Война (2)
Царь Давид, который очень любил
Бога, не смог построить Господу храм.
По какой причине? Потому что Давид много
воевал: «Но Бог сказал мне:
не строй дома имени Моему, потому что
ты человек воинственный и проливал
кровь» (1 Пар. 28:3). Давид
слушался гласа Господа, рукою Господа
производил суды Господни над другими
народами. Но убийство человека оскверняло
Давида. Так что же, Давид не должен был
вести войны с нечестивыми народами?
Конечно же, должен «Ты
препоясываешь меня силою для войны и
низлагаешь предо мною восстающих на
меня; Ты обращаешь ко мне тыл врагов
моих, и я истребляю ненавидящих меня»
(2 Цар. 22:40,41).
Бог создал человека по
образу Своему: «И сказал
Бог: сотворим человека по образу Нашему
по подобию Нашему, и да владычествуют
они над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над скотом, и над всею
землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися
по земле» (Быт. 1:26). Одна из
заповедей Божьих гласила: «Не
убивай» (Втор. 5:17). Нельзя
убивать человека, созданного по образу
Божьему. К сожалению, многие люди теряют
этот образ. Почему? Потому что не желают
знать Господа. Поэтому у людей и возникают
проблемы. Бог говорит, что есть нечто,
что может разделять Его с человеком:
«Вот, рука Господа не
сократилась на то, чтобы спасать, и ухо
Его не отяжелело для того, чтобы слышать.
Но беззакония ваши произвели разделение
между вами и Богом вашим, и грехи ваши
отвращают лице [Его] от вас, чтобы не
слышать» (Ис. 59:1,2). Грех
разделяет нас с Господом. Смерть – это
разделение. «Ибо возмездие
за грех - смерть, а дар Божий - жизнь
вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»
(Рим. 6:23).
Природе Бога противен
грех. Бог призывает людей к святости:
«но, по примеру призвавшего
вас Святого, и сами будьте святы во всех
поступках. Ибо написано: будьте святы,
потому что Я свят» (1 Пет.
1:15,16). Христиане живут по Новому Завету.
Но для чего нам Ветхий Завет? Писание
отвечает на этот вопрос: «А
все, что писано было прежде, написано
нам в наставление, чтобы мы терпением
и утешением из Писаний сохраняли надежду»
(Рим. 15:4). Мы должны помнить, что войны,
которые совершались в Ветхом Завете
против нечестивых народов, были судами
Божьими. Бог Сам повелевал наказывать
неугодных Ему. Это служит нам образом,
что Бог будет воинствовать с грешниками
всегда: «ибо всем нам должно
явиться пред судилище Христово, чтобы
каждому получить [соответственно тому],
что он делал, живя в теле, доброе или
худое» (2 Кор. 5:10).
В Ветхом Завете было
пророчество о том, что не будет более
войн по воле Божьей в физической жизни
людей: «И будет в последние
дни: гора дома Господня поставлена будет
во главу гор и возвысится над холмами,
и потекут к ней народы. И пойдут многие
народы и скажут: придите, и взойдем на
гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и
Он научит нас путям Своим, и будем ходить
по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон
и слово Господне - из Иерусалима. И будет
Он судить многие народы, и обличит многие
племена в отдаленных странах; и перекуют
они мечи свои на орала и копья свои - на
серпы; не поднимет народ на народ меча,
и не будут более учиться воевать. Но
каждый будет сидеть под своею виноградною
лозою и под своею смоковницею, и никто
не будет устрашать их, ибо уста Господа
Саваофа изрекли это» (Мих.
4:1-4). Христианин – последователь Христа.
Мы дали обещание следовать учению
Христа: «Так и нас ныне
подобное сему образу крещение, не
плотской нечистоты омытие, но обещание
Богу доброй совести, спасает воскресением
Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
В Своей Нагорной проповеди Иисус Христос
говорит о любви к нашим врагам: «А
Я говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас»
(Мат. 5:44).
Хочет ли Бог уничтожить
людей, потому что они грешны? Напротив,
Бог хочет, чтобы человек был жив. Свою
любовь к нам грешникам Бог проявил в
том, что пожертвовал Своим Сыном ради
нас: «Ибо так возлюбил Бог
мир, что отдал Сына Своего Единородного,
дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную»
(Иоан. 3:16). Учение Иисуса Христа открывает
Божий характер любви к людям: «Вы
слышали, что сказано: око за око и зуб
за зуб. А Я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку
твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду»
(Мат. 5:38,39). Христос противостоял злу не
силой, а любовью.
Апостол Павел писал,
что у нас должен быть духовный плод. Что
включает в себя этот плод: «Плод
же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание. На таковых нет закона. Но
те, которые Христовы, распяли плоть со
страстями и похотями. Если мы живем
духом, то по духу и поступать должны»
(Гал. 5:22-25). Человеческая жизнь свята для
Бога: «ибо Сын Человеческий
пришел не губить души человеческие, а
спасать» (Лук. 9:56). Писание
говорит, что такое любовь: «Любовь
не делает ближнему зла; итак любовь есть
исполнение закона» (Рим.
13:10). Иисус Христос не призывает к
ненависти. Он призывает к любви: «Иисус
сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею
и всем разумением твоим: сия есть первая
и наибольшая заповедь; вторая же подобная
ей: возлюби ближнего твоего, как самого
себя; на сих двух заповедях утверждается
весь закон и пророки» (Мат.
22:37-40).
Принимать участие в
массовой ненависти является грехом.
Иисус говорит, чтобы мы не противились
злому: «Блаженны миротворцы,
ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их
есть Царство Небесное. Блаженны вы,
когда будут поносить вас и гнать и
всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах: так гнали [и] пророков,
бывших прежде вас» (Мат.
5:9-12). Бог обещает наказать тех, кто
угнетает христиан: «Не
мстите за себя, возлюбленные, но дайте
место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне
отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Рим. 12:19).
Может ли христианин воевать и
убивать своего брата? Писание говорит,
что грехом является нелюбовь к брату,
которая приравнивается к человекоубийству:
«Мы знаем, что мы перешли
из смерти в жизнь, потому что любим
братьев; не любящий брата пребывает в
смерти. Всякий, ненавидящий брата своего,
есть человекоубийца; а вы знаете, что
никакой человекоубийца не имеет жизни
вечной, в нем пребывающей»
(1 Иоан. 3:14,15).
Иисус Христос учил, что
применение силы образует порочный круг,
позволяя войне и насилию еще больше
разгореться. Иисус запретил Петру
применять силу в Гефсиманском саду:
«Тогда говорит ему Иисус:
возврати меч твой в его место, ибо все,
взявшие меч, мечом погибнут»
(Мат. 26:52). Иисус Христос изгонял бесов
Духом Божьим: «Если же Я
Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно,
достигло до вас Царствие Божие»
(Мат. 12:28). Подобно Христу мы должны
бороться с проявлениями греха словом
Божьим. Христос требует, чтобы несогласие
между людьми было улажено мирным путем:
«Ибо если вы будете прощать
людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш Небесный, а если не будете
прощать людям согрешения их, то и Отец
ваш не простит вам согрешений ваших»
(Мат. 6:14,15).
Библия учит, что мы
должны повиноваться правительству:
«Всякая душа да будет
покорна высшим властям, ибо нет власти
не от Бога; существующие же власти от
Бога установлены» (Рим.
13:1). Но если правительство ведет войну
с другими странами, должен ли участвовать
в этом христианин? Нет, конечно, потому
что Библия учит повиноваться Богу: «Петр
же и Апостолы в ответ сказали: должно
повиноваться больше Богу, нежели
человекам» (Деян. 5:29). Мы,
христиане, должны помнить, что находимся
в Царстве Иисуса Христа. Иисус Христос
сказал о Своем Царстве: «Иисус
отвечал: Царство Мое не от мира сего;
если бы от мира сего было Царство Мое,
то служители Мои подвизались бы за Меня,
чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне
Царство Мое не отсюда»
(Иоан. 18:36). Церковь – Царство Иисуса
Христа. Мы живем по закону Иисуса Христа.
Должен ли христианин
воевать? Должен. Но не физически, а
духовно. Какое же это должно быть оружие?
Павел пишет об этом: «Оружия
воинствования нашего не плотские, но
сильные Богом на разрушение твердынь:
[ими] ниспровергаем замыслы»
(2 Кор. 10:4). Вот наше оружие: «Наконец,
братия мои, укрепляйтесь Господом и
могуществом силы Его. Облекитесь во
всеоружие Божие, чтобы вам можно было
стать против козней диавольских, потому
что наша брань не против крови и плоти,
но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесной. Для
сего приимите всеоружие Божие, дабы вы
могли противостать в день злый и, все
преодолев, устоять. Итак станьте,
препоясав чресла ваши истиною и облекшись
в броню праведности, и обув ноги в
готовность благовествовать мир; а паче
всего возьмите щит веры, которым возможете
угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный,
который есть Слово Божие»
(Ефес. 6:10-17).
Господь
создал Свою Церковь: «и
Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне
Я создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее»
(Мат. 16:18). Тысячи общин Церквей Христовых
расположены по всему миру. Мы все одно
во Христе: «Нет
уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни
свободного; нет мужеского пола, ни
женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе»
(Гал. 3:28). Бог хочет, чтобы христиане были
едины: «Я
уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе
иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое,
[тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были
едино, как и Мы»
(Иоан. 17:11). Мы должны быть вместе, а не
воевать. Мы должны следовать за Христом,
за Его учением: «Тогда
Иисус сказал ученикам Своим: если кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя, и
возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Мат. 16:24). Иисус Христос сказал: «Кто
не со Мною, тот против Меня; и кто не
собирает со Мною, тот расточает»
(Мат. 12:30). Будем ли мы во всем следовать
учению Иисуса Христа? Будем ли мы любить,
прощать, не делать зла? В противном
случае как поступит с нами Христос?
Юрий Шкиренко