Темы: Авторитет ПисанийАвторы, персонажиАлкоголь, сигареты, наркотикиАрмия, милицияБиблияБог, БожествоВераВечеря, причастиеВоспитание детейДеньги, финансыЖизнь христианинаЗакон, грех, наказаниеЗдоровье, красота, спортИисус ХристосИконыКрещениеЛюбовь, эгоизмМолитваМузыка, песниНебеса, духовный мирНой, ковчег, потопНравственность, этикаОдиночествоПасха, праздникиПлод духаПожертвованияПостПроповедованиеРазноеРоль женщины в ЦерквиСатана, демоныСекты, лжеученияСемья, бракСмерть, рай, адСпасениеСубботаСуд, второе пришествиеТворение, эволюцияХристианствоЦели, стремления, успехЦерковьЧудеса, исцеленияЕвангелие от Матфея (видео)Разное (Видео)
|
Смех и грех (4)
|
07.02.2009
|
|
[ Разное ]
|
Смех и грех (4)
Использование смеха с определенной целью
Может быть, кто-то подумает: люди обычно смеются, потому что смешно, но чтобы кто-то смеялся с какой-то целью – это явление само по себе странное. Разве может быть, чтобы человек запланировал наперед, в будущем, посмеяться над чем-то, или планировал наперед использовать какую-то ситуацию для того, чтобы посмеяться с определенной целью? Наверное, так не бывает. Бывает. Да, это явление в каких-то случаях странное, я бы сказал, недопустимое, если такой задуманный наперед смех сеет зло; это ведь всё равно, что планировать грех. Но иногда запланированный смех имеет положительный смысл, так как часто смех выражает хорошее и связан с добром. Итак, обычно люди смеются не с целью, а по причине – просто весело и все. Но иногда бывает недобрый смех с определенными намерениями, преследующий злую цель.
В книге Неемии мы читаем о таком смехе некоторых людей. Это Санаваллат, Хоронит, Товия и Гешем. По тому, что и как они делают, на первый взгляд может показаться, что это обыкновенная шайка бандитов. Больше изучив целенаправленность их действий и их общественное положение, можно узнать, что Товия и Санаваллат – это персидские наместники соответственно в Аммоне и Самарии, а Гешем – царь Кедара. В то время эти люди жили на территории, которая тогда называлась землей пленения (Неем. 4:4) (дальше ссылки по книге Неемии). Положение и возможности как у правителей у них были неплохие. Очевидно, они что-то теряли, если бы еврейская государственность укреплялась. Неемия пришел из столицы Сузы, чтобы строить стену Иерусалима (4:6) и обстроить город (2:5), и этих людей это не устраивало. Этих почтенных правителей огорчало, что кто-то проявил заботу о благе сынов Израиля (2:10). Эти люди делали что-то такое, за что было объявлено, что им нет части и права и памяти в Иерусалиме (2:20). Описано их поведение и отношение (сердились, досадовали, издевались) из-за успехов евреев (4:1-3). Их злоба, действия евреев вопреки желанию этих людей и успехи евреев послужили причинами к тому, что они решаются на войну против Божьего народа. Еще был с их стороны обман (они распространяли ложь, что Неемия хочет стать царем, 6:6-8), угрозы (6:9; 10:19) и действия, направленные на то, чтобы повредить репутации Неемии (6:10,11).
И еще эти «мудрые» люди использовали из своего арсенала с определенной целью смех как оружие, чтобы остановить Неемию и народ в их планах отстроить стену. Их смех и язвительные слова могли деморализовать, вызвать неверие в способность совершить это дело, создать упадок настроения, сокрушить дух – именно такие намерения у них были. Это тот случай, когда у смеха есть цель. Обратите внимание, смех в данном случае использовался как средство, сопровождающееся словами, наполненными мощным сарказмом, что усиливало воздействие смеха (сарказм – разновидность комического, едкая, язвительная и бескомпромиссно гневная насмешка, исполненная презрения и ненависти к объекту осмеяния). Когда Неемия рассказал соотечественникам о благодеявшей ему руке Бога и также слова царя, покровительствующего пророку в его деле, евреи сказали: «"будем строить", - и укрепили руки свои на благое дело. Услышав это, Санаваллат, Хоронит, и Товия, аммонитский раб, и Гешен аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? Уже не думаете ли возмутиться против царя?… Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился, и много досадовал и издевался над иудеями; и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие иудеи? Неужели им это дозволят? Неужели будут они приносить жертвы? Неужели они когда-нибудь кончат? Неужели они оживят камни из груд праха и притом пожженные? А Товия Амонитянин, бывший подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица и разрушит их каменную стену». Были не только ужасные действия со стороны противников дела Божьего, были издевательские слова, а также имеющий в себе разрушительную силу, используемый с целью навредить, смех.
Дети Божьи не должны планировать такой смех ни для каких ситуаций, не должны приучать себя к готовности в любой момент атаковать при помощи такого смеха, также должны быть бдительными, чтобы случайно не присоединить свой смех к смеху людей, содержащему в себе злые замыслы.
С какой целью смеются люди
-
Чаще всего без цели, а по причине веселья.
-
С целью заставить смеяться и веселиться других, просто потому, что сам смех доставляет удовольствие, если есть подходящая причина. Персонаж старого фильма «Большие гонки», глуповатый принц, смеялся очень заразительным смехом, при этом жестами и всем своим внешним видом побуждал к этому всех присутствующих. Смеялся он, смеялись люди в кадре, да так весело, что при этом смеялся почти весь кинозал.
-
С целью разрядить обстановку. Представьте себе: в седьмой раз на мужском собрании церкви обсуждается тема, которая давно вытрепала всем нервы и, похоже, в этот раз все закончится взрывом и расколом, но кто-то, опережая такой ход событий, отпускает остроумную и совершенно безобидную для всякого из присутствующих шутку, и раздается всеобщий смех, который меняет настроение. Что плохого, если с точки зрения каждого это своевременно?
-
С целью привлечь к себе внимание. Можно видеть, как это удачно получается у девушек в коротких юбках, которые ведут себя шумно и невоздержанно. С некоторыми молодыми парнями это тоже случается, и тогда они говорят друг другу: «Да-а, это тяжелый случай».
-
С целью обидеть, заставить испытывать боль или неприятные чувства. Почти каждая ситуация, в которой вы можете оказаться опечаленными, может быть вызвана и при помощи смеха, конечно, многое здесь зависит от момента и настроения. Представьте: кто-то смеется над Иисусом, над вашей верой, над делами вашей веры, над дорогим вам человеком, над вашими ошибками, вашими потерями, над вашим успехом или вашим поражением, над вашим счастьем или несчастьем, над потерей вами близкого человека и т.д. – такой смех свидетельствует о дистрофии совести или параличе благомыслия.
-
Бывает смех, в общем, почти не имеющий цели, кроме, может быть, одной – желание громко рассмеяться; ну, может еще сопровождающейся надеждой, что кто-то подумает: о, среди нас особые люди. Знаете, такой есть смех, являющийся демонстрацией высокого о себе мнения. Такой знаете громкий, вульгарный, глупый (чтобы было понятнее, я скажу, что некоторые таким же образом иногда чихают), смех, который игнорирует хорошие нормы поведения, которым человек показывает, что ему все и всё «до лампочки». Такой смех даже безбожникам не нравится. И даже одному из самых известных безбожников – Ницше. Он писал: «Когда человек ржет от смеха, он превосходит всех животных своей низостью».
-
Смех может использоваться как средство защиты или нападения с целью взять верх в дискуссии. Здесь также возможны разнообразные варианты. Например: у человека нет доводов в защиту своей позиции, тогда он начинает смеяться над идеями оппонента, переводит внимание на личность оппонента, критикует его внешний вид, семью, упоминает интересные случаи из его жизни, мастерски побуждает рассмеяться слушающих и быстро в разговоре переходит к другой теме. Говорят: насмешка часто бывает признаком скудости ума; она является на помощь, когда не достает хороших доводов. Смех в данном случае – это оружие, являющееся формой защиты собственных слабостей. Внешне он может производить впечатление мудрости и силы, но в глазах Божьих – это мирская изворотливость. Разве Иисус показывал Свои достоинства таким образом?
Может быть, кто-то подумает: то, о чем здесь говорится, как-то не сильно связано с религией. Дело в том, что смех и смехотворство – это тема библейская. Смех человека часто может нам указывать на то, какое у него сердце. Насколько он умен или глуп. Потому как и над чем смеется человек, можно предполагать какая у него жизнь. Если человек часто смеется, это еще не значит, что он великий оптимист. Много ли смеялся Иисус или апостол Павел?
Было ли бы правильным использовать смех с целью обличить грешника
Скажем, при обращении в веру или при беседе с неверным христианином вы обличаете грешника, и это получается довольно вразумительно. Человек принимает ваше обличение, соглашается с вами, но каяться не собирается. Может быть, самое время переходить к смеху или, воздействуя жестом, крутить пальцем у виска? Наверное, для многих обличаемых ваш смех от такого жеста в такой ситуации мало чем отличался бы. И это не одно и то же, как если бы здесь вы прямо сказали с любовью этому человеку, что он в своем выборе неразумен. Скорее всего, даже если вы в ваших мотивах на 100% чисты, вряд ли ваш смех будет понят правильно. Выражая свое отношение смехом, в этом случае вы будете человека скорее дразнить или обижать, оскорблять или унижать, скорее, позорить или стыдить, чем приближать к Господу, потому что ваш смех может быть расценен как издевательство.
Я не могу сказать, что смех вообще не допустим при обличении ни при каких обстоятельствах. Но это деликатная ситуация, и здесь следует со смехом быть очень осторожным. Если нет 100% понимания со стороны обличаемого в том, что ваш смех чист и имеет исключительно святую цель, неправильно было бы обличать смехом. Даже если у вас на 100% есть уверенность в том, что ваш обличительный смех поймут правильно, то не исключена возможность при вашей 100% уверенности, что вы все же ошибаетесь относительно того, насколько правильно обличаемый понимает вас. И что тогда? В большинстве случаев, вряд ли это будет служить сохранению дружелюбных отношений, вряд ли это приблизит человека к миру с Богом, вряд ли это путь к вашему единству во Христе с этим человеком, скорее наоборот.
Пусть у нашего смеха всегда будут только угодные Богу цели. Давайте будем мудро использовать смех во взаимоотношениях с ближними, чтобы это не было во вред.
Домашнее задание: пожалуйста, оцените смех Илии на горе Кармил (3 Цар. 18:27) и подумайте, было ли бы уместным для проповедника Евангелия при публичном обучении смеяться над ошибками или нечестием слушающих его людей? Почему «да» или почему «нет»?
Анатолий Шкрябин
|
<< Вернуться
|
|
|
|
|
2990887 (+130)
|
48
0
32,
16
|
|
|
|