Благовествование – признак жизни
Что отличает живого человека от мертвеца? Наверное, бездействие, неспособность принимать решения, дать жизнь другому и т.п. А чем отличается живая церковь от мертвой? Вероятно, тем же: бездействием, неспособностью приносить пользу людям и неисполнением дела Господа. Давайте рассмотрим два примера из Библии: живой и мертвой церквей.
Прочтите отрывок из книги Откровение 3:1-13. Как видно из этого отрывка, Сардийская церковь называется мертвой («И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», 3:1), а Филадельфийская удостоилась только похвалы. Сардийская – спящая, дела не доведены до конца, и если она не покается, то имена тех христиан будут изглажены из книги жизни. Но и для этой церкви ещё была надежда, поэтому таков и призыв: вспомнить, хранить, покаяться («Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя», 3:3).
Филадельфийская сохранила слово, не отреклась («знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего», 3:8). Побеждающего Христос сделает столпом (что есть символом опоры и чести).
Из Писаний мы знаем, чем должна заниматься Церковь: 1) благовествованием погибшим во грехах (Мар. 16:15); 2) назиданием христиан (Деян. 2:42); 3) благотворительностью нуждающимся (Гал. 6:10). Но давайте поговорим более подробно о благовестии как признаке жизни и отметим, всё ли у нас благополучно с этим, или мы уже загниваем, как церковь в Сардисе?
Книга Деяний показывает, как появилась Церковь Господа и как она распространялась по всему миру: "но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:8). Давайте отметим несколько важных библейских фактов.
Церковь проповедовала Евангелие:
1) в благоприятное время: "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:46,47).
2) во время противостояния и гонений: "но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса (4:17,18) ... Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины (23) ... Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их" (33).
3) под угрозой смерти, и смерть Стефана тому свидетельство (Деян. 7). "А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово" (Деян. 8:3,4).
Церковь проповедовала в храме и по домам: "И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деян. 5:42); в синагогах (13:14-41); по городам и окрестностям (14:6,7); перед иудеями и язычниками, проконсулами, перед образованными и простыми людьми.
Анализируя эти факты, давайте задумаемся: что помогало христианам первого века проповедовать евангелие везде и перед всеми людьми? Что поможет нам проповедовать слово так же?
1) Понимание необходимости проповеди:
а) это указание Господа, как апостолам, так и всем последователям Христа (Мат. 28:18-20; Мар. 16:15).
б) это ответственность и привилегия Церкви как семьи Божьей: "чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Помните чем отличалась церковь в Филадельфии? "И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит [двери для Евангелия, сравни Деян. 14:27; 1 Кор. 16:9]: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего… И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле… Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое" (Откр. 3:7,8,10,12).
в) понимание ценности одной души: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мар. 8:36,37).
г) немного спасенных: "И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мат. 9:35-38).
д) нет проповеди Евангелия – нет спасения. "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17). "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Иоан. 8:24).
2) Желание проповедовать. Прочитайте слова пророка Иеремии, которому было непросто проповедовать упрямому народу: "Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: `не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его'; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог" (20:7-9). А вот что писал апостол Павел: "Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9:16).
3) Встать и идти. Филипп пошел проповедовать евнуху; Павел и Варнава отправились в первое миссионерское путешествие (Деян. 13:3-5). Апостол писал: "Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим" (2 Кор. 4:13). А мы верим? Если да, то почему не всегда говорим? Или мы в спячке, как и церковь в Сардисе? "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" (Откр. 3:2,3). Не зря Павел увещевает христиан: "Посему сказано: `встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос'" (Ефес. 5:14). "Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13:11,12).
Одно дело знать как поступать, но совсем другое действовать. С какими трудностями в благовествовании мы сталкиваемся?
1) неуверенность в себе. Нет ничего нового под солнцем: "И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать" (Исх. 4:10-13).
2) сатана и лжеучителя: "Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:13-15). Пусть не смущает вас их успех и размах, они получат по заслугам. Но это повод для нас трудиться ещё эффективней, чем прежде. Сравните церковь в Филадельфии: "ты не мнго имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего".
3) безразличие людей: "И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет" (Ис. 6:8-11).
Говоря о трудностях, не забывайте о благословениях в благовестии.
1) одобрение и поддержка от Бога: "Ибо в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним, потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде" (Ездра 7:9,10).
2) спасение: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим. 4:16).
3) моральное удовлетворение: "Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Луки 10:17-20).
Итак, есть ли у нас понимание необходимости проповедовать Евангелие? Есть ли у нас желание проповедовать? Осталось встать и идти. Пусть нас не страшат трудности, но давайте помнить о благословениях. Если мы благовествуем, мы живы, а если нет, то впору заказывать гроб. Что нас более привлекает?
Александр Зотов