Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Возлюби ближнего (1) 14.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Возлюби ближнего (1)

Каждый человек в мире имеет какое-то свое представление о праведности. Это представление, как правило, искаженное и неполное. Библейское понимание праведности значительно более полное, более категоричное, более жесткое и более требовательное, чем представляют себе многие христиане. Важнейший его аспект: праведность – это любовь к ближнему.

Любить ближнего - это значит “ходить во свете”: "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Иоан. 2:9-11), – это и есть “праведность”. В негативной формулировке: "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Иоан. 3:10). Быть праведным – это значит не просто “не пить, не курить, не транжирить зарплату, не ругаться”. Такой образ жизни необходим. Это чистота и святость христианина, но этого очень мало. Это есть то, что нельзя делать, но есть также и то, что для праведности надо делать. И того, что надо делать, значительно больше. Делать правду – это любить ближнего. Не любишь ближнего – нет праведности.

Часто люди в миру имеют представление, что быть праведным – это исполнять 10 заповедей. Хоть их никто не исполняет, да толком и не знает. На тысячу человек вряд ли найдется хоть один человек, кто помнит хотя бы идеи десяти заповедей, а не то, что дословно. Иерархи православные и те вряд ли помнят.

Иисус сказал Своим слушателям, что важнейшим в законе Моисея было милосердие: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мат. 22:37-40). Почему вторая заповедь подобна первой? Потому, что если человек любит Творца, то пусть он любит и дело Его рук, пусть любит и Его творение – человека. Если для мирского человека естественно любить дочь (свою жену) и ненавидеть её мать (свою тещу), то, по большому счету, это не естественно. Также не естественно не любить человека, Богом сотворенного по Своему подобию, и любить Бога: "Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак. 3:9). В действительности это неуважение к Богу.

Движимый принципом “человек есть творение Божье”, Господь установил для людей принцип поведения: "И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4:21). Очень просто и легко заявлять о своей любви к Богу, но Господь заповедает нам свою любовь проявлять к своим ближним, и это будет настоящая реальная любовь к Богу: "Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1 Иоан. 4:12). Бог в нас, если мы любим ближнего. При такой жизни мы настоящий образ Божий, мы Его дети. Иначе же мы только убогая калька, жалкий суррогат Божественной личности. Более того, мы лжецы: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Иоан. 4:20).

Как-то следующие стихи пробегаются глазами: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак. 4:17), и ничего не остается ни в сознании, ни в сердце. Не появляется ли вдруг мысль: “Не грешник ли я?” Ведь как мало делается добра ближнему. Не появляется ли мысль, что день за днем остается пустым, без добрых дел. Если человек сделал зло, то ему об этом скажут братья, а если не братья, то совесть. А если день, а то и неделя, бесплодные в отношении добра к ближнему, то скажет ли ему об этом его совесть? А не кажется ли, в свете этих слов, что мы, современные христиане, все грешники?

Как часто приходилось слышать от людей православного толка: “Я Бога в сердце имею”. Человек говорит это и полагает, что этого достаточно, чтобы быть угодным Богу. Но Бог дает человеку оценку по его делам, за человеком идут его дела: "И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14:13). А то, что в сердце, закапывается в конце улицы Кима вместе с сердцем и с остальными органами. Разными утверждениями Учение ещё и ещё учит о том, что надо действовать ради Бога и для Бога: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иак. 2:17-20).

Любить ближнего – это значит не просто улыбаться при встречах (это тоже надо, приветливость для христиан никто не отменял), но христианская любовь активная, действенная. Также и вера в Бога активна и действенна. Верить в Бога без дел милосердия – это не есть вера: "А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (1 Иоан. 3:23). Вера в Иисуса по значимости равна любви к ближнему: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан. 4:7,8). Любящий ближнего духовно рожден от Бога. Любящий ближнего – это настоящее, реальное, истинное дите Божье.

Был разговор с одним из тех людей, кто ушел из церкви. Ему был задан вопрос: “Как же ты за пределами общины можешь исполнить следующую заповедь?” - "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10). Он ответил, что в его кругу: в семье, на работе, - тоже есть свои по вере, тоже есть христиане, это тоже его ближние, и он для них делает добро. Если человек упорствует в своих амбициях и фантазиях, нет смысла разговаривать дальше. Но вот у меня рассуждения остались. О своих родных человек, а тем более христианин, просто обязан заботиться. А вот в действительности любят ли, заботятся ли о своих ближних в миру: на работе, среди соседей, на улице? Вряд ли. Мой личный опыт говорит о другом. Да и о родных заботится ли ушедший, делает ли он хотя бы что-нибудь для них? Очень сомневаюсь.

Господь говорит: "...Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Мат. 5:45-47). Если человек любит, то есть заботится только о тех, кто любит его, то это он просто любит себя, и нет в нем бескорыстной Божьей любви. А перед Богом такая любовь ничего не значит.

Позиция многих людей в миру, а также и в церкви: “Вот, о родных забочусь, а остальных знать не знаю”, - но это то же самое, что и: “Вы меня не трогайте, я вас не трону”. Ситуация обычная для мирского человека. Можно не сомневаться, что при таком отношении к христианам в общине и для ближних в семье служение будет весьма скудным.

Как же все-таки надо любить ближнего? Как себя. А как мы любим себя? Себя мы любим беззаветно, самозабвенно, постоянно, усердно. Стараемся удовлетворить все собственные потребности (если есть возможность). Заботимся о себе и лелеем себя. К себе мы исключительно сострадательны. К себе мы нежны, щедры, снисходительны. Себя мы уважаем. Весь совокупный человеческий опыт – это, прежде всего, мой опыт, все человеческие ошибки, это ошибки всех остальных, но не мои. Свои неудачи и слабости мы терпим, терпим, терпим… Обиды в свой адрес быстро забываются и добро себе делается, и делается, и делается…

Возлюбить ближнего как себя – это значит, что если я свою нужду восполняю полностью, то и нужду ближнего желательно восполнять по возможности полностью: "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Фил. 2:4). Для этого надо знать эту нужду из личного общения. И по возможности детально. Если просто принес second hand и поставил в угол: “Пусть берет, кто хочет” - это формализм. Бог нас любит не так. Господь говорит: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8). Усердную любовь – это напряженную любовь к ближнему. То есть, напряжение и в том, чтобы знать о ближнем, напряжение и в том, чтобы помнить о его нужде, напряжение и в том, чтобы найти средства для помощи ближнему, напряжение и в том, чтобы оказать эту помощь, несмотря на всё возникающие препятствия, напряжение и в том, чтобы не хвастаться своей добродетелью, напряжение и в том, чтобы больше не вспоминать о своем благодеянии – Бог помнит.

Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

1575643 (+594)
32
3
23, 6
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру