по
контракту, и они заплатили ему зарплату.
Конечно, принцип, запечатленный Святым
Духом в Библии о том, что трудящийся
достоин награды, и у безбожников во все
времена должен был бы реализовываться,
как некая целесообразность, продиктованная
совестью. Однако филиппийцы скорее
оказали помощь Павлу материальной
поддержкой как благодарность в ответ
на его апостольский труд, чем просто
платили зарплату. И теперь за их участие
сам Павел благодарит их.
Его благодарность не была пустой
(формальной). Она исходила от любящего
сердца и отразилась вот такой реакцией
и словами. Выражая свою благодарность,
Павел указал на следующее:
1) он очень
радовался тому, что они опять начали
заботиться о нем (4:10);
2) Павел одобрил
их поступок, сделал хороший отзыв (4:14),
и это связано с тем, что: а) они думали о
нем; б) они действовали; в) все это было
с их стороны очень своевременным (как
у нас говорят: «хороша ложка к обеду»);
г) в их действии был чистый мотив (они
не вкрадывались к нему в сердце, и это
не был подхалимаж, взятка или подкуп);
3) признавал, что
они, помогая ему, совершили что-то
исключительное, хотя впрочем, и сделали
лишь то, что должны были бы (однако никто
другой, кроме них, этого не сделал)
(4:15);
4) сообщил, что
получил все и избыточествует (4:18)
(наверняка, им приятно было об этом
узнать);
5) удовлетворен
и доволен тем, что у них было желание
обеспечить его потребности (4:18);
6) пожелал, чтобы
Бог восполнил всякую их нужду (4:19) (когда
такие слова говорит апостол Павел, это
гораздо больше, чем если бы это же говорил
лицемер или обманщик, или если бы они
были сказаны кем-либо без соответствующей
причины);
7) высказывая
слова благодарности, дважды использует
фразу «говорю
это не потому…»
(4:11,17) (если вы внимательно проанализируете
этот текст, то увидите, что здесь Павел
считает более значительным не то, что
их поддержка облегчила ему жизнь, а то,
что такие их действия были особым
желанным плодом, который Богом оценивается
как сокровище, собираемое на небесах),
поэтому он и расценивает посланное ими
«как благовонное
курение, жертву приятную, благоугодную
Богу» (4:18).
Здесь, в этой истории, имеются
действия, вызывающие благодарность.
Вот что следует спросить: что между
святыми в общинах Церквей Христовых
происходит сегодня, заслуживающее
благодарность, и есть ли такая благодарность
и в чем она выражена? Положительные
честные ответы свидетельствовали бы о
том, как мы любим Иисуса.
Анатолий Шкрябин