Темы: Авторитет ПисанийАвторы, персонажиАлкоголь, сигареты, наркотикиАрмия, милицияБиблияБог, БожествоВераВечеря, причастиеВоспитание детейДеньги, финансыЖизнь христианинаЗакон, грех, наказаниеЗдоровье, красота, спортИисус ХристосИконыКрещениеЛюбовь, эгоизмМолитваМузыка, песниНебеса, духовный мирНой, ковчег, потопНравственность, этикаОдиночествоПасха, праздникиПлод духаПожертвованияПостПроповедованиеРазноеРоль женщины в ЦерквиСатана, демоныСекты, лжеученияСемья, бракСмерть, рай, адСпасениеСубботаСуд, второе пришествиеТворение, эволюцияХристианствоЦели, стремления, успехЦерковьЧудеса, исцеленияЕвангелие от Матфея (видео)Разное (Видео)
|
Смех и грех (5)
|
07.02.2009
|
|
[ Разное ]
|
Смех и грех (5)
Смех на горе Кармил
Если бы кто-то стал расширять практику обличения греха смехом, обосновывая ее библейскими доводами и соображениями здравого смысла, наверное, можно было бы услышать следующие аргументы в защиту этого.
-
Сам Господь посмеется над людьми, которые изрыгают хулу языком своим (Пс. 58:8,9), и посмеется над кощунниками (Прит. 3:34).
-
Сам Господь отступивших от закона евреев сделает посмешищем у всех народов (Втор. 28:37).
-
В книге Притч 14:9 написано: «Глупые смеются над грехом», но, может быть, кто-то скажет себе: не всякий глупый поступок – это грешный поступок; ради спасения чьей-то души я рискну оказаться глупым, можно ведь быть и безумным ради Христа (1 Кор.4:10).
-
Для того чтобы неверный брат был обращен (2 Фес. 3:14), предписано устыдить его. Может быть однажды кто-то скажет вам: ради святой цели и хорошего результата, почему я не могу устыдить грешника смехом? Ведь там, во 2 послании к Фессалоникийцам 3:14, даже не говорится устыдить словом, а лишь тем, что не сообщаться, но смехом устыдить у меня получится еще лучше.
-
На горе Кармил, когда лжепророки, служившие Ваалу, доказывали в соревновании истинность своей религии, пророк Илия по этому поводу произносил слова, которые могли восприниматься как издевательство над ними и их богом, и смеялся при этом (3 Цар. 18:27). Ничто из его поведения в том случае не критикуется Библией. Во всех словах и действиях Илии был правильный дух, хотя для лжепророков и наблюдавших со стороны людей слова и смех Илии могли показаться обидными.
-
Кто-то мог бы сказать: меня мало волнует то, что мой смех при обличении кому-то не нравится, когда я обличаю словом, обычно это тоже не нравится, так что, я не должен и словом обличать? Когда Иисус обличал иудеев словом (Мат. 23), вряд ли им это нравилось; когда их обличал словом Стефан, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами (Деян. 7:54). Так что же из-за того, что им это не нравилось, Иисус и Стефан делали глупость? Поэтому, если кому-то не нравится мой смех, я все равно буду делать то, что делал Илия – для меня авторитет Библия.
-
Все вышеназванные доводы не состоятельны. Учением Нового Завета не поддерживается идея о том, что обличительный смех угоден Богу как метод воздействия. Мысли, выраженные в вышеперечисленных пунктах, как обоснование для обличительного смеха, либо слабы своей непоследовательностью, либо не являются подходящими, потому что нарушают контекст или основаны на неправильном использовании стихов и литературных приемов, либо не учитывают разницы ситуаций. Пожалуйста, поразмышляйте над этим не торопясь.
Подробнее подумаем о событиях на горе Кармил, о том, что им предшествовало, к чему все шло, и соотнесем все это с эпохой Нового Завета.
Историческая ситуация. Израильский царь Ахав взял себе в жены дочь царя Сидонского – Иезавель, что запрещалось Богом, и стал служить Ваалу (3 Цар. 16:31); Иезавель истребляла пророков Господних (18:4). Не было ни одного народа и царства, куда Ахав не посылал бы искать Божьего пророка Илию (18:10), и явно не ради дружбы и почестей. Опорой религии Ахава были не истинные пророки Иеговы, а лжепророки, служившие идолам: как минимум 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели (18:19); и, конечно, у царя была еще возможность вершить свою волю силами военных людей. Илия встречается с Ахавом и не просто бросает ему вызов из-за личных отношений, а предпринимает действия, направленные на изменение религии своей страны, так как евреи совратились к идолопоклонству (3 Цар. 18:17-19). «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо» (3 Цар. 18:21-24).
Лжепророки были очень усердны в этом деле, они призывали имя бога своего, прыгали, кричали, кололи себя ножами, но безуспешно. «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар. 18:27).
-
Чтобы понять уместность смеха Илии в этой ситуации, мы должны оценить конкретные исторические события, которые происходят на горе Кармил в контексте Ветхого Завета, а именно: не упускать из виду, что за определенные нарушения, такие как, например, волшебство, идолопоклонство, половая нечистота и другие закон Божий предписывал истребление. Здесь, на Кармиле, происходило важное соревнование, итог которого влиял на выбор или решения многих людей. Илия противостоит здесь сборищу лжепророков, нахлебников, которые были на стороне Ахава и Иезавели – убийц Божьих пророков. Лжепророки, на которых опирался царь, должны были знать, могли знать и в действительности знали, что Господу угодно, а что противно. Но их отношение к Иегове выражалось в противодействии Ему. И все, что в ответ было совершено против них в ту эпоху, в той ситуации, было подходящим и справедливым в глазах Божьих. Но не всё из совершенного над ними было бы приемлемым для таких людей сегодня. Ни камни, ни меч, ни слова, которые воспринимались бы как издевательство или оскорбление, ни смех, который выражал бы насмешку над тем, во что верят люди, и осмеяние их грехов не были бы подходящими.
Мы не встретим в Новом Завете ни одного отрывка, где бы Иисус, апостолы или ученики обличали смехом. Дух Святой указал, что достаточным для обличения является слово Божие (2 Тим. 3:16), а в послании к Галатам во 2 главе с 11 по 14 стихи мы имеем пример публичного обличения, который также нас учит, что подходящих слов вполне достаточно для достижения цели, угодной Богу.
Новый Завет учит, что над Иисусом смеялись и это значит, что будут смеяться над теми, кто в чистоте и праведности будет следовать за Иисусом. Но Евангелие не показывает ситуаций, где бы Иисус, апостолы, верные христиане смеялись над ложными религиями людей и их грехами, или обличали их за это своим смехом.
Итак, если кто-то спросил бы: почему Илии можно было смеяться над безумием и верой тех людей, а нам с целью обличения нельзя? Ну, дайте тот простой ответ, над которым иногда уже даже смеются: «Потому что это Ветхий Завет». И обязательно поясните: не все то, что было подходящим по отношению к ним, является подходящим по отношению к грешникам сегодня. Фактически, с самого начала этого соревнования Илия приступил к исполнению Божьего наказания над этими людьми. Вот еще чем в нашем понимании должна отличаться та ситуация от действий христиан сегодня, когда мы учим непокорившихся Евангелию. Наша роль – увещевать, наставлять, учить чистотой слова и святостью своего поведения, а не совершать над ними кару Божью. Смех же Илии был частью этой кары. Смех этот здесь следует рассматривать не сам по себе, а как средство, влияющее на окружающих, и как меру воздействия на лжепророков, попадающую в перечень действий жестокого, но справедливого возмездия. И здесь не следовало бы расценивать смех как оружие для переубеждения или исправления. В этой истории все шло не к перевоспитанию этих людей, а к истреблению. Смех Илии – это параллель или иллюстрация словам (Пс. 58:8-9, Прит. 3:34) о Божьем гневе и отмщении.
Повторим: Илией был брошен вызов с целью изменить религию страны, было соревнование, великая победа, и истребление у потока Киссон противных Богу людей, и где-то среди этого всего был смех пророка, являющийся частью кары. Но это не одно и то же, как если бы вы учили индивидуально или публично тех, кто не является христианами, или неверного христианина и смеялись над их грехами с целью обличить, потому что в каком-то случае над грешниками смеялся Илия.
Представьте иллюстрацию. Известное многим дитя Божье в каком-то городе в большом зале проводит библейское обучение. В конце все признают слова учителя правильными, но никто не готов повиноваться Евангелию. Может быть, сейчас должен был бы в многочисленной аудитории греметь на весь зал громкий смех проповедника, преследующий цель устыдить или обличить непокорных слушателей. Разве было бы правильным далее позорить, пугать, грубить, рассуждая при этом так: да какая разница кому там что не нравится, когда речь идет о спасении душ? Представьте, если такое происходит и это не помогает, ну, нет желающих обратиться, что дальше? Разве было бы правильным этому проповеднику достать из кейса «Шмайсер» и перебить эту почтенную публику прямо там в зале? Конечно, нет! Бог против этого, да и правительство на такие кампании смотрело бы как на опасные гастроли. Но суть всего этого вот в чем: если бы здесь в зале уместен был тот же смех, который был на горе Кармил, тогда была бы приемлема и расправа над неповинующимися Евангелию, подобная каре над лжепророками у потока Киссон. «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар. 18:40).
Есть то, что из ситуации на горе Кармил является подходящим для наших дней, а есть то, что не является подходящим. Влиять на людей с целью, чтобы они обратились от грехов, что и делал Илия по отношению к народу, это правильно. Смеяться над ложной религией или грехом с целью обличить, потому что смеялся Илия – не правильно.
Но я не хочу сказать, что никогда ни в какой ситуации смех не поможет обличить или устыдить или, что смехом не поможешь человеку понять собственной ошибки, однако, с этим следует быть очень осторожным, чтобы не вызывать обратный эффект, и честным, чтобы не согрешить перед Богом. Просто подумайте: в скольких случаях в вашей жизни именно своим смехом над ошибками людей вы расположили их к добрым отношениям или приблизили к Богу.
Анатолий Шкрябин
|
<< Вернуться
|
|
|
|
|
2990847 (+90)
|
48
0
30,
18
|
|
|
|