Божество Иисуса в послании к Колоссянам (1)
Этот материал не имеет цели дать доказательства, которые подготавливали бы кого-либо вести споры по христологии относительно божественности Иисуса. Мы будем делать обзор некоторых отрывков из послания к Колоссянам уже исходя из того, что Иисус Христос – это Бог. Мы будем размышлять над этими текстами с целью дополнить, усилить, сделать более раскрытой и ясной идею о том, что наш Спаситель является Богом, а не существом сотворенным.
Послание к Колоссянам позволяет нам признать особую роль Иисуса ВО ВСЕМ. Само по себе оно не содержит полного перечня доказательств божественности Христа, однако оно имеет ряд утверждений, дополнив которые другими отрывками, мы получили бы такие доказательства.
Если кто-то скажет: какой смысл такого изучения, когда рассматривается пункт за пунктом, которые в основном сами по себе ничего не доказывают относительно божества Иисуса, а лишь, все вместе взятые общей картиной, создают некую иллюзию того, что Христос – Бог. Отметьте еще раз, в этом материале не строятся доказательства того, что Христос – это Бог, но мы исходим из того, что Он – Божество, и рассматриваем, как это показано. Наша задача обратить внимание на то, какими способами раскрывается сущность Иисуса как Бога в послании к Колоссянам.
- Благодать от Отца и Христа
Текст: «Благодать вам и мир от бога Отца Нашего и Господа Иисуса Христа» (Кол. 1:3).
А. Благодать от Христа
Благодать, согласно учению Нового Завета, – это не состояние глубокого удовлетворения и безграничного счастья, достигаемое мистическим необъяснимым способом, а это незаслуженный Божий дар жизни вечной, доступный всем людям. И вот этот дар исходит от Отца, Сына и Святого Духа, и ни от кого другого. Никакое сотворенное существо, никакой человек не помог бы другому человеку обрести прощение грехов и спасение, если бы дар жизни вечной не был дан Богом.
Если бы кто-то захотел в Иисусе видеть лишь посредническую роль, а не автора благодати, наверное, в таком случае Его сравнили бы с Моисеем, через которого был дан закон, и впоследствии часто тот закон и назывался законом Моисея. Но что известно из библейской истории? Моисей не был автором закона, а был использован Богом, чтобы передать закон Иеговы еврейскому народу – тот закон, который потом назывался законом Моисея. С благодатью же и Иисусом дело обстоит иначе. Записано: «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Иоан. 1:17), и эти слова подразумевают, что благодать не только дана через Иисуса, но и благодаря Ему появилась.
Иисус – Бог, и это показано способом, указывающим на то, какая у Него роль в связи с тем, что люди получают благодать. Он не просто посредник, как Моисей, но Он – Автор. Он сделал что-то, чтобы эта благодать произошла, и в Библии Его благодать названа Христовой (Гал. 1:6), и благодатью Господа Нашего Иисуса Христа (2 Кор. 13:13, 2 Кор. 8:9, 1 Тим. 1:14, Деян. 15:11). Это ставит Иисуса в равное положение с Отцом относительно такого великого акта как подарок благодати человечеству, поскольку эта же благодать во многих частях Нового Завета называется благодатью Божьей.
- Мир от Отца и Христа
Б. Мир от Христа
Другой способ, каким показано равенство Иисуса Христа и Отца – это указание на то, что как Один, так и Другой являются той стороной, которая предлагает человеку мир. Мир ни с каким из сотворенных существ, или мир с любым из сотворенных существ, не может заменить человеку мира с Богом.
Это предложение мира, как способ урегулировать отношения человека с Богом, лишь оно обладает достаточным достоинством, обеспечивающим для человека положительный результат ко дню суда. Мир с Богом – это самое прекрасное обстоятельство для любого человека.
В большом количестве стихов этот мир называется миром от Бога (2 Иоан. 1:3) или миром с Богом (Рим. 5:1). Но можем ли мы иметь мир с Отцом без мира со Христом? В послании к Ефесянам 2:14 записано о Христе: «Он есть мир наш» и далее, в 16 стихе, говорится, что Христос примиряет в одном теле иудеев и язычников с Богом.
Когда мы оцениваем Его уникальную роль как примирителя, когда из всего Писания мы видим, что только Ему одному принадлежит такое право, как быть примирителем между человечеством и Богом, из этого становится очевидным, что Он совершает работу, которой никто из сотворенных существ не был удостоен.
Уникальность Христа в деле примирения человека с Богом указывает на Его особые качества, на Его сущность. Он - Богочеловек, оказавшийся между двумя сторонами и обеспечивший мир между этими сторонами. «Все же от Бога, Иисусом Христом, примирившего нас с собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал им слово примирения. Итак, мы – посланника от имени Христова, и как бы сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:18-20).
Христос как примиритель упоминается в пророческих словах Иакова (Быт. 49:10), и Его приход на землю принес мир человечеству (Лук. 2:14).
В послании к Колоссянам 1:3 говорится о том, чего Павел желает христианам, и это то, что Отец и Сын предлагает всем людям. А интересно, есть ли что-нибудь такое, что дается нам только Одним из них без участия Другого? Ну, хоть что-нибудь? Получается: Один без Другого ничего не делает, и это как-то их уравнивает по сути или качествам.
- Вера в Бога и Христа
Текст: «Услышавши о вере вашей во Христа Иисуса…» (Кол. 1:4).
Другой способ, каким показано божество Иисуса в Новом Завете: здесь вера во Христа по значимости отождествляется с верой в Бога, и в послании к Колоссянам имеются стихи, показывающие важность и необходимость такой веры (Кол. 2:5-7).
Вера в Бога, доказанная делами, это то, без чего человек Богу угодить не может (Евр. 11:6). За то, что евреи не имели такой веры, многие из них не вошли в землю обетованную (Евр. 3:19). За то, что Авраам имел веру в Бога, доказанную послушным поведением, в его имени благословились все народы земли. Такая вера в силу Бога привела к воскресению и многих людей из Колосс, которые прежде были мертвы во грехах, но ожили (Кол. 2:12,13). И вот Павел говорит о своей радости, оценивая твердость веры колоссян, и в данном случае он говорит не только об их вере в Бога Отца, но и о вере во Христа (Кол. 1:4, 2:5).
Вера во Христа в Новом Завете имеет значение или достоинство, которое не заменишь ничем, она является необходимым условием ко спасению. Мы не можем верить ни в кого и ни во что таким образом, чтобы это могло заменить веру во Христа, потому что: «О нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Библия ставит веру во Христа наравне с верой в Бога, это очевидно. Без веры во Христа человек не может быть угодным Небесному Отцу.
- Служение Отцу и Христу
Текст: «Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему…» (Кол. 1:10). «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа,… ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23,24).
Вопрос, заслуживающий внимательного рассмотрения: к кому относится или кому посвящено наше религиозное служение (как Божеству)? И оказывается, Новый Завет предписывает людям служить своей верой Небесному Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. Просто чтобы уточнить или лучше запомнить, давайте зададим себе еще раз этот вопрос, только другими словами: то, что мы делаем в религии, для какого небесного объекта или личности мы все это совершаем?
-
Ответ №1: для Небесного Отца (Кол. 1:10)
-
Ответ №2: для Иисуса Христа (Кол. 3:23,24)
(Сейчас не рассматривается личность Святого Духа как Божества, потому что преследуется цель увидеть божество Иисуса).
Может ли человек свое служение в вере направить не на истинное божество, а на божество вымышленное, мнимое, на того, кого по ошибке считает богом, и при этом оставаться угодным истинному Богу? Конечно, нет! Но от христиан ожидается, чтобы они совершали все поступки в вере, служили в вере, как для Отца, так и для Иисуса Христа. Вот один из способов, каким в послании к Колоссянам равенство Иисуса с Богом Отцом указывает на божество нашего Спасителя.
Анатолий Шкрябин