Изучая провидение Божие (2)
3) Провидение надо отличать от чуда.
Чудо – это очевидное
дело Бога, которое выше естественных
законов; провидение –
это использование Им естественных
законов. Совершая чудо, Господь действует
прямо (непосредственно); через
провидение же действует косвенно,
используя средства, чтобы добиться
результата. Писатель прошлого века
уловил суть этого очень хорошо: “Провидение
– это
поведение и направление нескольких
частей вселенной высшим разумным
Существом. Понятие провидения основывается
на такой истине, что Творец не настолько
установил и закрепил законы природы,
не настолько соединил цепь вторичных
причин воедино, чтобы предоставить мир
самому себе, но Он все еще сохраняет
бразды правления в Своих руках, и время
от времени вмешивается, ограничивает,
усиливает, приостанавливает и т.д. эти
законы в конкретном случае через
провидение”.*
Давайте отметим несколько
примеров действия Бога чудесным образом,
с одной стороны, и посредством провидения,
с другой.
а) Прежде чем Мария вступила в интимную
близость с Иосифом, и поэтому, будучи
еще девственницей, “оказалось, что она
имеет во чреве от Духа Святого” и
впоследствии родила младенца Иисуса
(Мат.1:18-25; Лук.1:30-37). Рождение девственницей
было исполнением “знамения”, о котором
говорил Исаия (Ис. 7:14), и воистину является
чудом. Зачатие Марией было сверхъестественным
действием Божьей силы непосредственно.
В противоположность этому, Анна, женщина
из Ветхого Завета, у которой Господь
“заключил” чрево (1 Цар. 1:6), горячо
молилась Иегове, прося сына, которого
потом она обещала отдать Господу на все
дни его жизни. Писание говорит, что
“вспомнил о ней Господь”, и когда
Елкана, ее муж, “познал ее” [библейское
слово, обозначающее сексуальную
близость], Анна
зачала и родила сына (1 Цар. 1:19,20). Здесь
посредством закона размножения Бог
вмешался и послал ребенка в мир –
ребенка, который вырос и стал великим
пророком Самуилом. Таким образом два
ребенка были посланы в мир: один пророк,
посредством провидения; другой, Сын
Божий, посредством чуда!
б) Во время царствования царя
Езекии, Сеннахирим, царь Ассирии, выступил
против всех укрепленных городов Иуды
и взял их (Ис. 36:1). Армия языческого
монарха подошла прямо к северо-западному
краю Иерусалима, где, согласно летописям
Сеннахирима, он заключил Езекию “как
птичку в клетке”. Царь Иуды искал
избавления в Господе. Через пророка
Исаию Иегова пообещал разобраться с
языческими завоевателями –
и вот как Он поступил. За одну ночь “вышел
Ангел Господень, и поразил в стане
Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч
человек. И встали поутру, и вот, все тела
мертвые“ (Ис. 37:36). Бог поразил ассирийское
войско опустошительным чудом. С другой
стороны, но не менее замечательно, о
Сеннахириме Иегова сказал: “Вот, Я пошлю
в него дух, и он услышит весть, и возвратится
в землю свою, и Я поражу его мечем в земле
его” (Ис. 37:7). Царь действительно вернулся
к себе на родину, и когда он поклонялся
в доме ложного бога, “сыновья его, убили
его мечем” (37:38). Вот это провидение!
[Примечание: Сравните
также смерть царя Ахава как пример
провидения в действии (3 Цар. 21:19;
22:30-38)].
в) Когда Иисуса и Его учеников застала
сильная буря в море Галилейском, Господь
“запретил ветрам и морю, и сделалась
великая тишина” (Мат. 8:26). Здесь Бог
контролировал погоду чудесным образом.
В другом примере, на несколько веков
раньше, после того, как Израиль пострадал
от засухи, наведенной Богом, длившейся
три с половиной года, Илия помолился и
Иегова послал дождь. Сначала от
Средиземного моря пришло маленькое
облако, которое казалось величиной с
ладонь человека; потом “небо сделалось
мрачно от туч и от ветра, и пошел большой
дождь” (3 Цар. 18:44,45; сравните Иак. 5:16-18).
Конечно, таким образом дождь находит
на Палестину всегда, но в этом случае
Бог преднамеренно управлял погодой. И
можно было бы отметить в этой связи, что
это было чудесной демонстрацией великой
силы Иеговы над Ваалом, языческим
божеством, которому поклонялись, как
“богу бури”.** Следовательно, есть
разница между чудесами и провидением.
4) Через провидение Бог работает “за
кулисами”. Чудо по своей природе
предназначено для того, чтобы быть
доказуемым. Это открытое, крайне
бросающееся в глаза событие. Даже враги
Христовы не могли отрицать мощные
чудеса, совершаемые апостолами Иисуса
(см. Деян. 4:14-16). Провидение, однако,
совершенно отличается. Я иногда говорю,
что провидение –
это “доказуемое недоказуемое”
утверждение. На поверхности это выглядит
как противоречие, но это не так, так как
я использую слова “доказуемое” и
“недоказуемое” в двух разных смыслах.
Провидение доказуемо, т.е. мы знаем, что
Бог действует таким образом, потому что
Библия очень ясно этому учит; это
фундаментальная библейская истина,
подтверждаемая от начала до конца.
Однако провидение недоказуемо в том
смысле, что ни один человек не сможет
указать на конкретные обстоятельства
в его/ее жизни и с уверенностью сказать:
“Я знаю, что это было предопределенное
вмешательство Бога в деле!” Вполне
может быть и так, но никоим образом
нельзя подтвердить субъективные чувства
человека относительно этого события.
Это как молитва. Мы уверены, что Бог
отвечает на молитвы, ибо Библия явно
подтверждает это, но субъективные
утверждения относительно молитвы ничего
не доказывают. Обманутые люди постоянно
заявляют, что они просили деву Марию
или какого-то “святого” и получили
ответ, но их заявления бессмысленны.
Поэтому, хотя верно то, что Бог действительно
работает в жизни людей, но они часто не
знают об этом. Мы можем подозревать это,
верить этому, надеяться, что это так, и
даже поступать так, чтобы содействовать
этому, но при окончательном анализе мы
все же ходим верою, а не видением (2 Кор.
5:7). Давайте отметим несколько примеров,
которые могут оказаться полезными.
а) Иосиф и его братья точно были
инструментами в руке Божьей через
провидение “для сохранения... жизни”
народу Израиля, как ясно показывает
Быт. 45:4 и последующие стихи. При этом
наверняка братья и не знали об этом
факте, и нет причин, чтобы верить в то,
что Иосиф понимал это раньше.
б) Иегова использовал Кира, персидского
царя, для избавления царства Иуды из
вавилонского плена (2 Пар. 36:22,23). О том
царе Бог сказал: “Я препоясал тебя; хотя
ты не знал Меня” (Ис. 45:5).
в) Наверняка нет никаких сомнений в умах
верных учеников, изучающих Библию, что
Есфирь-царица, жена Артаксеркса, была
сосудом, использованным Богом для
спасения жизни тех иудеев, которым
угрожал злой Аман. Однако со временем
даже Мардохей предположил: “И кто
знает, не для такого ли времени ты
и достигла достоинства царского?”
(Ефес. 4:14).
г) Онисим был рабом, убежавшим от своего
господина, Филимона. Совершив свой путь
в Рим, он встретился с апостолом Павлом,
обратившим его во Христа (Филимону 10).
Некоторое время спустя апостол отсылает
этого раба домой, настоятельно убеждая
Филимона принять его как брата. В этой
связи апостол говорит: “Ибо, может быть
(греческое “ ” “возможно”), он для того
на время отлучился, чтобы тебе принять
его навсегда” (Филимону 15). Павел видит
вероятность провидения здесь, но даже
и он, хотя и боговдохновенный, не знал
наверняка.
Рамки
провидения Божия
От безбрежности всей вселенной до
кончиков волос на голове человека
проявляются интересы Господа через
провидение. Давайте проиллюстрируем
границы Его величественной заботы.
1) Вселенная. В великом возвеличении
Христа автор послания к Евреям заявляет,
что Спаситель держит “все [т.е.
всю вселенную] словом
силы Своей” (Евр. 1:3). Более того, “все
Им стоит [греческое
слово “ ” “поддерживаться”]”
(Кол. 1:17). “Христос –
контролирующая и объединяющая сила в
природе” ***
2) Силы природы. Бог управляет
силами природы. Он поддерживает
непрерывность сезонов (Быт. 8:22) и
“покрывает небо облаками, приготовляет
для земли дождь, произращает на горах
траву” (Пс. 146:8). Он контролирует солнце
и звезды (Иов 9:7), “от дуновения Божия
происходит лед” (Иов 37:10), “дает снег,
как волну; сыплет иней, как пепел. Бросает
град Свой кусками; перед морозом Его
кто устоит? Пошлет слово Свое и все
растает; подует ветром Своим, и потекут
воды” (Пс. 147:5-7), и “не переставал
свидетельствовать о Себе благодеяниями,
подавая нам с неба дожди и времена
плодоносные” (Деян. 14:17).
3) Особое провидение для
народа Божьего. Есть ли у человека,
посвятившего себя служению Творцу,
какие-то обещания преимуществ в этом
мире через провидение? Конечно есть!
Хотя и верно будет сказать, что Бог
посылает Свой дождь как на праведных
так и неправедных (Мат. 5:45), но не для
нехристиан, а для святых вдохновение
обещает: “Бог мой да восполнит всякую
нужду вашу по богатству Своему...” (Фил.
4:19). Необходимо отметить, конечно же это
точно не означает, что верность Господу
можно измерить материальным процветанием.
Книга Иова открывает, что даже праведные
могут терпеть лишения и, в противоположность
этому, иногда шатры у грабителей воистину
процветают (Иов 12:6; сравни Пс.72). Однако
это не отвергает истины, что провидение
действует особым способом для детей
Иеговы. Как история, так и ясные библейские
утверждения показывают это. Нам хватит
места, чтобы привести только один пример.
Из многочисленных примеров, связанных
с вдохновляющей жизнью несравненного
апостола Павла, один проиллюстрирует
нашу мысль. Во время своего третьего
миссионерского путешествия из Коринфа
в Грецию Павел написал свое послание к
Римлянам (Рим. 16:23; Деян. 18:7; 20:2). В Рим.
1:9,10 апостол упоминает, что он постоянно
просит, чтобы “мне в радости, если Богу
угодно, придти к вам...” (15:30-32). Бог ответит
на эту молитву –
по-Своему, через провидение! Отметьте
следующую последовательность событий:
-
Павел возвращается в Иерусалим, где
его арестовывают, якобы за осквернение
храма (Деян. 21:28); ночью Господь говорит
ему, что он должен свидетельствовать
в Риме (23:11).
-
Чтобы спасти его жизнь от толпы иудеев,
римские начальники отправили Павла в
Кесарию ночью (23:31 и далее).
-
Здесь он заключен в течение двух лет
(24:27). В конце концов он воспользовался
правом римского гражданина и потребовал
суда кесаря (25:11).
-
В начале осени 60 г. его отправляют в Рим
на корабле (27:1).
-
По пути они терпят кораблекрушение, и
всякая надежда на спасение от этого
бедствия потеряна (27:20).
-
Ночью ангел является Павлу и обещает:
“тебе должно предстать пред кесаря”
(27:24).
-
Следующей весной в безопасности и
здравии Павел и сопровождающие прибывают
в Рим (28:16). Молитвы отвечены! Провидение
осуществилось!
- Вера в провидение определяет многие
из основных отношений истинного
благочестия. Знание того, что Бог
наблюдает и действует в нашей жизни,
научает нас уповать на Него с верностью,
смирением и терпением, и ждать оправдания
и избавления (Пс. 36; 39:14 и далее; Иак. 5:7
и далее). Оно отбивает у нас желание
падать духом (Пс. 41;42) и дает смелость и
надежду. Оно воодушевляет нас молиться
Богу о великодушной помощи и прославлять
Его за все доброе.
* - Richard Watson, A Biblical and Theological
Dictionary.
** - H.T.Frank, Discovering The Biblical World
*** - A.T. Robertson, Word Pictures in the New Testament
Уэйн Джексон