Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Война (1) 03.04.2009
[ Нравственность, этика ]

Война (1)

Очень часто мы слышим о вооруженных конфликтах, которые вспыхивают в различных частях мира. Чем могут быть оправданы подобного рода конфликты? Очень часто в нашей жизни люди выясняют отношения с помощью оружия. Но кто им дал право поступать подобным образом? Правительство? А правительству кто дал полномочия применять оружие против другого государства? Должны ли люди убивать друг друга? Что такое война?

Словарь Ожегова дает определение слову война: «Война – вооруженная борьба между государствами». Каковы плоды войны? Что влекут за собой военные действия? Наверное, очень мало людей скажут, что война – это хорошо. Потому что война – это разруха, убийства, голод, болезни, скорбь, потеря близких людей. Хочет ли кто-нибудь этих последствий войны? Конечно же, нет. Так почему же, все-таки, люди воюют? Что говорит Библия о войне?

Некоторые люди оправдывают военные действия, ссылаясь на Библию, в частности на Ветхий Завет. Действительно ли Библия дает позволение вести войны? Если мы откроем книгу Второзаконие 20 главу, то действительно можем увидеть, что Бог дает постановления о ведении военных действий. Но давайте не будем спешить делать выводы, а рассмотрим все по-порядку.

Некоторые люди заявляют, что Бог в Ветхом Завете был воинственным, а в Новом Завете – милосердным и любящим. Так ли это? Писание говорит, что Бог не меняется: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь...» (Мал. 3:6). Бог заявляет о Себе, что Его естество не меняется. Но хочет ли Бог, чтобы люди вели войны? Давайте не будем сразу делать выводов, исходя из отдельных стихов Библии, а представим себе картину в целом. Да, Бог дает указания о войне: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Втор. 20:1). Бог оказывал Израилю Свое покровительство во время военных действий: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас» (Втор. 20:2-4). Но Бог не хочет, чтобы люди воевали. Обращаясь к Своему народу, Он говорит: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей, и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из [числа] городов народов сих» (Втор. 20:10-15). Желание Бога состоит в том, чтобы сохранить, а не погубить душу: «Мы умрем и [будем] как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14).

Некоторые скажут: «Но Бог же давал повеления и убивать людей». Да, это действительно так: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор. 20:16-18). Обратите внимание: по какой причине нужно было уничтожить эти народы? Эти народы делали мерзости, нечто неприятное для Бога. Как долго эти народы делали неугодное пред Богом? Могли ли эти люди найти Господа, быть Ему угодными, чтобы не постигло их Божье наказанье? Конечно же, могли: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26,27).

Нужно всегда помнить, что не Бог оставляет человека первым, а человек Бога: «…Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (Пар. 15:2). Эти народы оставили Господа, тем самым навлекли на себя Божий гнев. Те военные действия, которые применялись против нечестивых (не верующих в Единого Бога) людей, были Божьим судом.

Ну, а как же дети этих нечестивых народов? Ведь они тоже должны были погибнуть. Писание говорит: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136:8,9). Неужели Бог не может сохранить безгрешных детей? Нужно отметить, что дети иногда страдают за последствия грехов своих отцов. Если мы вспомним города Содом и Гоморру, что произошло с ними в результате их нечестия? Господь совершил над ними суд, уничтожив эти города. Были в этих городах дети? Несомненно. Но что произошло с ними? Они погибли. Родители виноваты в том, что их дети погибли. Каким образом? Потому что они не хотели знать Господа, тем самым навлекли на себя суд Божий.

Очень часто люди трепетно относятся к своей земной жизни. Для них потерять жизнь физическую, значит потерять все. Но Иисус Христос сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мат. 10:28). Дети же являются безгрешными. Иисус сказал о них: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мат. 19:14). Поэтому после физической смерти дети сразу попадают в Царство Небесное. Их души живы и вечно пребывают с Господом.

Мы должны понимать, что война в Ветхом Завете являлась Божьим судом для грешников. Писание говорит: «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис. 13:9). Прежде чем идти на войну израильтяне вопрошали Господа об этом: «По смерти Иисуса Навина вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев - воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его» (Суд. 1:1,2). Господь вступался за Свой народ, производя суд над другими народами: «И сказал Господь Моисею, говоря: отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами; по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну. И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну» (Чис. 31:1-5).

Бог совершал суд и над Своим народом руками язычников: «Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского. И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, - и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам. В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» (Ис. 7:18-20). За грехи наказывал Господь народ Свой. Бог говорит об Ассирии: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах» (Ис. 10:5).

Некоторые религии исповедуют насилие над другими людьми. Они говорят, что Бог хочет войны. Это заблуждение. В наше время Бог общается с нами посредством Своего Слова – Библии. Божьи откровения, которые были прежде, прекратились. Поэтому, заявления некоторых людей о новых Божьих откровениях, в которых Бог повелевает им воевать, просто бессмысленны и ложны. Апостол Павел говорил: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8,9).

Когда Бог в Ветхом Завете давал указания о ведении военных действий, Он никогда не хотел разрушений и опустошений: «Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его» (Втор. 20:19,20).

Но, являлось ли убийство человека оправданным в глазах Бога, даже если война (суд) велась по воле Божьей? Убийство человека оскверняло культовую чистоту иудея. Бог требовал от иудеев очистить себя после военных действий: «и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши» (Чис. 31:19). Богу было неприятно, когда люди убивали друг друга. Но Бог является справедливым Богом: «и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9:9). Даже неодушевленные предметы, которые были задействованы в войне, требовали очищения: «и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей [шерсти], и все деревянные сосуды очистите. И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею: золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду» (Чис. 31:20-23).

Продолжение

Юрий Шкиренко


  << Вернуться

1499685 (+110)
17
0
9, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру