Должны ли мы поклоняться Марии?
В Новом Завете есть, по крайней мере,
пять женщин по имени Мария. Среди них
Мария Магдалина (Лук. 8:2), сестра Лазаря
(Иоан. 11:1), мать Иоанна Марка (Деян. 12:12),
сестра в Риме, много потрудившаяся для
Павла (Рим. 16:6) и, конечно же, мать Иисуса
(Деян. 1:14). Именно о жене Иосифа, у которой
была огромная привилегия родить Иисуса,
мы пишем эту статью. Будет ли правильным
поклоняться ей?
Мария, жена Иосифа, упоминается по имени
в книгах от Матфея, Марка, Луки и книге
Деяний апостолов (только в 1:14). В евангелии
от Иоанна о ней просто говорится как
матери Иисуса (Иоан. 2:1,3; 19:25,26). Как
интересно, что Мария не упоминается в
книге Деяний апостолов в связи с тем
словом, которое апостолы и ранние ученики
проповедовали. Также стоит отметить,
что она более не упоминается ни в одной
из последних 22 книг Нового Завета (с
послания Иакова по книгу Откровений).
Вне всякого сомнения, Мария сыграла
уникальную роль в Божьем плане по
спасению человека посредством Своего
Сына Иисуса. Ей и только ей ангел Гавриил
сказал: "Дух Святый найдет на тебя,
и сила Всевышнего осенит тебя; посему
и рождаемое Святое наречется Сыном
Божиим" (Лук. 1:35). Действительно,
роль Марии была особенной. Однако если
у человека особая роль в Божьем плане
искупления, то это не доказывает, что
этому человеку надо поклоняться. Роль
Моисея, как посредника между Израилем
и Иеговой у горы Синай, конечно же, была
уникальной (Гал. 3:19; Деян. 7:38), но это не
означает, что он достоин того, чтобы ему
поклонялись.
Верно ли, что Мария была благословлена
и обрела особую благодать в глазах Бога?
Однозначно. Ангел Гавриил сказал ей:
"радуйся, благодатная! Господь с
тобою; благословенна ты между женами
... ты обрела благодать у Бога"
(Лук. 1:28,30). Позже, Елисавета, мать Иоанна
Крестителя и двоюродная сестра Марии,
говорила ей такие слова, когда исполнилась
Святого Духа: "благословенна ты
между женами, и благословен плод чрева
твоего!" (Лук. 1:42). Сама Мария
провозгласила: "ибо отныне будут
ублажать меня все роды" (Лук. 1:48).
Мария во истину была избранным Божиим
сосудом, которая была обильно благословлена
Им. Однако если человек избран или
благословлен Господом, или обрел
благодать в Его очах, то это не означает,
что такому человеку надо поклоняться.
Давид обрел благодать в очах Иеговы
(Деян. 7:45,46), но Давид не был подходящим
объектом для нашего поклонения. Каждый
член тела Христова избран Богом во
Христе, и мы благословлены нашим небесным
Отцом всеми духовными благословениями
во Христе Иисусе (Ефес. 1:3,4). Но такое
избрание и благословения от Бога не
делают нас достойными поклонения. Это
же верно и о благодати и благословениях,
которыми Он одарил мать Иисуса – Марию:
всё это не делает её подходящим объектом
для нашего поклонения.
Помня обо всех вышеперечисленных
фактах, давайте прямо обратимся к нашему
вопросу: должны ли мы поклоняться Марии?
Никто не отрицает, что миллионы людей
по всему миру именно это и делают. Они
убеждены, что такое поклонение является
уместным и, фактически, необходимым.
Сюда включаются как католики, так и
различные православные деноминации.
Нам нельзя думать, что поступок можно
совершать или ему находится оправдание
в очах Бога просто потому, что огромное
количество людей вовлечены в это.
Миллионы буддистов поклоняются Гаутаме
Будде, но он, конечно же, не является
истинным Богом небесным (Деян. 17:24),
поэтому поклоняться Будде не приемлемо
в очах Господа. Таким же образом,
обращаться к факту, что многие поклоняются
Марии, как оправданию такого действия,
не подходит, ибо для Господа Бога
действие, которое Он принимает или нет,
не основывается на количестве людей,
вовлеченных в него (Мат 7:13,14).
Как насчет такого: поклонение Марии
является ли нечто таким, что мы должны
или чего не должны делать? Без колебаний
скажем, что наш ответ таков: поклонение
Марии, матери Иисуса, не соответствует
учению Библии. Посему, делать так –
поступать неправильно. На чем мы
основываем свои выводы?
1) В Новом Завете нет позволения на
поклонение Марии (или другому любому
человеку). Нет заповеди поклоняться ей,
нет прямых утверждений относительно
поклонения ей, и нет оснований делать
вывод, что такое действие позволяется
или одобряется Богом. Без такого
позволения поклоняться Марии будет
действием, выходящим за рамки учения
Христова, а, посему, без Божьего одобрения
("Всякий, преступающий учение
Христово и не пребывающий в нем, не имеет
Бога; пребывающий в учении Христовом
имеет и Отца и Сына", 2 Иоан. 9).
Поклонение Марии не является частью
того, что Господь Иисус заповедовал
("уча их соблюдать все, что Я повелел
вам; и се, Я с вами во все дни до скончания
века. Аминь", Мат. 28:20). Посему,
поклоняться ей – действовать по учениям
человеческим, что ведет к тому, что такое
поклонение становится тщетным: "но
тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям
человеческим" (Мар. 7:7).
2) Приемлемым поклонение является только
тогда, когда происходит поклонение
истинному Богу небесному. Бог ищет
истинных поклонников, которые будут
поклоняться Ему (Иоан. 4:23). Иисус ясно
сказал сатане: "ибо написано: Господу
Богу твоему поклоняйся и Ему одному
служи" (Мат. 4:10).В этом отношении
есть два новозаветных отрывка, которые
предельно ясны. Во-первых, когда Корнилий
пал к ногам Петра, чтобы поклониться
ему, то Петр отказался от такого действия,
говоря Корнилию: "встань; я тоже
человек" (Деян. 10:25,26). Во-вторых,
когда апостол Иоанн хотел поклониться
ангелу, то ангел строго запретил ему
это такими словами: "смотри, не делай
сего; ибо я сослужитель тебе ... Богу
поклонись" (Откр. 22:8,9; смотри также
19:10).
Снова и снова в Писаниях мы видим одно
и то же послание: поклоняйтесь Богу, и
только Ему. Следовательно, раньше и ли
позже появится простой вопрос: является
ли Мария Богом или нет? Одним библейским
отрывком, показывающим безошибочный
ответ на этот вопрос, является отрывок
из евангелия от Луки 1:46,47. Там записано,
что Мария говорила Елисавете такие
слова: "величит душа моя Господа, и
возрадовался дух мой о Боге, Спасителе
моем". Отметьте, как Мария описывает
свои взаимоотношения с Богом: Бог, мой
Спаситель. Исповедуя, что Бог является
её Спасителем, косвенным образом Мария
признает, что она не является Богом.
Почему мы делаем такое утверждение?
Рассмотрите следующее. Какой
человек нуждается в Боге как в своем
Спасителе? Грешник. Только грешнику
нужен спаситель. Христос пришел, чтобы
спасти грешников (1 Тим. 1:15). Поэтому,
если Мария признала, что Бог был её
Спасителем, то в действительности она
говорила, что она грешница, ибо только
тот, кто согрешил, нуждается в Спасителе.
Когда Иисус жил на земле как человек,
исповедовал ли Он Отца Своим Спасителем?
Нет, потому что у Христа не было грехов
("Он не сделал никакого греха, и не
было лести в устах Его", 1 Пет. 2:22).
Мария, со своей стороны, признала Бога
своим Спасителем. Только Бог безгрешен.
Марии нужен был спаситель, а посему, она
не была безгрешной. Следовательно, она
не Бог. Так как она не является Богом,
она не достойна нашего поклонения.
Вывод таков: поклонение Марии
не основывается на Библии, а на традициях
человеческих. Она не является Богом,
поэтому ни мужчины, ни женщины, ни дети
не должны поклоняться её. Поступать же
так – нарушать волю Бога. Мы знаем, что
обычно крайне трудно убедить человека,
уже поклоняющегося Марии, в том, что
такое действие направлено против воли
Божией. Но мы должны постараться изо
всех сил сделать это, говоря с любовью
так, как говорят слова Божии (1 Пет. 4:11).
Роджер Кэмпбелл