Божество Иисуса в послании к Колоссянам (2)
- Рабы Бога и Христа
Текст: «Как и научились от Епафраса… верного для вас служителя Христова» (Кол. 1:7). «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа» (Кол. 4:12).
В выражениях, показывающих служение христиан Господу, иногда используется слово «раб». Оно указывает на того, кто добровольно подчинил себя Богу, от чистого сердца повинуется Ему, и слово «раб» здесь имеет значение служитель.
Следует признать, что выражения «раб Божий» и «раб Иисуса Христа» имеют тождественное значение, они в каком-то смысле равнозначны и подразумевают людей, преданных Богу. Но эти выражения так же указывают и на то, что есть небесные личности, божественное равенство которых выражено преданным служением их верных рабов. Говоря о том, что кто-то является рабом Христу, послание к Колоссянам, таким образом, указывает на роль Иисуса как Божества.
Всякий раз, когда человек не хотел быть рабом Небесного Отца и менял объект поклонения или религиозного служения, Бога это не устраивало. Если бы кто-то был намерен стать рабом в вере кому-то или чему-то вместо того, чтобы быть рабом Божьим или рабом Христа, такой человек не мог бы быть угодным Богу. Но для человека быть рабом Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа – это именно то, чего Господь ожидает от всех людей. И более того, отметьте, что одно без другого не возможно. Следовательно, если мы являемся рабами и Тому и Другому, признаем нашими Небесными Господами и Того и Другого, - это происходит потому, что Библия показывает их равными по качествам. Примеры:
-
Христианин Епафрас назван служителем Христа (Кол. 1:7) и рабом Христа (Кол. 4:12).
-
О христианах Рима говорится, что они стали рабами Богу.
-
Иаков отождествляет смысл этих выражений, говоря о себе, что он «раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1), и этими словами подчеркивается равенство по качеству Тех Лиц, Которые ждут от нас преданного служения в вере.
Подобным образом можно рассматривать и соотносить выражения:
а) «…возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10) и «в познании…(Христа) Иисуса Господа Нашего» (2 Пет. 1:2);
б) «…возрастом Божьим» (Кол. 2:19) и «…возраста Христова» (Ефес. 4:13), но поскольку именно этих слов о Христе в послании к Колоссянам не встречается, достаточно на это просто обратить внимание.
- Царствие (Божье - Христово)
Текст: «…они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою» (Кол. 4:11). «Избавившего нас от власти тьмы, введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).
Царствие, которое принадлежит Богу и описано в Библии, иногда называется Царствием Божиим (Кол. 4:11), а в каком-то из случаев описано как Царство возлюбленного Сына (Кол. 1:13), которое когда-то Он передаст Богу Отцу (1 Кор. 15:24).
Трудно себе представить, чтобы устроитель всего был безразличен к тому, что представляет собой Его Царство или равнодушен к тому, что происходит в Его Царстве. Даже земные цари, как правило, не только укрепляли могущество своих царств, но и стремились к безраздельному господству и неограниченной власти в собственных царствах, стараясь устранять всякую попытку посягательства на их господство.
Надо полагать, что Царствие Божие имеет высокое достоинство в глазах Его Господина, и если бы какое-то сотворенное существо задалось целью стать властелином этого царства, его наверняка ожидала бы участь сатаны.
Если бы какое-то сотворенное существо заявляло, что оно является главой Божьего Царствия, это можно было бы расценивать как богохульство и сравнивать с тем, как если бы это сотворенное существо делало себя равным Богу.
Оценим другие стихи из слова Божьего, касающиеся Иисуса и Божьего Царства. Обратите внимание, что говорит Сам Иисус Христос об этом Царстве: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мат. 16:28). Сын Божий приходит здесь в роли Верховного Владыки, Он здесь не персона номер два, не просто как соучастник, но Глава, Царь, Который выше всего.
Показывая Христа как Владыку Божьего Царства, послание к Колоссянам таким способом говорит нам о Его божественной роли, власти, качествах.
- Иисус – Бог, не имеющий начала
Текст: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все им стоит» (Кол. 1:15-17).
Как эти слова похожи на слова из Псалма 118:91, автор которых относит их к Иегове: там записано: «по определениям твоим все стоит доныне; ибо все служит тебе». Очевидно, такими выражениями Иисус с Отцом уравниваются в качествах. Такие слова говорят о том, что Иисус – это Бог, не имеющий начала.
Отрывок из Колоссянам 1:16 учит тому, что все существующее (абсолютно все сотворенное, 100% всего сотворенного) существует благодаря Христу. Таким образом, это исключает Его самого из сотворенных объектов. Если же Иисус Сам существо сотворенное, тогда нельзя сказать, что абсолютно все сотворенное создано Им. Если все сотворенное мы приравняем к 100% и предположим, что в числе этого сотворенного находится и Сам сотворенный Иисус, то исходя из того, что 100% сотворенного создано Им, вытекает, что Он сотворил Сам Себя. Кто-то скажет: нет, не так, - сначала Отец сотворил Иисуса, а потом уже Иисус сотворил все (Кол. 1:15). Это неправильный взгляд, потому что тогда невозможно признать, что 100% сотворенного создано Христом. Но что тогда означает выражение в Колоссянам 1:15? При поверхностном подходе и буквальном взгляде напрашивается заключение, что прежде чем все возникло, сначала появился Иисус, которого раньше не было. Некоторые, из-за этого стиха уверены, что Иисус не существовал всегда, но однажды был сотворен Богом Отцом, а потом вместе с Ним все создал. Если мы согласимся с такой точкой зрения (но на самом деле все обстоит иначе), тогда мы уже будем верить не в библейского Иисуса, тогда мы уже будем смотреть на Иисуса не как на Бога. Может ли такая вера быть угодной Небесному Отцу, слово Которого через Библию указывает нам на Божество Господа Иисуса?
На самом деле в 15 стихе, где имеются слова «рожденный прежде всякой твари», очевиден способ, каким показана власть Иисуса и Его роль. Эти слова не подразумевают буквального появления Иисуса как первого творения, но это способ, которым показано Его исключительное положение. Дело в том, что первенцу в семьях евреев принадлежали особые права. Мальчикам, рожденным первыми, это приносило особое положение. Вспомните, какая интрига разыгралась в семье Исаака и Ревекки, где родилась двойня и потом шла борьба за первородство. Там тогда Исав явно угрожал жизни Иакова, так как правом первородства, которым завладел Иаков, ему давалось особое достоинство, особое положение, особая перспектива, тогда как Исав все названное терял. Стих из послания к Колоссянам 1:15 дает параллель этому достоинству и иллюстрирует его, но он не учит о буквальном рождении Иисуса перед актом творения вселенной. Итак, с учетом культуры евреев отмечено подходящее объяснение словам 15 стиха, которые указывают на власть и первенство Иисуса как Божества. Уже одного объяснения достаточно, оно показывает, что Иисус – Слово (Иоан. 1:1), это не тот, кто однажды появился, а тот, кто как Божество обладает всей полнотой власти.
Другой способ, каким можно объяснить, что этот стих не учит о буквальном появлении Иисуса как первого сотворенного существа, ибо Он – Бог, Который был всегда – это соотнести наш текст с приходом в мир Христа в физическом теле. Приход Иисуса в мир как Богочеловека и Его рождение как человека был в планах Отца еще прежде создания мира. Скажем об этом другими словами: были вечно существующий Отец, Дух Святой и Слово (Иоан. 1:1), т.е. Иисус Христос. До сотворения мира Иегова знал, что человечество будет грешным, и по Своему плану решил заплатить за грех людей кровью Своего Божественного Сына. Обратите внимание на эту особенность: еще прежде создания мира в планах Бога было рождение Иисуса на земле как Сына Человеческого, и это также может быть подходящим пояснением слов “рожденный прежде всякой твари”. Такое толкование 15 стиха не нарушает контекста данного отрывка, не нарушает контекста всей Библии и поддерживается словами из 1 Петра 1:18-20: “зная, что нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последнее время для вас...”.
Подытожим:
Легко говорить о том, чему не учит этот отрывок. Если коротко, он не учит тому, что когда-то Иисуса не было, а потом Он появился. Но чему же этот отрывок учит? Когда говорят о появлении Иисуса в далеком прошлом – подразумевают то, что Он вечно не существовал, но однажды был сотворен. Но в нашем тексте говорится, что Он рожден, а не сотворен, прежде всякой твари. Рожден и сотворен – это не одно и тоже. Абсурдно предполагать, что Иисус был рожден Отцом в таком смысле, как применяется это слово. Следовательно, слово “рожденный” имеет иносказательный смысл, когда это связано с первородством и указывает не на появление, а на положение или роль. Эта роль божественна потому, что Иисус существовал до всего сотворенного, а то, что существует до сотворенного, то вечно. Следовательно, Иисус – Бог, не имеющий начала.
Анатолий Шкрябин