Нуждается ли Христос в модернизации?
У христиан разных стран есть духовный гимн под названием «Христос – основа Церкви». В нем поется о том, что Божий народ живет «средь скорби и томленья…». Что подразумевают эти слова? Наверное, речь идет о гонениях, давлении извне, а также, возможно, расколе и ереси изнутри. Если бы автор этого гимна захотел изобразить трудности Божьего народа в 20 веке или 21, он, вероятно, написал бы его иначе.
Сегодня проблема для Церкви состоит не в скорби и томлении от каких-то внешних врагов, от гонений или ересей. Проблема сегодня состоит в том, что Церковь сталкивается с равнодушием к ней со стороны мира и, к сожалению, с апатией, исходящей от некоторых её собственных членов. Откуда же эта апатия? Можно сказать, что апатию породила культура. Современная культура считает, что христианство утратило свою жизненную силу, что оно сегодня не актуально. И можно наблюдать, как люди сегодня бросаются в крайности. Вместо того чтобы искать истинного Бога, они пытаются заменить Его. Для некоторых новым «спасителем» стала политическая идеология. Разные политические идеологи обещают своё собственное славное будущее. За последнее время также много людей обратилось к психологии с тем, чтобы «найти себя». Многие, особенно те, кто поддается чужому влиянию, ищут спасения повсюду, но только не в Церкви Божией. Да и вообще, любая область может превратиться в религию, если её приверженцы будут рассматривать её как некий абсолют.
Сегодня можно видеть различные религиозные группы христианского толка. Их можно охарактеризовать как «веселые церкви». Речь, понятно, идет о харизматах. Когда общаешься с такими людьми, то они обычно пытаются упрекнуть Церковь Христову, говоря: «Вы скучная церковь. А вот у нас людям весело, люди вдохновлены». И получается, что не так уж важно, что проповедуется, главное как проповедуется. И такая ситуация не нова. Ещё во дни написания послания к Евреям была опасность, что Церковь увлечется «учениями различными и чуждыми». Церковь всегда испытывала искушения оживить себя. Сегодня нас может соблазнять мысль о том, что можно оживить Церковь, если навязать ей последние теории психологии, социологии и т.п., разбавив их христианской терминологией. Так хочется найти точки соприкосновения с внешним миром, чтобы христианство отвечало бытующим вкусам народа. Но такое желание таит в себя опасность приспособленчества. Божие слово можно так подогнать под вкусы аудитории, что Церковь лишится того, ради чего она была создана.
Писатель послания к Евреям предупреждает об этом. Он хочет, чтобы его читатели осознали, что Иисус Христос – это не просто ещё один голос среди множества других, но Он есть последний и окончательный глас Божий. Христианская вера основывается на вере в то, что Иисус – окончательное Божье слово, а не на вере в то, что Он один из многих.
В каких словах нуждались и нуждаются равнодушные христиане? Им нужно нечто большее, чем просто обличения. Им нужно помнить о тех самых основных фактах христианской веры, какие они исповедали при крещении. Писатель послания к Евреям неоднократно напоминает своим читателям об их исповедании (Евр. 3:1; 10:23: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший»). Мы видим из этих стихов, что к этому исповеданию они должны быть «особенно внимательными» (2:1), и этого исповедания они должны «держаться».
А что является самым главным в христианстве? Может быть вопрос задан слишком пространно. Тогда спросим по-другому. Что является тем, без чего не может быть христианства? Каждый христианин должен знать ответ на этот вопрос. В своё время было много дискуссий об основных понятиях христианской веры. Составлялись многословные символы веры, целью которых было установить, что же является самым главным.
Бог «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2). Из этого стиха мы видим, что Христос есть Сын Божий и последнее слово. Сказать, что Иисус есть Сын Божий – значит определить Его уникальное место в мире и в спасении. Не было ни одного подобного Ему. Мы можем с уважением относиться к разным авторитетам. Мы можем учиться у многих учителей. Но, как говорит нам писатель послания к Евреям, последнее слово пришло в Сыне Божьем, Который отличен от всех остальных. В послании к Колоссянам 1:15-20 («Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное») говорится об уникальных качествах Иисуса Христа. Без истории земной жизни Иисуса христианство было бы сведено к мифу. Автор послания к Евреям напоминает, что Иисус был человеком («Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа», 2:17; «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха», 4:15; «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию», 5:8). Но из 1:10,11 («И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза») мы узнаём, что Сын, сотворивший мир, стоит выше творения. Мир изменится, но Сын останется всё тем же («и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся», Евр. 1:12). Иисус всегда тот же. И это ещё одно подтверждение Его уникальности. Эта неизменность постоянно прослеживается в послании к Евреям, и в конце послания ещё раз напоминается, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки веков тот же (Евр. 13:8). Если Иисус Христос единственный, кто остаётся «тем же», то было бы абсурдно обращаться куда-либо ещё за спасением. Но люди, как древние, так и современные, пытались и пытаются оживлять Церковь, приспосабливая учение Христа Иисуса к популярным идеям, не понимая того, что Иисус Христос есть последнее Божье слово. И вот уже Церковь становится таким себе клубом по интересам, местом, куда можно прийти повеселиться. Рост новых религиозных движений в последнее время показывает, что люди, живя в постоянно меняющемся и небезопасном мире, ищут для себя какой-нибудь якорь. Они видят, как рушатся ценности, традиции и нормы прошлого. И нужно помнить о том, что мы находим этот якорь только тогда, когда открываем Того, Кто неизменен, а не тогда, когда приспосабливаем веру к распространённым вкусам.
Из послания к Евреям 2:1-4 («Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?») видно, что то, о чём говорится в 1-й главе этого послания, имеет практический смысл для жизни Церкви. Прочитав эти стихи, мы понимаем, что к «слышанному» нужно отнестись со всей серьезностью. В послании к Евреям 2:1 в современном переводе, вместо слова «отпасть» стоит фраза «чтобы не унесло нас течением». Это связано с морем. Данная фраза рисует нам картину корабля без якоря, который морское течение относит всё дальше и дальше. Христиане могут быть подобны кораблю без якоря, они могут бесцельно плыть по течению, если не держатся за Христа. Исходя из послания Евреям 2:1-4 можно заключить, что «слышанное» слишком важно, чтобы воспринимать его легкомысленно. Это «слышанное» нам порой кажется пластинкой, заезженной слишком частым проигрыванием. Нам может показаться, что повесть о Христе сегодня нуждается в том, чтобы её подправить новыми идеями. Но писатель послания к Евреям заявляет, что наша надежда основывается на серьёзном отношении к великому спасению («толиком спасении», Евр. 2:3,4), о котором мы услышали. Это подтверждено не только жизнью Иисуса, но и жизнью других. Поэтому, обновление Церкви начинается не с оттеснения нашего первоначального исповедания веры на задний план, а с серьёзного отношения к словам, исповеданным при крещении.
Давайте задумаемся: к чему мы стремимся, на кого полагаемся, чем живем? «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:19-25).
Юрий Онищенко