Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Изучая провидение Божие (1) 11.06.2009
[ Бог, Божество ]

Изучая провидение Божие (1)

Библия заявляет о славном существовании великого Бога вселенной (Быт. 1:1; Евр. 11:6). Более того, Бог Писания является Богом истории. Он вмешивался в дела человека, Своего творения. Однако Он не просто Бог прошлого, но Он является вечным: “Я есмь Сущий” (Исх. 3:14), Тем, “Который есть и был и грядет” (Откр. 1:4). Те, кто благоговейно относятся к Всемогущему Богу, не сомневаются в Его деятельности в сегодняшнем мире. Однако очень важно, чтобы мы понимали, как же Господь работает.

Некоторые основные идеи относительно деятельности Бога в мире

Существует несколько основных идей, имеющихся у людей, относительно работы Бога в Своем мире. Рассмотрим несколько из них.

1). Некоторые люди отстаивают идеологию деизма. Что же такое деизм? Деизм – это такой взгляд, который считает Бога разумным Творцом независимого и существующего по определенным законам мира, но отрицает, что Он предопределенно направляет Его или вмешивается каким-либо образом в ход его событий”. Так как деисты, в общем-то отрицают вмешательство Бога в Свое творение, то из этого следует, что они отказываются признавать библейские истины о воплощении, искуплении, авторитете Писаний, чудесах, Церкви, молитве и т.д. В этом месте мы должны кратко сказать, что деизм ложен, потому что: а) бессмысленно было бы Богу создавать мир, а потом предпринимать политику “невмешательства” по отношению к нему; б) он атакует любовь, милость, благость и т.д. Творца и; в) он явно отвергает Писания и оставляет необъяснимыми великие божественные события истории.

2). Некоторые люди заявляют о деятельности Бога в мире, но объясняют почти все, как чудо. Пятидесятничество (и родственные ему духи) полагает (полагают), что в сущности всякое благоприятное событие, которое происходит (особенно в жизни христианина), является чудом. Если любимый человек выздоравливает от серьезной болезни, Бог совершил чудо! Такая позиция заявляет, что Бог творит чудеса каждый день. Те, кто придерживаются такого взгляда, не знают того факта, что хотя Иегова и творил чудеса в прошлом, они всегда выполняли очень уникальную роль в Его плане. Господь совершал чудеса при сотворении мира (Быт. 1; Пс. 32:9) и процессе передачи откровения, благодаря которому Его искупительная воля стала известна (Исх. 4:1-9; Мар. 16:20; Евр. 2:2-4), но сверхъестественные дела сегодня не совершаются. Это доказывается тем фактом, что: а) их цель (т.е. зарождение веры) более не является необходимой; вера появляется посредством завершенного Писания (Иоан. 20:30,31; Рим. 10:17); б) способы, благодаря которым чудесные дары давались, более не существуют (т.е. крещение Святым Духом и через возложение апостольских рук – Ефес. 4:5; Деян. 8:18); в) прекращение периода чудес было ясно предсказано по вдохновению Бога (1 Кор. 13:8-13; Ефес. 4:8-16).

3). Библейская точка зрения признает, что Бог предопределенно действует в мире сегодня посредством естественных законов. Господь работает для того, чтобы привести человека ко спасению посредством духовных законов, поэтому эта Его конечная цель усиливается в Его верховном использовании также и естественных законов.

Определение провидения

Слово “провидение” происходит от латинского, провиденция, означающее “предвидение”. Слово используется для того, чтобы выразить библейскую идею “мудрости и силы, которые Бог постоянно проявляет в сохранении и управлении мира, для достижения таких результатов, которых Он решил добиться”.* “Провидение имеет отношение к Божьей поддержке, заботе и надзоре всего творения, от момента сотворения до будущего, преходящего в вечность”.** Концепция провидения, приведенная выше, таким образом, противостоит деизму, который утверждает, что Бога не интересует этот мир; к этому она противоположна “судьбе” или “случайности”, рассматривающим события в мире, как бесконтрольные и не имеющие никакой благожелательной цели.

Сейчас необходимо отметить следующее наблюдение. Бог осуществляет общее провидение во вселенной и ее творении в целом, но также есть особая предопределенная забота, которую Отец проявляет по отношению к Своим возрожденным детям. Этот факт устанавливается учением о молитве. Слышит ли Бог и отвечает ли на прошения (соответствующие Его воле) христиан? Конечно же да (Иоан. 15:7; Иак. 5:16; 1 Пет. 3:12; 1 Иоан. 5:14,15), и мы получаем ответы на молитвы через провидение.

Принципы для понимания Божьего провидения

Очень важно рассмотреть определенные принципы, имеющие отношение к тому, как действует провидение Божье. Помните, что любая концепция, связанная с провидением, в которую человек верит, должна соответствовать Библии в целом.

1). Бог никогда не действует через провидение так, что это вступает в конфликт с Его природой или уже открытой волей. Во-первых, так как Бог свят (Ис. 6:3) и праведен (Пс. 88:15), то Его действие через провидение всегда будет соответствовать этим качествам. Например, Бог никогда не искушает людей, чтобы они сделали зло (Иак. 1:13,14), и посему никто не может делать вывод, что Господь хоть когда-либо предопределенно повлиял на людей так, чтобы они сделали то, что является неправильным. Такие отрывки, как Римлянам 9:17, где Иегова “поставил” фараона, должны толковаться в этом свете. Во-вторых, провидение происходит в гармонии с небесной волей, явленной в Писании. Например, так как Бог уже показал условия для прощения грехов нехристианину (Мар. 16:16; Деян. 2:38), человек не должен предполагать, что провидение привело его ко спасению другим образом. Этот принцип, – гармония провидения с уже явленой волей, – один из самых важных моментов!

2). Божье провидение не отрицает свободу воли человека. Развивая предыдущее утверждение, необходимо подчеркнуть, что провидение никогда не отвергает личную волю человека. В противоположность теологическому детерминизму Августина и Кальвина (т.е. такое мнение, что человек настолько развращен грехом, что уже потерял свою способность выбирать), Библия учит свободе человеческой воли (Мат. 23:37; Иоан. 5:39,40; Откр. 22:17). Поэтому через провидение Бог не принуждает человека делать либо зло, либо добро, но может использовать людей, чтобы добиться божественной цели в любом положении. Отметьте такие примеры:

а) Из-за того, что у нечестивой Ассирии было “на сердце – разорить”, то Иегова использовал ее в качестве инструмента гнева против древнего Израиля (ср. Ис. 10:5-7).

б) Халдеи были “народ жестокий и необузданный”, который шел по земле, которая им не принадлежала. Они были страшными, ужасными и яростными, но Бог использовал их для наказания Своего народа. Господь сказал о Своей цели навести Вавилон против Иуды: “ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали” (ср. Авв. 1:5-11). Бог сказал: “Я делаю это”. Но Он использовал тех, которые были склонны ко злу, чтобы исполнить ужасную задачу.

в) Снова, используя пример с фараоном, когда этот подлый монарх решил “ожесточить свое сердце” и выступить против Бога (Исх. 8:15; 9:34), Господь определил использовать его, и поэтому сказал: “Но для того Я сохранил тебя [фараона], чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле” (Исх. 9:16). Значимость этого состязания отдается эхом уже на протяжении тридцати пяти веков истории!

г). Ближе к концу служения Иисуса иудейские лидеры собрались вместе, чтобы решить судьбу Господа. В этом конкретном случае Каиафа, будучи первосвященником в тот год, сказал им: “вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб”. Вдохновенный апостол Иоанн прокомментировал это, сказав: “Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино” (Иоан. 11:49-52). Хендриксен хорошо заметил, что это не может означать, что Каиафа был вынужден сказать то, что сказал.

Он сказал то, что хотел сказать, и ответственность за нечестивое значение, выраженное его словами, полностью лежит лично на нем. Но через замечательное провидение Божие, выбор слов был полностью направленным, что эти же слова были способны выразить саму суть славного Божьего плана спасения... Этот отрывок позволяет заглянуть в тайну чудесных взаимоотношений между божественной волей и провидением, с одной стороны, и выполнением своих обязанностей человеком, с другой стороны...”. ***

д). Подобным образом мы должны сейчас отметить более точно, что Господь может открыть двери возможностей для добровольного выполнения этой воли, но люди должны использовать свои волевые способности и войти в эти двери (ср. Деян. 14:27).

Примечание: материал в этой и последующей статье по этой теме используется с разрешения издательства “Apologetics Press” и взят из книги “Essays In Apologetics” том IV (Apologetics Press, INC, pp. 95-103).

____________________________________________________________________

* - (МакКлинток и Стронг, “Cyclopedia of Biblical, Ecclesiastical, and Theological Literature”).

** - (Меррил Тэнни, редактор “Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible”).

*** - (William Hendriksen, Commentary on John)

Продолжение

Уэйн Джексон


  << Вернуться

2985572 (+164)
58
0
41, 17
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua