Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Аман 03.03.2009
[ Авторы, персонажи ]

Аман

В Библии мы читаем о многих персонажах, как хороших, так и плохих. Читая о ком-то, мы всегда можем взять что-то для себя: что надо делать, а чего делать нельзя. Хотелось бы поговорить об одном человеке, о котором мы читаем в книге о Гадассе ("она же Есфирь", Есф. 2:7). И этим человеком является Аман.

Библия всегда говорит о своих героях объективно (то есть отмечает как положительные, так и отрицательные качества), поэтому мы можем извлечь немало уроков, рассматривая жизнь этого человека.

Эта история произошла в городе Сузы мидо-персидской империи в царствование царя Артаксеркса в 479 г. до н.э. Прочтите, пожалуйста, отрывок из книги Есфирь с 3 главы по 9.

Вначале мы читаем о назначении Амана (“После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него”, 3:1). Аман исполнился гнева, потому что некий Мардохей не оказывал Аману должного почтения (“И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман, 3:5). Мы должны помнить, что гнев может быть и праведным ("Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", Евр. 3:10,11), но это совсем не тот случай. Мы видим злобного и ненасытного человека с большими амбициями (“И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев”, 3:6). Заметьте, как ярко описывает Библия человека надменного: "Вот, душа надменная не успокоится... Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена" (Авв. 2:4,5).

При этом Аман был неглупым и наблюдательным, но все же лукавым политиком (“И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их”, 3:8). Более того, он был готов платить, чтобы достичь цели и удовлетворить свой гнев (“Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в казну царскую”, 3:9). Если нечестивые готовы платить, то готовы ли мы, как дети Божии, нести свой крест и жертвовать, чтобы угодить Господу? Итак, царь доверял Аману и дал свое согласие (“Тогда снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману, сыну Амадафа, Вугеянину, чтобы скрепить указ против Иудеев”, 3:10).

План Амана начал реализовываться: “И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить... Гонцы отправились быстро с царским повелением. Объявлен был указ и в Сузах, престольном городе; и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении (3:13,15). Аман демонстрировал крайнее безразличие к простому народу и злобное хладнокровие. Здесь есть важный урок для всех нас: мы не должны уподобляться Аману, пренебрегая обязанностью учить погибших, ибо без Евангелия они погибнут. Вот таким должно быть наше отношение: "и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20), а, следовательно: "Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою" (2 Тим. 2:10).

Воистину злое сердце не дает человеку жить спокойно, и оно готово следовать злым советам других: “И вышел Аман в тот день веселый и благодушный. Но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, и тот не встал и с места не тронулся пред ним, тогда исполнился Аман гневом на Мардохея. Однако же скрепился Аман. А когда пришел в дом свой, то послал позвать друзей своих и Зерешь, жену свою. И рассказывал им Аман о великом богатстве своем и о множестве сыновей своих и обо всем том, как возвеличил его царь и как вознес его над князьями и слугами царскими. И сказал Аман: да и царица Есфирь никого не позвала с царем на пир, который она приготовила, кроме меня; так и на завтра я зван к ней с царем. Но всего этого не довольно для меня, доколе я вижу Мардохея Иудеянина сидящим у ворот царских. И сказала ему Зерешь, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево вышиною в пятьдесят локтей, и утром скажи царю, чтобы повесили Мардохея на нем, и тогда весело иди на пир с царем. И понравилось это слово Аману, и он приготовил дерево”, (5:9-14). Итак, Аман продемонстрировал не только злобу, но решительность и готовность слушать советы. А мы готовы ли слушать брата, сестру, Бога? Или наше собственное мнение окончательное? "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак. 1:19-22).

Когда Аман хотел реализовать свой план относительно повешения Мардохея, то он и не думал, что кто-то ещё может иметь благосклонность в глазах царя. “И вошел Аман. И сказал ему царь: что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью? Аман подумал в сердце своем: кому другому захочет царь оказать почесть, кроме меня? (6:6). Может иногда и мы имеем завышенное самомнение? Вот как должны рассуждать христиане, как об этом заявил Павел: "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело" (Рим. 12:3,4).

Что же, Аману пришлось выполнять приказ царя: “И сказал царь Аману: тотчас же возьми одеяние и коня, как ты сказал, и сделай это Мардохею Иудеянину, сидящему у царских ворот; ничего не опусти из всего, что ты говорил. И взял Аман одеяние и коня и облек Мардохея, и вывел его на коне на городскую площадь и провозгласил пред ним: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью! (6:10,11).

Чем закончилась эта история, хорошо известно. Бог позаботился о своем народе, и зло было наказано. Не очень-то хотел умирать Аман, умоляя царицу сохранить ему жизнь (7:10). Но зло не может торжествовать вечно.

А что, если нам угрожает опасность, когда мы делаем добро? Вот слова Господа: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мат. 10:28). И еще: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия" (2 Тим. 1:7).

А теперь еще раз отметим уроки, которые можно извлечь из этой библейской истории о злобном Амане.

1. Человек предполагает, а Бог располагает. "Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день" (Прит. 27:1). "Теперь послушайте вы, говорящие: `сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль'; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: `если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое'" (Иак. 4:13-15).

2. Бог заботится о Своих детях (через провидение: Есф. 4:14). "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу... Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим. 8:28,32).

3. Зло неизбежно будет наказано. "Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду", "Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них" (Прит. 28:14,18). "Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его" (Пс. 36:9,10).

4. Что посеет человек, то и пожнет. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6:7,8). "Как Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, жребий, об истреблении и погублении их, и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал новым письмом, чтобы злой замысл Амана, который он задумал на Иудеев, обратился на голову его, и чтобы повесили его и сыновей его на дереве" (Есф. 9:24,25). "Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится", "Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро" (Прит. 26:27; 28:10).

Александр Зотов


  << Вернуться

1548556 (+265)
33
2
25, 6
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру