О твердости
На уроках химии в школе нас учили, что углерод при разных условиях может становиться разными по качеству материалами: графитом или алмазом. Понятно, что эти вещества представляют разную ценность, хотя состоят из одного и того же элемента. Также разную ценность представляют для разных людей и другие предметы. Апостол Петр, говоря о Христе, записал: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:4-8). Итак, видим, что для верующих и Бога Иисус – ценность, а для неверующих – камень преткновения. Но мы поговорим не о ценности, но о твердости (что также является отличительной чертой между графитом и алмазом). Писания ясно учат, что что-то в нашей жизни должно быть твердым, а что-то нет.
Давайте сначала рассмотрим, что же должно быть твердым в нашей жизни как христиан. Твердое основание. Не секрет, что для дома, если мы не хотим, чтобы он разрушился, нужен хороший фундамент, основание. Не зря строители роют котлованы, добираясь до твердых слоев земли. Для христиан в духовном смысле также нужна твердая основа, на которой они будут строить свою жизнь. Это ясно понимал евангелист Лука, когда писал евангелие: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук. 1:1-4).
Учение – это нечто определенное, а не бесформенное и нестабильное, как многие хотят рассматривать учение Нового Завета. Павел писал Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). Евангелисту Титу было дано подобное наставление: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением» (Титу 2:1). Очень давно существует предупреждение Святого Духа: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4). Итак, учение Христа – это вполне реальные указания от Бога человеку.
Слово Божие, Евангелие – основа для христиан. Через проповедь Евангелия христиане в первом веке укреплялись в вере в Бога (Деяния 15:30-32: «Итак, отправленные (Павел и Сила) пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их»), так должно быть и сегодня, в наши дни. Нет слова Божьего – нет и богоугодной веры.
Твердая вера. В Библии ясно говорится, что вера основывается на слышании Божьей истины («Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия», Рим. 10:17). Говоря о воскресении из мертвых, Павел начинает рассматривать эту тему с напоминания: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1,2). А напоминание таково: наше спасение зависит от твердости нашей веры во Христа и Божью истину. И пусть увещевание христианам в Коринфе будет напоминанием и нам: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13,14).
Если так много зависит от твердости веры, то от кого зависит вера? Павел понимал, что он лично ответственен за свою веру: «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12).
А для чего ещё нужна вера? Апостол Петр указывает, что вера нам нужна в этой жизни, чтобы устоять против дьявола и быть непоколебимыми: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:8-10). Твердая вера – гарант нашего спасения на небесах: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10,11).
Но вера христианам нужна и для того, чтобы переносить беды, которые не связаны с гонениями за истину. События, произошедшие в Москве с заложниками, могут помочь понять нам это. Средства массовой информации отмечали, что главной проблемой заложников было их стрессовое состояние, связанное с положением, в котором эти люди оказались. Если человек является верным дитем Божиим, что может лишить христианина внутреннего мира и покоя? «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6,7).
Что поможет укрепить нашу веру? Отец бесноватого сына «воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар. 9:24). Прочтем отрывок из послания Иакова 1:2-4: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Вера крепнет от испытаний (это своего рода проверка на прочность). Все наносное отслаивается и очищается как золото от примесей («О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа», 1 Пет. 1:6,7). Но у нас должно быть желание быть верным Богу, если же этого нет, то здесь нам уже никто не поможет.
А теперь рассмотрим то, что не должно быть твердым.
наше Сердце. Иисус, поучая притчами народ иудейский, говорил: «и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мат. 13:14,15). Иисус указывал, что сердце многих израильтян стало твердым и невосприимчивым к истине. Как насчет наших сердец, в каком состоянии они?
наша Совесть. Если наша совесть зачерствела, то слова Божии не дойдут до нас: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1,2). Прочтите ещё отрывок из послания к Евреям 3:7-19. Из него ясно видно, что нежелание слушать глас Бога ведет к ожесточению, ожесточенное сердце ведет к неповиновению, неповиновение ведет к погибели. Привлекает ли нас такая перспектива?
И теперь в качестве вывода давайте снова заметим: графит отличается от алмаза не только по ценности, но и по твердости. И нам, как детям Божиим, должно помнить, что у нас есть твердое основание – слово Божие, а на этом основании нам надо строить крепкую веру. Потому что только крепкая вера может привести нас к примирению и оправданию пред Богом: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:21-23). И не дай нам, Господь, ожесточить наши сердца и нашу совесть.
Александр Зотов